Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 октября 2016 13:30

MIPCOM 2016: Виртуальная реальность – наше реальное будущее

MIPCOM 2016: Виртуальная реальность – наше реальное будущее

18 октября 2016 года в рамках крупнейшего международного рынка производителей телевизионного контента MIPCOM, проходящего в Каннах с 17 по 20 октября, состоялась организованная телеканалом Russia Today дискуссия о виртуальной реальности и видео в формате 360 в журналистике. На мероприятии были представлены успехи пионеров технологии, которая, очевидно, очень скоро завоюет весь мир. 

Виртуальная реальность (VR) появилась как платформа для гейминга и изначально подразумевала интерактивность – активное взаимодействие пользователя с элементами смоделированного мира, выбором дальнейшей линии развития сюжета. Скоро контент в VR будет полностью управляем пользователем, и финальный продукт будет зависеть от его воображения. Однако это направление не может быть единственным воплощением VR: все-таки люди, разрабатывающие технологии (как и многие пользователи), мало что понимают в искусстве рассказа историй, а люди жаждут захватывающих сюжетов. Параллельно с геймингом стал развиваться пассивный, документальный VR, в котором пользователь является лишь наблюдателем, но имеет возможность окунуться в драматичную реальность посредством новостной журналистики или совершить увлекательные виртуальные путешествия. Несколько компаний одновременно стали производить такое видео в инновационном формате 360 градусов. 

Рынок контента MIPCOM 2016, дискуссия Russia Today Виртуальная реальность и эффект присутствия: будущее новостной журналистики

Телеканал RT – один из лидеров освоения инновационной технологии среди СМИ – провел на рынке MIPCOM дискуссию «Виртуальная реальность и эффект присутствия: будущее новостной журналистики», в которой приняли участие продюсер RT по виртуальной реальности Эдуард Чижиков, журналист Euronews Томас Сейман и основатель лондонской студии панорамного контента Immersiv.ly Луис Джебб. Модератором выступила консультант по новым медиа и виртуальной реальности Алина Михалева. Участники мероприятия, которое стало скорее презентацией, чем дискуссией, поделились своим опытом работы в панорамном формате. Событие вызвало большой интерес участников рынка: зал едва вместил всех желающих узнать больше о новинке. 
Телеканал RT еще в декабре 2015 года представил первый панорамный документальный фильм про Донецк, снятый в зоне конфликта уникальным дроном с камерой 360. 


Томас Сейман из Euronews продемонстрировал видеоинтервью и новостные сюжеты, производимые информационным агентством в данном формате. Луис Джебб показал фрагменты динамичных и познавательных сюжетов, созданных Immersiv.ly. Эти три компании начали прокладывать новый путь, на который уже встали New York Times, Discovery и др.; в текущем году все новостные компании так или иначе попробовали поработать с видео 360. 

Для полного визуального погружения в VR используются индивидуальные шлем с очками и наушники, при помощи которых создается эффект присутствия. Вместе с тем смотреть видео 360 можно на компьютере, планшете, экране мобильного телефона (в режиме панорамного просмотра). Как рассказал порталу «ПрофиСинема» продюсер RT по виртуальной реальности Эдуард Чижиков, по данным исследования, большинство людей в России – 70 % пользователей – смотрят VR на домашнем компьютере, остальные используют мобильные устройства. 

Рынок контента MIPCOM 2016, дискуссия Russia Today Виртуальная реальность и эффект присутствия: будущее новостной журналистики

Уже сейчас понятно, что абсолютно новая форма распространения контента не угрожает телевидению или кинотеатральной традиции, являясь, скорее, новым медиа. Компании используют разные подходы, кто-то просто переформатирует свое видео в формат 360, кто-то – пытается использовать его для чего-то нового. Так, шведы задействуют VR для борьбы с хулиганством, демонстрируя подросткам конфликтные ситуации с точки зрения жертвы. 

Не утихают споры по поводу интерактивности в VR, но почти все сходятся на необходимости консолидации усилий и совмещения разных подходов. Сейчас важно, чтобы VR состоялся, привлек массовую аудиторию. Как отметила в рамках мероприятия Алина Михалева, аудитория геймеров слишком нишевая: пользователей VR в первую очередь привлекают путешествия, а игры стоят лишь на шестом месте. Основная публика – не геймеры, хотя игровой VR будет продолжать развиваться своим путем. 

На просьбу озвучить используемые способы распространения контента, Томас Сейман назвал социальные сети, Луис Джебб – официальный сайт компании, а Эдуард Чижиков признал необходимость использования всех существующих ресурсов: «Нужно распространять контент везде. Не так много людей используют очки, эта технология только внедряется, поэтому мы должны публиковать видео на тех платформах, где уже есть наша потенциальная аудитория. Еще будет война платформ, и кто будет впереди – пока непонятно».

Рынок контента MIPCOM 2016, дискуссия Russia Today Виртуальная реальность и эффект присутствия: будущее новостной журналистики

На предложение модератора пофантазировать и представить идеальное видео в формате 360, каждый спикер ответил по-своему: Эдуард Чижиков хочет увидеть прогулку по космосу, Томас – красивый сюжет про еду, а Луис – образовательное, просветительское видео. 

Сейчас возможность снимать в формате 360 (при помощи специальной, не очень дорогой камеры) имеют все желающие, но любительский контент малопривлекателен, так что на медиарынке чувствуется нехватка профессионального VR-контента, а RT предоставляет его в полном объеме и ищет дистрибьюторов.

Понятно, что в настоящий момент технология VR находится в зачаточном состоянии и не лишена ряда недостатков: тяжелые очки, нуждающиеся в питании от сети, несовершенный звук и прочее. Как рассказал порталу «ПрофиСинема» Эдуард Чижиков, главные минусы современного VR связаны с техническим воплощением: «Минус современного VR – плохое качество очков. Видео, снятое в разрешении 8К, приходится демонстрировать на очках 2,7К. Это как слушать первоклассно записанную музыку в дешевых наушниках». 

Рынок контента MIPCOM 2016, дискуссия Russia Today Виртуальная реальность и эффект присутствия: будущее новостной журналистики

Тем не менее все понимают, что за виртуальной реальностью – будущее. По убеждению Чижикова, следующий шаг развития технологии – интерактивность: пользователь сможет побывать в разных местах со своими друзьями, семьей; сходить на концерт любимых исполнителей, выйти на сцену и спеть песню вместе со своим кумиром. Как признался Эдуард, наряду с энтузиазмом он испытывает некоторые опасения: «Очень важно, чтобы люди, погружающиеся в виртуальную реальность, не потеряли соучастия, чистоты эмоционального восприятия. Когда своими глазами в формате 360 видишь что-то впечатляющее – будь то шикарная природа Камчатки или ужасающий вид разрушенного Донецка – это производит сильное эмоциональное впечатление. Боюсь, постепенно люди привыкнут к этому формату и перестанут так чутко реагировать, а затем и в настоящей жизни потеряют частички человечности. Все же надо разделять настоящую жизнь и виртуальную реальность». 

Основной целью мероприятия, проведенного телеканалом Russia Today на MIPCOM, стала презентация технологии 360 как формата будущего, важного для журналистики и других областей. «VR нельзя воспринимать как дополнение существующих форматов – как продолжение кино, телевидения или новостей – пояснила «ПрофиСинема» модератор встречи Алина Михалева. – Каждая из вертикалей контента дает свою реализацию в VR. Просто те правила, к которым мы привыкли в традиционных медиаформатах, тут не действуют. Сейчас все, кто работают в этом новом направлении – экспериментируют, пытаются нащупать пути развития. И мы вместе, являясь, конечно, конкурентами, стараемся приложить все усилия, чтобы люди начали пользоваться VR на ежедневной основе, оценили ценность и уникальность предлагаемого контента». 

Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Другие статьи по теме Виртуальная реальность

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама