Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 сентября 2021 15:23

СПбМКФ 2021: в северной столице обсудили производство контента в регионах

СПбМКФ 2021: в северной столице обсудили производство контента в регионах

17 сентября 2021 года в рамках Санкт-Петербургского международного контент-форума прошла Конференция по теме «Развитие производства контента в регионах России: от кинокомиссий к региональным контент-кластерам», организаторами которой выступили: Санкт-Петербургский международный контент-форум, АПКиТ, Молодежный центр Союза кинематографистов, оргкомитет Всероссийского молодежного кинофорума.

Модератором встречи выступил исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер Дмитрий Якунин.

Гостями конференции стали: Ольга Жукова, исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения; Инесса Юрченко, генеральный продюсер кинокомпании Триикс Медиа; Виктор Будилов, генеральный директор Группы компаний Гамма; Василий Нелюбин, заместитель губернатора Красноярского края; Алексей Тельнов, генеральный директор студии Лендок (ТПО Санкт-Петербургская студия документальных фильмов); Нина Ромодановская, главный редактор портала ПрофиСинема, а также кинематографисты из 15 регионов страны.

СПбМКФ 2021

Ольга Жукова отметила, что кинопроизводство в регионах набирает темпы. Все больше фильмов, снятых в регионах, становятся призерами престижных международный кинопремий, в том числе, Каннского кинофестиваля, кинофестиваля в Карловых Варах.

Инесса Юрченко рассказала о том, что компания Триикс медиа уже с 2007 года снимает в регионах. Первым опытом стал проект Литейный, который делали в Краснодарском крае еще до создания кинокомиссий. По ее мнению, сегодня складывается положительная тенденция в регионах, что позволяет максимально перенести туда производство фильмов.

СПбМКФ 2021, Виктор Будилов, Инесса Юрченко, Ольга Жукова и Дмитрий Якунин

Виктор Будилов отметил, что Группа компаний Гамма снимает более 100 часов в год и большую часть – в регионах. Основной проблемой в регионах, как он считает, является дефицит бюджета. «Много времени заняло на местном уровне и на федеральном уровне объяснить, для чего регионам это нужно, – рассказал Виктор Будилов. – В среднем, группа, приезжающая в регион снимать, привозит туда от 50 до 100 млн руб. Это деньги, которые остаются в регионе. Тот бонус (рибейт), который получает студия, – лишь часть от той суммы». Кроме того, по словам Виктора Будилова, съемки в регионах способствуют созданию дополнительного культурного слоя в рамках культурной инициативы (встреч со съемочными группами). В регионах складывается инфраструктура, второй состав съемочных групп, постоянная массовка, фанаты кинематографа. Что касается продюсеров, то они в регионах ищут новую натуру, новую фактуру, правдивую ауру фильма.

Василий Нелюбин рассказал, что в бюджете Красноярского края предусмотрены деньги на создание подразделения, которое будет заниматься кинохроникой в рамках бюджетного учреждения Енисей кино. Принято решение о создании кинокомиссии, выплате рибейтов в 2023–2024 гг. Руководством региона также выделяются гранты на создание документального кино. «Проводится много интересных фестивалей в сфере кино и культуры, потенциал которых до конца не используется», – подытожил свое выступление заместитель губернатора Красноярского края.


Нина Ромодановская заметила, что в стране должна быть диверсификация кинопроизводства; кроме столицы должны развиваться региональные центры кинопроизводства. По мнению Нины Ромодановской, следующим шагом должны стать новые фестивали регионального кино.

Яна Данько, руководитель кинокомиссии Краснодарского края, отметила, что в регионе действует понятный и прозрачный механизм поддержки для тех, кто туда приезжает снимать кино. Среди таких мер — рибейты, кинокомиссия, работающая в режиме «единого окна» и обеспечивающая полное сопровождение проектов, создание и развитие кинокластера, который будет стимулировать субъекты малого и среднего предпринимательства (костюмеров, гримеров и т.д.), сопровождающих кинопроцесс, обучение квалифицированных кадров, особенно второго звена (создаются специальные школы), подготовка локаций.

Виктор Будилов отметил, что декорации, которые понадобятся для съемок того или иного фильма, в дальнейшем могут стать туристическим местом и интересным арт-объектом.  По его словам, можно построить эти декорации более качественно, чтобы они сохранились надолго.

Заместитель Минкультуры Республики Хакасия Лариса Киштеева рассказала о том, что привлекает кинематографистов в регионе. В первую очередь, это богатая история, природа, ландшафт, живая энергетика земли, традиции. Она напомнила, что в республике снимались такие фильмы, как «Сибирский цирюльник», «Последний год Беркута», «Конец императора тайги», «Двое», «Белая дорога Эльзы» и другие. Есть сеть кинотеатров (18 кинозалов). Ведется работа над созданием кинокомиссии.

Ольга Каверзина (директор АНО «Фестивальная дирекция», Калининград) рассказала, что сейчас в Калининградской области готовится постановление о том, что регион будет компенсировать затраты, понесенные на съемки музыкальных клипов на территории региона. Также в области в ближайшее время планируется начать обучение не только кинематографическим профессиям второго состава, но и творческим профессиям, таким как сценаристы и режиссеры.

Дмитрий Якунин отметил, что порядка 50 млн рублей в прокате этого года собрали якутские кинофильмы. Это важный шаг к первой строчке рейтинга регионального кино. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в этом году 35 млн руб. распределило на поддержку своих кинематографистов.

СПбМКФ 2021, Петр Чиряев

В развитие темы генеральный директор «Якутской республиканской киносети» Петр Чиряев из Якутской республиканской киносети добавил, что для якутских фильмов в основном преобладает внутрирегиональный прокат. Они не так часто выходят на широкие экраны в России. Таких сборов в прокате, отметил Петр Чиряев, удалось добиться благодаря концептуальной работе. В 2014 году в регионе приняли первую концепцию, которая действовала до 2020 года. Основной ее задачей был выход на российский сегмент кино. Якутские кинематографисты утвердили свою значимость, появилось такое явление как якутский кинобум. По мнению Петра Чиряева, региональное кино должно развиваться именно концептуально. Регионы должны ставить перед собой определенные цели, задачи и планомерно к ним идти. Сейчас в Якутии разрабатывается новая концепция, в которой поставлены задачи выходить не только на российский рынок, но и на международный. Основные цели – выход на интернет-платформы мирового уровня, и, как считает Петр Чиряев, регион с этими задачами вполне справится. «Сейчас мы работаем над тем, что создаем внутреннюю экосистему кино. У нас этого не хватает: есть крупные компании-недропользователи, и они готовы оказывать поддержку якутскому кинематографу», — заметил Петр Чиряев.

Относительно конкурса, в этом году в Якутии разыгрывали 35 млн рублей, но это не вся сумма, которая была предоставлена республикой. Возможно, в этом году будет проведен еще один конкурс. Лесные пожары, которые окутали республику в этом году, конечно, очень сильно ударили по региональному бюджету. Но средства выделяются, поддержка кинематографа существует. Глава региона и правительство очень много внимания уделяют развитию кино как одного из сегментов креативной экономики.

Петр Чиряев также отметил, что в Якутии создается Фонд цифрового контента. Ориентир взят на поддержку анимации и компьютерной графики, которая используется в кино. Сейчас Фонд проходит стадию регистрации и уже в этом году начнет функционировать. Будет поддерживаться не только кино, но и анимация, компьютерные игры.  В регионе есть гейм-студии, которые очень активно работают, и те же ребята, которые занимаются компьютерной графикой в кино, спокойно могут работать над заказами для студий анимации. Заинтересованные организации-недропользователи готовы вложиться в этот фонд.

В Якутии начала появляться копродукция. Первая ласточка – фильм «Нуучча» Владимира Мункуева, который получил Гран-при на фестивале в Карловых Варах.


Юнир Аминев, директор киностудии Башкортостан рассказал об уроках, извлеченных республикой за период пандемии. В регионе было принято решение кроме кинематографа развивать и анимацию. В Училище искусств открыли курсы аниматоров, заключили договоры со студиями Муха и Союзмультфильм. Что касается кинематографа, сейчас в киностудии Башкортостан 28 кинозалов. Планируется и дальнейшее расширение прокатной сети. В рамках копродукции сняты фильмы: «Буран» (совместно со Свердловской киностудией), «Песнь ветра» и «Батыр» (в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России»), «Айназ» (студия Фабрика Арт Кино).

Андрей Антипенко (Самарская область) рассказал, что Самарско-Тольяттинская агломерация является самой большой в России, где сосредоточены основные ресурсные силы. «Для нас важно не просто привлечь активность в регион, но и удержать кадры в регионе», — подчеркнул Андрей Антипенко. За последние 3,5 года в регионе создано 2 полнометражных фильма — «Костя», который уже вышел в прокат, фильм «Сокровища Разина» и несколько короткометражных работ. Сформирован Региональный продюсерский центр, который развивает креативную индустрию в регионе. Тольятти заявил о себе как о кинокластере. По данным Андрея Антипенко, регион занял лидирующую позицию по социально-экономическому эффекту и экономической модели среди остальных 10 региональных кластеров.

«Свердловская киностудия — это культурная институция, это 16 тыс. кв. метров в центре города, — отметил заместитель директора по развитию Свердловской киностудии Евгений Григорьев. — Это ментальное пространство для города, а не просто физическое. Исходя из вводных, которые существуют в реальности, мы разработали концепцию, в которой киностудия становится не просто производящей организацией, а культурной институцией, которая получает больше прав, но имеет специфические обязанности». Евгений Григорьев также перечислил основные типы ответственности.  Профессиональная ответственность, по его мнению, — это необходимость сделать киностудию точкой входа в индустрию молодых людей. Были запущены курсы механиков камер, ассистентов художника по гриму, художников-постановщиков, осветителей. «Мы собирались обучить только 40 человек, но пришло 600 заявок, — отметил Евгений Григорьев. — Мы чуть-чуть увеличили объем групп, и я надеюсь, что к следующему году у нас будет уже сформирован какой-то кадровый резерв». На днях представители регионов выиграли первый питчинг дебютантов неигрового кино. С одной стороны, это профессиональная ответственность, а с другой — территориальная, то есть проекты основаны на историях, которые случились на Урале, происходят на Урале или должны случиться на Урале. Замысел фильма-победителя питчинга связан с местом и людьми, которые живут на Урале.  Если говорить о социальной ответственности, то студия — это не просто закрытая кинофабрика, на ее территории должно быть много паблик-спейса, где взрослые и дети смогут прикоснуться к миру кино. Это и музей, и виртуальные проекты, и обязательные экскурсии. «И, конечно, киностудия должна стать ресурсным центром, — заявил Евгений Григорьев. — Мы производящая киностудия, поэтому должны иметь хорошее оборудование. У нас должны скоро появиться и ARRI, и CANON. Мы сейчас попадаем в длинные лизинги, чтобы иметь необходимые комплекты, потому что в настоящий момент, кроме оптических систем, нет ничего. И, разумеется, вместе с этим комплектом мы собираемся пополнить парк света и кинотранспорта — того самого каравана, чтобы было поменьше экспедиционных расходов у тех, кто будет снимать на Урале».

Также представитель Свердловской киностудии отметил, что в регионе создается кинокомиссия, которая нужна не только киностудии как кинопроизводящей организации, а вообще индустрии, чтобы была служба «одного окна», чтобы было просто перекрыть улицу с объектом или найти второй состав. Свердловская киностудия подалась на два гранта, чтобы обучить региональных театральных артистов способу существования перед кинокамерой (Екатеринбург — третий по стране город по количеству театров после Москвы и Санкт-Петербурга). «Это немножко другая настройка актерского аппарата, и надеюсь, что у нас это получится и мы запустим этот проект уже к декабрю», — отметил Евгений Григорьев.

Он также рассказал, что киностудия изменила свой имидж. Один из лучших специалистов по дизайну в мире Влад Деревянных разработал для студии новую концепцию айдентики, которая будет представлена в ноябре. «Мы сейчас будем делать постоянно действующую лабораторию «Код города», чтобы потом рекрутировать в киноиндустрию кинематографистов. И я надеюсь, что мы запустим документальный проект «Код города Екатеринбург», — подытожил Евгений Григорьев.

СПбМКФ 2021, Алексей Барыкин

Алексей Барыкин (Казань, режиссер) отметил, что сильная сторона казанской киноиндустрии — это образование. КазГИК выпускает специалистов почти всех профессий, востребованных в кинематографе. Поднимается вопрос о создании «умной кинокомиссии» — в основе идеи лежит внедрение кинокомиссии с очень мудрой системой государственной поддержки именно национального кино, местных производителей, которые снимают на своем национальном языке для того, чтобы высокобюджетные проекты, приходящие из Москвы, не задавили местные. 

Разговор о татарской киноиндустрии продолжила Миляуша Айтуганова (Татарстан). По ее мнению, проблема продвижения фильмов на национальных языках в российский прокат заставила Татарстан организовать кинорынок для фильмов, снятых на региональном уровне, которые не могут пробиться в федеральный прокат. «Хотелось бы пролоббировать тему, когда в 50 % обязательных показов в прокатах российского кино вошли и фильмы на национальных языках», — подчеркнула Миляуша. По итогам кинорынка 12 дистрибьюторских компаний взяли на вооружение картины, представленные на кинорынке. Также было внесено предложение, чтобы кинорынок стал передвижным.

По словам Миляуши, сейчас в Татарстане настоящий кинобум. Одновременно снимается 10 полнометражных картин.

По данным Елены Проценко (республика Крым, Крымский видеоцентр), в этом году рибейты в Крыму составляют до 20 %. Активно развивается документальное кино.

Руководитель представительства Союза кинематографистов в Архангельской области Анатолий Конычев рассказал, что в Архангельской области идет процесс становления кинокластера, который будет заниматься обеспечением работы кинокомиссии, кинопроизводством, обучением в сфере кино, проведением фестивалей и кинофорумов. В области уже проходят фестивали, а также создан свой онлайн-кинотеатр.  

Дина Подпругина-Замалиева (генеральный директор компании БайкалКино, Бурятия) рассказала, что компанией БайкалКино за 2020–2021 годы реализовано три кинопроекта, подготовлены молодые специалисты — второй режиссер, художник-постановщик, художник по гриму — то есть весь спектр профессий второго эшелона. Запускается проект из серии встреч с известными российскими режиссерами и актерами. Из недавних проектов, снятых в регионе, Дина Подпругина-Замалиева отметила «Байкал. Удивительные приключения Юмы», полудокументальный – полухудожественный фильм. Ведутся съемки международных проектов. Действует система республиканских субсидий. Есть намерение развивать кинокластер для формирования творческого сообщества.

СПбМКФ 2021, Артемий Аграфенин

Артемий Аграфенин, пресс-секретарь студии Ленфильм отметил, что кинокомпания активно работает, предоставляет разнообразные услуги на стадии постпродакшна: озвучание, монтаж. Развивается копродукция. Запускается новый проект — фильм «Золотые соседи». Основной акцент сейчас делается на дебюты — создан фонд Ленфильм-дебют, который начинает работу уже с этого года; запускается учебный центр киностудии Ленфильм. Прошедшие отбор конкурсанты получат возможность под руководством ведущих представителей отечественной киноиндустрии доработать свои дебютные проекты до уровня полноценных, готовых к производству сценариев. Цель лаборатории – повысить качественный уровень отечественных дебютных проектов и тем самым увеличить количество оригинальных, ярких фильмов, созданных молодыми авторами; помочь интеграции начинающих кинематографистов в современный киноконтекст.

Новый проект «Артхантерс» — документальный многосерийный фильм, рассчитанный на молодежную аудиторию, будет сниматься сначала в Санкт-Петербурге, а потом поедет по регионам.

Нина Ромодановская отметила, что виден масштаб взаимодействия и будущего развития. «Если все озвученные планы осуществятся, мы увидим грандиозный подъем кинематографии по всей России: от Калининграда до северных территорий. Когда регионы слушают друг друга, получается самообучающаяся система, возникают коллаборации, что очень полезно и очень правильно», — заключила спикер.

Ольга Жукова поблагодарила партнеров и организаторов дискуссии. «Прошло менее 4 месяцев с нашей предыдущей большой конференции в рамках ММКФ, и уже есть результаты. Создается здоровая конкуренция, при этом происходит непрерывный обмен опытом не только в рамках таких конференций», — отметила исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения.

СПбМКФ 2021, Ольга Жукова и Дмитрий Якунин

В завершение встречи Дмитрий Якунин предположил, что термин «региональное кино» через какое-то время перестанет существовать, потому что те проекты, которые возникают на этих площадках, становятся все более востребованы на федеральном и даже международном уровне. «Мне кажется, что подобные мероприятия подталкивают региональные кинокомиссии и киносообщества к здоровой конкуренции, способствуют обмену опытом. Уверен, подобные дискуссии позволят регионам сформировать более четкие концепции по развитию кино, а это, в свою очередь, позволит привлечь более серьезные ресурсы для осуществления проектов», — заключил Дмитрий Якунин. 

Автор:
Наталья Тонких

Другие новости по сюжету СПбМКФ 2021

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Другие статьи по теме Кинокомиссии

Фоторепортажи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама