Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 марта 2011 17:48

Российское кино: нас по-прежнему смешарят

Российское кино: нас по-прежнему смешарят

Весенний Кинорынок – пора «оттепели». Дистрибьюторы стряхивают с себя прошлогодний снег, уточняют и меняют даты релизов, обнародуют цифры, раскрывают карты. Как правило, именно в это время начинает постепенно вырисовываться картина уже ставшей традиционной новогодней «битвы титанов».

По итогам 84-го Кинорынка можно сказать, что российских картин до конца календарного года выйдет совсем немного. Пока это 25 заявленных проектов с точными датами премьер (которые, опять же, могут поменяться) и еще 6 фильмов с плавающими и приблизительными датами выхода в прокат («Шпион», «Без мужчин», «Упражнения в прекрасном», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Смешарики. Начало 3D», «Лакомый кусочек»).  Ну, а фильмов, способных собрать кассу и принести доход своим создателям, по традиции можно будет пересчитать по пальцам одной руки. Посмотрим, как выглядит турнирная таблица российского кино на данном этапе, и какие тенденции наметились на подиуме «высокого проката» до конца года.

Несмотря ни на что, в жанровом отношении по-прежнему лидирует комедия – смешить зрителя будут целых 14 российских комедий с оговоркой, что из подполья еще не вышли «Ржевский против Наполеона» и «Любовь в большом городе 3» – информация по этим франшизам, скорее всего, появится на сочинском Кинорынке в июне 2011. Плюс немного в стороне стоят еще 4 «условных» комедии. Это более камерные фильмы, снятые режиссерами авторского кино на перекрестке драмы и лирической комедии. Это вовсе не значит, что такое кино будет менее смешным, просто к нему нужен более аккуратный подход и осторожная роспись. Например, «Без мужчин» Алисы Хмельницкой (Art Pictures Media), весь сконцентрированный на двух героинях в исполнении Веры Воронковой и Надежды Михалковой, - картина для ограниченного проката. Так же как и экранизация одноименного спектакля театра имени Моссовета «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова («Каропрокат») – несмотря на наличие в фильме Гоши Куценко, эта трагикомедия о жизни гастролирующих актеров не может рассчитывать на массовую аудиторию.

В основном же списке комедий все равно наметилось приятное разнообразие. Теперь это уже не только романтические («Служебный роман. Наше время», «Свадьба по обмену») или новогодние («Ёлки 2») комедии. Есть также ретро комедии («Олимпийская деревня», «Пять невест»), криминально-приключенческие («Бабло», «Лакомый кусочек»), курортная комедия положений («Все включено»), офисная («Варенье из сакуры»), офисно-абсурдисткая («Суперменеджер, или мотыга судьбы»), дорожно-разговорная («О чем еще говорят мужчины»), фантасмагорические («Самка», «Беременный»), черная криминальная («Вдребезги»). Представлен даже тот подвид, который в советское время называли производственной комедией – «Стэп бай стэп». Этот затерявшийся с 2009 года фильм Юрия Коробейникова практически полностью повторяет сюжет с треском провалившейся «Первой любви» Егора Дружинина. В этом списке самым мощным прокатным потенциалом обладают ожидаемый и спорный «Служебный роман. Наше время» (UPI), «Свадьба по обмену» (ЦПШ), «Беременный» («Каропрокат»), сиквел лидера этого новогоднего проката «Ёлки 2» и, конечно, «О чем еще говорят мужчины» (последние два сразятся в битве титанов 2011-2012).

Таким образом, лидерство комедийного жанра по-прежнему остается главной тенденцией в российском кино. Хотя до конца года в прокате больше не заявлено ни одной комедии, основанной на популярном телешоу или снятой КВН-щиками. Возможно, Comedy Club Production после январского неуспеха «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» (при бюджете $6,5 млн. фильм собрал всего $9,8 млн. на 900 копиях) решили взять паузу. Не исключено, правда, что это только затишье перед бурей. Но без Михаила Галустяна обойтись все равно не удастся, так как  его популярность уже вышла за рамки проектов Comedy Club. В сентябре 2011 года российскую публику ждет громкая комедия «Беременный» – русская версия американского «Джуниора» (1994). Примечательно, что «Каропрокат» начал готовить кинотеатры и публику к премьере этого проекта заблаговременно – тизерные хард-постеры с изображением беременного Дмитрия Дюжева и прильнувшего к его животу Михаила Галустяна начали появляться в кинотеатрах уже в январе этого года. «Каропрокат» показал ролик и несколько сцен из фильма, которые были приняты на ура.

Следующая группа – фильмы направления экшн: боевики, триллеры и прочие вариации на криминальную тему. Начиная с марта выйдут: темная лошадка «Ключ Саламандры» («Каскад», 24 марта), «ПираМММида» (UPI, 7 апреля), «Generation П» («Каропрокат», 14 апреля), «Рейдер» («Наше кино», 16 июня), «Бой с тенью 3» (ЦПШ, 3 ноября). В отличие от комедийного сегмента, фильмы криминального и экшн направления более спорные – что-либо прогнозировать здесь гораздо сложнее, поскольку если у «Боя с тенью 3» за плечами два успешных первых фильма, то и «ПираМММида», и «Рейдер», и «Generation П» помимо криминальной и экшн составляющих имеют ярко выраженный социальный оттенок, который массовый зритель не жалует. Все три упомянутых картины – экранизации. «ПираМММида» - это реальная история аферы Сергея Мавроди, «Generation П» – киноверсия романа Виктора Пелевина, а в основе «Рейдера» – одноименный роман Павла Астахова.  

Но, конечно, отдельного упоминания заслуживает многострадальный «Generation П», выходящий в прокат 14 апреля («Каропрокат»). Презентация этого проекта длилась очень долго и оставила массу вопросов. Несмотря на море цифр и обещанный продюсером, отвечающим за промо-кампанию фильма, Иваном Засурским «абсолютный зомбёж» публики, эффективность явно не маленького рекламного бюджета и такого информационного террора все еще остается под сомнением. Показанные фрагменты (кстати, несмотря на обещанный Засурским эксклюзив,  все материалы из фильма были те же самые, что и на декабрьском Кинорынке), не сулят чего-то сверхъестественного. Сложно сказать, чего ждали и с каким чувством смотрели на экран поклонники Пелевина, но люди, избавленные от этого пристрастия, увидели достаточно скучные эпизоды мрачного фильма о постсоветской «чернухе» с очень непонятными экзистенциально-мифологическими диалогами и большим количеством мата. Ни о какой необычайной зрелищности, выдающемся художественном качестве или захватывающем сюжете здесь речи быть не может. Вот и получается, что вся надежда на популярность романа Пелевина. Очень рискованно. Тот факт, что фильм смогут смотреть только преданные почитатели романа – не лучшая рекомендация. Культовость и тиражи литературного первоисточника, как мы уже знаем, еще не гарантируют кассового успеха экранизации, поскольку читатель может не быть активным кинозрителем, точно так же, как и Интернет-пользователь. Это доказали и «Статский советник» (2005), собравший $7,5 млн. при бюджете $4 млн., и недавняя «Запрещенная реальность» (2009), заработавшая в прокате всего $1,8 млн. при бюджете в $9 млн. Не берусь делать прогнозы по «Generation П», но очень интересно, когда именно начнется обещанный «абсолютный зомбёж», если картина выходит в прокат уже 14 апреля?

Второй фильм режиссера «Неадекватных людей» Романа Каримова «Вдребезги» позиционируется как черная криминальная комедия в духе Тарантино. Но нарезка, показанная на презентации «Парадиза», оставляет другое впечатление. Из того, что мы увидели, можно сделать вывод, что это криминальный роуд-муви, состоящий из трех историй, вполне возможно, и объединенных каким-то одним забавным лейтмотивом, но снятый довольно жестоко. Хотя и у такого кино сегодня есть своя аудитория.

Поиски своего зрителя продолжат и фильмы ограниченного проката, артхаусные проекты с обещающими или уже громкими режиссерскими именами. Это «Обратное движение»  Андрея Стемпковского (Фонд Михаила Калатозова, 17 марта), награжденный призом за лучший сценарий на последнем Кинотавре, «Мишень» Александра Зельдовича («Интерсинема», 12 мая), «Елена» Андрея Звягинцева («Кино без границ», 26 мая) и «2 дня» Авдотьи Смирновой (ЦПШ, 16 июня).

Но, пожалуй, самые сложные проекты сконцентрированы в группе драматического и масштабно-исторического кино и/или экранизаций. После Кинорынка из этой группы выпал «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук, который пока так и не дошел до больших экранов. Труд прокатывать затерявшуюся на года экранизацию Булгакова «Мастер и Маргарита» Юрия Кары взял на себя «Люксор» (релиз 7 апреля). Военно-историческую драму Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (5 мая) и ушедшего на осень «Шпиона» Алексея Андрианова будет прокатывать ЦПШ. Биографическую драму «Высоцкий. Спасибо, что живой» осенью выпускает WDSSPR (точная дата релиза пока неизвестна). Этот интригующий проект с невероятным пластическим гримом, превращающим некоего известного артиста в легендарного музыканта и актера Владимира Высоцкого, тоже ищет различные пути к зрителю. На презентации WDSSPR было объявлено, что в рамках продвижения проекта будут записаны рэп-версии известных песен Высоцкого в исполнении популярного рэпера Баста. Вполне возможно, что такое «переосмысление» творчества Высоцкого заинтересует молодежь и одновременно вызовет волну негодования со стороны старшего поколения его поклонников, что и привлечет внимание к проекту.

Ну, и самый немногочисленный отряд – семейное кино. До конца года детишек, а также их родителей порадуют всего 4 российских проекта: «Кукарача 3D» («Парадиз», 24 марта), «Иван царевич и серый волк» («Наше кино», 29 декабря), «Смешарики. Начало 3D» (Bazelevs Distribution, декабрь 2011) и «Волшебный кубок Роррима Бо 3D» («Каропрокат», 31 декабря). Как видим, три проекта из четырех сделаны в 3D формате, и тоже три, но уже в другом раскладе – выйдут в Новый год на поле брани. Двойной неожиданностью здесь стали «Смешарики» – и сам приход круглых существ на большой экран, и тот факт, что прокатывать столь нравственно чистый проект будет подразделение компании Тимура Бекмамбетова Bazelevs… Вот уж не ждали. Самый сильный в списке семейных проектов – это, конечно,  «Иван царевич и серый волк». Однако если у создателей уже не просто бренда, а целой империи «Смешариков» хватит творческих сил и хитрости, чтобы из формата короткометражного сериала создать сюжет для полноценного прокатного фильма, то эта империя еще нанесет свой ответный удар, сделав новогоднюю битву не по-детски жестокой.

Забавно, что 3D, как модная тенденция, практически покинула российские фильмы, оставив эту привилегию крупнобюджетным и зрелищным голливудским блокбастерам – после вышедшего в январе «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» очки придется надевать только на трех российских проектах. Конечно, в закромах еще есть некоторые фильмы, создатели которых, вероятно, поспешили на волне популярности перейти в 3D формат, а сами фильмы выпустить не успели (например, «Ржевский против Наполеона»). Так что это будет уже не тенденция, а лишь инерция предыдущего сезона.

Хотя среди российских картин по-прежнему есть ремейки и сиквелы, но франшизы уже постепенно исчерпывают себя (в январе вышел «Самый лучший фильм 3-ДЭ», в марте – «Любовь-морковь 3» и до конца года должна появиться «Любовь в большом городе 3»). Так что неминуемо грядет тот день и час, кода продюсерам придется либо черпать идеи из зарубежных фильмов (как это сделали создатели «Беременного»), либо создавать новые франшизы, либо – и это самое сложное –  писать оригинальные сценарии.

Королева экрана по-прежнему актриса Екатерина Вилкова – известно ее участие в 6 российских проектах, выходящих в прокат в ближайшие полгода, и того гляди появятся еще.

После компании «Двадцатый Век Фокс СНГ», решившей поэкспериментировать на предыдущем кинорынке и отказаться от стенда, ее примеру решили последовать также «Каро», «Вольга» и «Люксор». Остается только надеяться, что это временное явление и к летнему Кинорынку все вернется на круги своя. Лучше в тесноте, да не в обиде, чем на просторах Крокуса и в одиночестве.

Лидерами по количеству российских картин на данном этапе являются ЦПШ (7 проектов), «Каропрокат» (6 проектов) и «Наше кино» (5 проектов) и. По два проекта у UPI и Bazelevs Distribution и по одному – у оставшихся 9 прокатчиков, работающих с российским кино. Но среднее число российских лент, приходящихся на одного дистрибьютора, такое мизерное (2,2 фильма), что говорить об акцентах, ставках и каких-то тенденциях внутри отдельно взятой прокатной компании преждевременно. Зато очень любопытное явление, что Bazelevs вслед за международным проектом Тимура Бекмамбетова «Аполлон 18», релиз которого состоится в апреле, взялся прокатывать отечественный фильм (к тому же анимационный) не своего производства. Приход крупного производителя в прокат – явление закономерное, но подобный опыт не самым удачным образом закончился, например, для прокатного подразделения компании «Леополис», которое открылось в 2009 году и закрылось через год. Посмотрим, как все сложится у Bazelevs Distribution.
Автор:
Наталия Осипова
Реклама