Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Любой художник нуждается в обратной связи с публикой. Для современного кинематографа диалог создателей и зрителей большей частью идет на языке цифр. Кассовые сборы в кинотеатрах или пункты рейтинга при телевизионном показе кажутся и справедливой, и точной, и окончательной оценкой, которую аудитория ставит фильму. 

Акция «Страна выбирает доброе кино» предложила поговорить не столько о том, какие фильмы сегодня смотрят, сколько о том, какое кино мы хотели бы видеть на экранах. Показательно, как активно откликнулись разные люди на предложение выбрать самый добрый фильм. В формулировке этого вопроса участники акции (а по существу, да и по форме это был вполне репрезентативный социологический опрос) почувствовали возможность, проявив свои предпочтения, сформулировать собственный социальный заказ кинематографистам.

В первую десятку фильмов, названных участниками акции «Страна выбирает доброе кино», не попала ни одна картина, созданная за последние двадцать лет. Значит, просмотр современных фильмов не вызывает у зрителей положительных эмоций такой силы и в таком количестве, как это делают картины, снятые прежде. Называя своих фаворитов, зрители косвенно показывали, чего им не хватает на экранах.

При этом выбор «самого доброго» фильма, очевидно, не ограничивался ни жанровыми, ни сюжетными рамками. Люди называли фильм, с которым связаны самые сильные положительные эмоции. Поэтому совсем не случайно на первом месте оказалась комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», давно и прочно связанная в сознании зрителей нашей страны с самым семейным, самым добрым праздником – встречей Нового года. Очень сильна эмоциональная память – во время просмотра «Иронии судьбы» у всех все хорошо!

Высоко оценили участники акции и интонацию, с которой авторы картин разговаривают со зрителем. В цене оказалась ирония. Но не едкая сатирическая, а добрая, то есть мудрая в своей снисходительности к человеческим слабостям. Не случайно первую пятерку составили лирические комедии (к ним вполне можно отнести и попавшую на четвертое место «Золушку» по пьесе Шварца). В любовных сюжетах герои этих лент так трогательно милы, что зрители с удовольствием ассоциируют себя с ними. И испытывают самые добрые чувства.

При этом совершенно очевидно, что юмор и иронию авторов фильмов, снятых в последнее десятилетие, зрители добрыми не считают. Конечно, новые комедии смотрят. И многие из них запоминаются. Но, видимо, это память не столько о положительных эмоциях, о смехе, сколько о проблемах, которые старались этим смехом заглушить. 

Сформировавшаяся по результатам акции первая десятка добрых фильмов показывает, что самыми добрыми сюжетами зрители считают истории любви. Девять из десяти – про любовь. При этом большинство из них относятся к более узкой разновидности жанра – к историям про Золушек. Про девушек поначалу невзрачных, несправедливо забытых Фортуной, но преодолевших испытания и чудесным образом нашедших свое женское счастье. Это и классические сказки: сама «Золушка» и «Морозко», и истории про советских золушек с авоськами: «Девчата», «Служебный роман», «Москва слезам не верит». Зрители-золушки искренне благодарны этим картинам, они рождают такие добрые надежды! Впрочем, эти сюжеты одинаково беспроигрышны в любые времена и в любых странах.

Коллективная мудрость участников акции не позволила ограничить выбор только мелодраматическими сюжетами со счастливым финалом. На шестом месте оказался «Белый Бим Черное Ухо». А это значит, что очень многие зрители не стесняются слез, пролитых в кинозале, и нуждаются в классическом катарсисе. Двухсерийный фильм, снятый Станиславом Ростоцким по культовой повести Троепольского, труден для размещения в сетке современного телевизионного вещания и его показывают совсем не часто.  Значит, голоса за него отдавали не под впечатлением недавнего просмотра. Память о пережитых когда-то эмоциях многие зрители сохранили в течение многих лет и ее не стерли более поздние зрительские впечатления.

Список фильмов, сформировавшийся по результатам акции, и особенно, его первая десятка, красноречиво доказывает, что зрительские привязанности формируются без особой оглядки на высокие эстетические критерии. Рядом с безусловными шедеврами на все времена оказалась и вполне проходная картина «Королева бензоколонки». Впрочем, это исключение лишь подтверждает, что, даже не будучи профессионалом в кино, самый простой зритель хоть и ценит прежде всего настоящую искренность, разглядеть ее он может только благодаря настоящему мастерству.

Реклама