Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 сентября 2016 13:00

Аналитика AFM: Имеет ли значение мнение критиков?

Аналитика AFM: Имеет ли значение мнение критиков?

Со 2 по 9 ноября 2016 года в Санта-Монике, США, пройдет кинорынок American Film Market. Для того, чтобы помочь подготовиться участникам к мероприятию, ПрофиСинема публикует интересные материалы о разных сферах кинопроизводства и дистрибьюции, которые помогут лучше ориентироваться в кинобизнесе. Продолжая цикл аналитических статей, предлагаемых AFM профессионалам индустрии, обратимся к исследованию, отвечающему на волнующий многих кинематографистов вопрос – есть ли связь между успехом фильма у кинокритиков и его кассовыми сборами? 

Огромное количество факторов влияет на то, окупится ли фильм или нет, но сегодня мы рассмотрим лишь один из них: насколько важен успех фильма у критиков?

Некоторые продюсеры делают все возможное, чтобы добиться благосклонных отзывов кинокритиков, поскольку считают, что даже одна положительная рецензия в престижном издании является залогом финансового успеха фильма. В то время как другие продюсеры высмеивают понятие «всемогущий кинокритик», полагая, что рецензии и вообще мнения представителей СМИ не имеют никакого влияния на поведение кинозрителей.

Рассмотрим эту тему, изучив корреляцию между рецензиями на фильм и его возможностями достичь рентабельности.

Было изучено 3,715 игровых фильмов, выпущенных кинопрокат США 2000-2015 годах, по которым имеются данные о размере бюджета (полный список можно найти здесь – ссылка). С помощью алгоритма, который разработали авторы, можно оценить вероятность достижения рентабельности каждого из 3,715 фильмов. При этом учтены все доходы фильма (не только кинотеатральный прокат) и все расходы (например, бюджет на маркетинг и расходы дистрибьютора). Затем была рассмотрена корреляция между прибыльностью фильма и мнениями кинокритиков о нем, размещенных на ресурсе Metascore.

Показатели рентабельности

Среди всех рассмотренных фильмов 41% получили прибыль, в то время как остальные 59% понесли убытки. Необходимо учесть, что информация о производственном бюджете обычно доступна для студийных фильмов и крупных независимых постановок, и реже для небольших независимых фильмов, и в самой меньшей степени – для фильмов, которые не смогли найти дистрибьютора, или прокатывались самокатом. Так что общий процент картин, сумевших получить прибыль, в данной выборке выше, чем в среднем по отрасли. Тем не менее, авторам исследования было важнее не предоставить точное процентное распределение, а проанализировать, действительно ли лучший (с точки зрения критиков) фильм имеет больше шансов собрать кассу.

1 Показатели рентабельности

Жанры, чаще других становящиеся прибыльными – это анимация, ужасы и приключения, в то время как криминальные ленты, драмы и байопики показывают гораздо худшие результаты. 

Имеет ли значение качество?

Почти во всех ситуациях наблюдается закономерноcть: чем фильм лучше, тем выше шансы, что он достигнет рентабельности.

2 Имеет ли значение качество

Из фильмов с самой низкой оценкой критиков (менее 20 из 100 баллов в Metascore), только 29% получили прибыль. Для сравнения: картины с наивысшими оценками (более 90 баллов) добились прибыли в 91% случаев.

Схема увеличения шансов на кассовый успех проекта не является единообразной. Если отдельно взятый фильм имеет на Metascore рейтинг в районе 30 баллов, то его шансы на получение прибыли на 19% меньше, чем у фильма с рейтингом в районе 50 баллов. Однако у картины, которая набирает около 90 баллов, на 59% больше шансов стать прибыльной, по сравнению с лентой, имеющей рейтинг 70 баллов. Так что по-настоящему высокие рейтинги критиков все же имеют значение.

Кинематографистам будет приятно это услышать, однако, для того, чтобы эта схема была коммерчески полезной, мы должны рассмотреть ее более подробно.

Жанры, для которых качество имеет большое значение

Для подавляющего большинства жанров, чем лучше фильм (по определению критиков), тем больше у него шансов стать прибыльными. Жанрами, где рейтинги критиков и кассовые сборы имеют особенно высокую корреляцию, являются приключения, боевик и фантастика.

3 Жанры, для которых качество имеет большое значение

Жанры, с которыми «все сложно»

На другом конце спектра находятся жанры, доходность которых менее коррелирует с рейтингами критиков на Metascore:

Драма 
Высокие рейтинги на Metascore мало влияют на вероятность того, что драма достигнет уровня безубыточности, разве что критические оценки будут действительно высокими (70+). Но по достижению этих цифр, каждый дополнительный балл на Metascore значительно увеличивает шансы на прибыль. Другими словами, либо снимай высококлассную драму, либо брось затею заработать на этом жанре!

Комедия
По сравнению с драмой, тут практически нет отличий, разве что по достижению 70 баллов по шкале Metascore шансы на прибыль увеличиваются еще больше.

Анимация
Анимационные фильмы являются вторыми по показателю слабой корреляции между критическими отзывами на фильм и его прибыльностью. Они, как правило, имеют относительно высокий уровень рентабельности, даже когда критики пишут на них разгромные рецензии. Хорошим примером являются ленты «Смурфики» и «Смурфики 2», которые были оценены критиками на 30 и 34 баллов соответственно, и при этом окупились в прокате.

4 Жанры, с которыми все сложно

Жанры, с которыми творится полное сумасшествие

И, наконец, стоит упомянуть жанр, который имеет самую слабую связь между реакцией критиков и прибыльностью самого фильма.

На графике ниже вы можете увидеть корреляцию между оценками Metascore и рентабельностью для каждого жанра, где ноль означает отсутствие корреляции, а единица говорит о полной зависимости между ними.

5 Связь между критическими отзывами и прибыльностью жанра

Если фильмы ужасов получают хорошие критические отзывы, то это практически не влияет на повышение шансов их окупаемости. Фактически, самые прибыльные фильмы ужасов удостоились оценок в диапазоне между 30 и 50 по шкале Metascore, что эквивалентно результату между двумя и двумя с половиной звездам из пяти.

6 Доходность фильмов ужасов

Исследование провели аналитик киноиндустрии Стивен Фоллоуз и основатель The Numbers Брюс Нэш.

Первая статья была посвящена анализу низкобюджетного кино в целом
Вторая представляла собой кейс-стади производства и проката отдельно взятого малобюджетного независимого фильма
В третьей мы рассмотрели, какие жанры востребованы на одних территориях и не имеют практически никаких шансов добиться успеха в прокате других стран.
В четвертой рассказали об особенностях китайского производства, прохождении цензуры и создания копродукции.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Американский кинорынок/American Film Market

Фоторепортажи по теме Американский кинорынок/American Film Market

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама