Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 апреля 2018 13:42

MIPTV 2018: Что происходит в мире сторителлинга

MIPTV 2018: Что происходит в мире сторителлинга

На прошедшем в Каннах Международном рынке телевизионного контента MIPTV (9-12 апреля) в рамках питчинга MIPDrama Buyers Summit состоялась панельная дискуссия, на которой доклады с результатами исследований рынка телеконтента представили руководители крупных исследовательских компаний: Эврил Блондело (Avril Blondelot), глава по исследованию контента Eurodata TV Worldwide и Пол Янгблат (Paul Youngbluth), директор компании TAPE. Они рассказали о новейших трендах в производстве сериалов и самых популярных жанрах, развеяли самые распространенные ошибочные представления о поведении зрителя и многое другое.

MIPDrama Buyers Summit, панельная дискуссия Новые тренды телеконтента

Тренды индустрии

Самые популярные жанры. Каким должен быть сериал, чтобы понравиться зрителю? Королевой жанров по-прежнему остается драма (один из популярных ее подвидов - историческая драма). Также позиции удерживают криминальные триллеры. В прошлом году во всем мире увеличилось количество сериалов армейской тематики (military). Традиционно востребованы медицинские и юридические драмы. Что касается новых жанров, то это гибриды. В качестве примера можно привести жанр комедийной драмы. Все, что поможет освежить и добавить что-то новое в историю, которую уже видели раньше, увеличивает ее ценность. 
Самого большого успеха добиваются те сериалы, которые способны привлечь наибольшее количество демографических групп. Больше всего шансов сделать это - у мелодрамы. Она привлекает и взрослых, и детей, и подростков. В этом жанре всегда можно найти героев, с которыми проще всего себя идентифицировать, знакомая атмосфера, в которой комфортно находиться. 

Продолжительность эпизода сериала. Стремительно набирают популярность короткие сериалы. Количество эпизодов в среднем уменьшилось с 60 до 13 – это очень показательные цифры. И в дальнейшем, возможно, их число продолжит снижаться. Так происходит из-за удобства для аудитории, которая хочет включить в свое расписание все как можно больше интересных сериалов. Также короткий хронометраж очень удобен для просмотра на смартфонах, планшетах и компьютерах. Кроме того, мини-сериалы дают возможность пригласить топовых актеров, минимизировать некоторые риски и выйти на мировой рынок.

Смена фокуса с персонажа на историю. Сериалы вступают на территорию кино, где большую роль играет «сарафанное радио» - как покажет сериал себя в первый уикенд, будут ли о нем говорить, продолжиться ли дискуссия потом. Информация, которая курсирует до выхода сериала – вот путь к тому, чтобы проект заметили. 

Доступность международного контента. В настоящее время в мире в производстве находится примерно 3200 сериалов, большинство из которых американские. Благодаря Netflix, который закупает контент со всего мира, у зрителя есть доступ к международному контенту. 
Говоря о региональной специфике, можно выделить несколько территорий, проекты которых востребованы за рубежом. Каналы разных стран покоряют скандинавские сериалы сейчас (не обязательно скандинавские детективы, но также комедийные драмы). На американские каналы выходят азиатские форматы, о чем говорит успех проекта «Хороший доктор » (сериал с Фредди Хеймортом в главной роли, адаптация популярного южно-корейского сериала). Россия производит много мини-сериалов, как правило, все эпизоды выходят в традиции бинджвотчинга (без временного окна между релизами эпизодов). За последние два года на международный рынок вышли несколько испанских сериалов, завоевавших популярность. 

Различные визуальные возможности. В последнее время многие эксперты говорят о VR, NI и других технологиях. Нужно работать над тем, чтобы интегрировать эти визуальные возможности в сторителлинг, чтобы добиться эффекта синергии. 

MIPDrama Buyers Summit, панельная дискуссия

Какие сериалы становятся успешными и почему: Кейс-стади. Цифровое телевидение – это не только вопрос доступности, но также и вопрос выбора правильного формата. Задумываясь о будущем телевидения, мы должны подумать о том, что привлекает зрителя. В пример можно привести сериал Skam (Стыд), проложивший мост к молодой аудитории. Это норвежская молодежная драма, которая моментально стала популярной не только в Норвегии, но и в мире, что случается очень редко с не англоязычными сериалами. Три ключевых момента, которые способствовали успеху сериала. Во-первых, это честный и смелый контент, без всяких табу и ограничений, затрагивающий реальные проблемы и напрямую обращающийся к молодой аудитории (но без морализаторства). Во-вторых, проект первоначально выходит на диджитал-платформе, и уже потом показывается по телевидению - это прорыв для производителей телеконтента. В-третьих, сериал пользуется режимом реального времени, что является самым инновационным элементом создателей проекта. Аудитория смотрит за действием именно в тот момент, когда оно происходит, и это входит в привычку (вызывает привыкание). В итоге Skam можно отнести к одним из немногочисленных иммерсивных проектов - он обеспечивает эффект погружения зрителя в происходящее. Это ниша, к которой эксперты призывают присмотреться создателей телевизионного контента. 

Самые распространенные ошибочные представления о потребителях контента: 

Потребление телеконтента уменьшается. Напротив, оно увеличивается из-за увеличения количества платформ. Что касается низких рейтингов, это заблуждение - у Netflix не наблюдается падения числа подписчиков, даже наоборот. Хорошие рейтинги и у аналогового ТВ. За последний телесезон в США «Хорошего доктора » посмотрело около 20 млн. человек.

Предпочтения аудитории изменились. В целом это утверждение не верное. Зрители выбирают, что смотреть, когда это делать, на каком носителе. И они буквально эксперты в том, чтобы найти, выбрать и оценить контент. Теперь принимать во внимание нужно именно этот факт. Есть вещи, которые меняются, но фундаментально все остается прежним. Мы любим героев, мы любим хорошую историю. 

MIPDrama Buyers Summit, панельная дискуссия Новые тренды телеконтента

Факторы привлечения зрительского внимания (appeal drivers): 

Актуальность. Многие истории основываются на текущих проблемах, реальных преступлениях, реальных людях, что делает их злободневными. Такие проекты пользуются успехом у зрителя, который хочет знать о том, что происходит в мире (локальность и культурная специфика также являются важными инструментами привлечения аудитории). И, наконец, публика хочет верить в то, что она видит, поэтому особое внимание следует уделить аутентичности проекта. 

Доступность. История должна быть знакома зрителю, и ключевой фактор здесь - ностальгия. Сериалы – это возможность отвлечься, уйти от проблем реального мира, почувствовать себя комфортно. Но при этом они должны быть еще и захватывающими. Зритель знает, что он хочет - погружения в историю и возможность уйти от реальности.

Эмоциональность. Здесь очень многое зависит от персонажей - они должны трогать. Зритель хочет проводить время с героями, которые заставляют его сопереживать им. Они любят наблюдать, как плохой персонаж терпит неудачу. Публику привлекают герои с сильным характером, глубокие и сложные. Самое важное – это возможность идентифицировать себя с персонажем. Эта функция используется как в сериалах со сценарием, так и передачах формата unscripted. 

Человеческий мозг разграничивает, оценивает и отбирает контент. И если создатели сериалов научатся понимать эти ключевые аспекты, это даст им возможность понять, о чем думает зритель, заключили эксперты.

Реклама