Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 декабря 2008 11:43

«Cталкер» в поисках чистоты и святости

«Cталкер» в поисках чистоты и святости

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» всегда был силён подборкой документального кино, его показывают здесь много и охотно. Особенно любит он кино про детей, инвалидов и беженцев. Правда, фильмов на эту тему в России снимается почему-то всё меньше и меньше, налицо кризис идей и выразительных средств.

Попытка рассказать о судьбе ВИЧ-инфицированного мальчика, его первом дне пребывания в Доме ребёнка («Тимур и другие», режиссёр Андрей Каминский; конкурс российского кино), если и была драматически напряжённой поначалу, то затем растворилась в скучных диалогах между ребёнком и детским психологом и длинных эпизодах «детсадовских игр», которые колоритны сами по себе, но не в контексте фильма. Кинематограф таким образом в робости отступает перед жизнью, теряет образную силу.

«Деревня «дураков» Лилии Вьюгиной (конкурс) пострадала от обратного — рассказ об умственно неполноценных детях, живущих в так называемой «норвежской деревне» с таким тёплым русским именем Светлана, загоняется в жёсткие рамки телевизионного формата (регламентом «Сталкера» телевизионный формат не приветствуется, но для «Деревни...» сделали исключение). В странное, дурное время мы всё-таки живём: любая, даже самая благородная идея «не прокатит», если её не «пропиарить». Картина Вьюгиной, подробная, знакомящая чуть ли не со всеми жителями этой славной деревни — классический образец такого вот «белого пиара». Так как деревня норвежская и находится в Ленинградской области, ребята воспитываются в духе протестантской идеологии, поют духовные гимны и рождественские песни, как если бы находились где-нибудь в Норвегии или Германии. Со стороны России отражено только участие местных властей, предоставивших землю и отремонтировавших какие-то служебные помещения. Отношение православной церкви к этой своеобразной деревне не отражено вообще.

Некоторых представителей православного люда щёлкнули по носу в «Мире простодушных» Тофика Шахвердиева (конкурс), постоянного участника «Сталкера». Дауны — простодушные, почти cвятые, а их в церковь не пускают, не дают свечку поставить и помолиться, - печально констатируют авторы. Трогательна девочка с синдромом Дауна, признающаяся, что хотела бы прислуживать в церкви. Трогателен и художник-концептуалист, сделавший серию роскошных фотографий, где ребята-дауны выступают в роли библейских героев. Вопрос о святости и божьем наказании остаётся открытым и вытесняется в область искренних переживаний, чистых и нежных эмоций. Так же эмоционально, каким-то душераздирающим воем и плачем, на фоне глухого противостояния православных и «кришнаитов», преодолевается внутренний раздрай персонажей фильма «Не от мира сего...» (режиссёр Владимир Головнёв, конкурс).

Cреди больших документальных картин не затерялась маленькая, просто и со вкусом сделанная игровая - «Долг» Тимира Берназарова (Кыргызстан, Международная панорама). История молодого человека, вернувшегося из тюрьмы, чтобы похоронить отца, с блеском укладывается в неоконсервативный контекст современного киргизского кинематографа с темой возвращения к истокам, примирения старого и нового, опрощения и очищения (вспомним «Санжыру» и «Сундук предков» Нурбека Эгена, «Чистую прохладу» Эрнеста Абдыжапарова). Картина Берназарова скромна, но в ней есть внятность и даже поэтическая изысканность. Та самая лаконичность и выразительность языка, которых так сейчас не хватает в кино — и в большом, и в малом.

Автор:
Игорь Перунов cпециально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама