25 мая 2011 10:10
70 лет Олегу Далю!
«Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней – манией совершенства», - писал о нем Эдвард Радзинский. «Он никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном неповторимом образе», - говорил о его творчестве Вениамин Каверин. Сегодня, 25 мая 2011 года Олегу Далю исполнилось бы 70 лет.
Артист не дожил и 40-ка лет, не заработал ни одного звания и ни одной премии, но мало кто из его современников – актеров мог бы похвастаться такой народной любовью. Утонченность и глубина в сочетании с ироничностью, харизмой и мужественностью сделали его любимцем женщин, мечтавших встретить мужчину, похожего на Даля. Но в жизни актер был мрачным одиноким человеком, с характером которого могли ужиться немногие.
Путевкой в большое кино для 20-летнего Даля стала первая роль в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» (1962) по сценарию Василия Аксенова. Но здесь начинающий актер был в компании Александра Збруева, Олега Ефремова и Андрея Миронова, разделивших с ним успех. Возможность раскрыться на экране в большей степени ему предоставила роль в военной трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» (1967), где актер выступил в органичном для него образе московского интеллигента, которому совсем не место на жестокой войне. Однако широкое признание пришло к Далю с ролью стрелка-радиста в фильме о буднях и подвигах фронтовой авиации в годы Великой Отечественной Войны «Хроника пикирующего бомбардировщика», вышедшем на экраны в том же 1967 году.
В последующие годы едва ли ни каждый фильм с участием Даля становился кинохитом, демонстрируя широкий диапазон его актерского таланта. В музыкальном фильме «Старая, старая сказка» (1968) он играет кукольника и сказочного солдата. В двухсерийном фильме Григория Козинцева «Король Лир» (1970) блестяще исполняет роль шута. В приключенческом фильме «Земля Санникова» (1973) появляется на экране офицером-авантюристом Евгением Крестовским (сам Даль считал эту работу своей актерской неудачей). В фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) входит в роль героя чеховской «Дуэли» Лаевского.
А сколько еще замечательных ролей мог бы сыграть Даль, не будь он таким разборчивым. Среди отвергнутых им сценариев были «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Безымянная звезда», «Инкогнито из Петербурга» (недаром актер Сергей Мигицко, снявшийся в роли ревизора, в этом фильме так похож на Даля) и другие. Прими Даль эти предложения, и зрители узнали бы в нем большого комедийного актера. Но коллеги Даля утверждали, что актер соглашался сниматься, только, узнавая в персонаже самого себя. Не смотря на исключительный талант Даля, режиссеры побаивались с ним работать, зная его строптивый характер и склонность к чрезмерному употреблению спиртного. Даль, «Далек», как его называли в кругу друзей, мог уйти из спектакля за несколько дней до премьеры, нахамив режиссеру-постановщику. Чувство неудовлетворенности собой, сопровождавшее Даля всю жизнь, заставляло его менять один театр за другим и отклонять выгодные предложения из кино.
Любимыми работами Даля были менее известные широкому зрителю фильм «Отпуск в сентябре» (1979) по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» и телеспектакль Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина» (1974). В первой картине он сыграл интеллигента-циника эпохи «застоя», переживающего душевный кризис, - в сущности самого себя. Во второй роль рефлексирующего лермонтовского персонажа, о которой актер мечтал с юности.
Последним большим успехом Олега Даля на экране стала главная роль в трехсерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля» (1979) по мотивам рассказов Р.Л. Стивенсона, где он сыграл уставшего от жизни принца, решившего от скуки вступить в клуб самоубийц, снова представ на экране в образе самого себя. Эта роль оказалась особенно созвучна душевному состоянию Даля.
Друзья вспоминали, как в 1980 году на похоронах Высоцкого актер обронил фразу о том, что он следующий. К несчастью, не прошел и год с того дня, как предсказание Даля сбылось. 3 марта 1981 года он скончался от сердечного приступа во время творческой командировки в Киев. На площади перед Малым театром любимого актера в последний путь провожала толпа поклонников. А газеты ограничились коротким сообщением о его смерти. Ведь он не был даже заслуженным артистом.
Артист не дожил и 40-ка лет, не заработал ни одного звания и ни одной премии, но мало кто из его современников – актеров мог бы похвастаться такой народной любовью. Утонченность и глубина в сочетании с ироничностью, харизмой и мужественностью сделали его любимцем женщин, мечтавших встретить мужчину, похожего на Даля. Но в жизни актер был мрачным одиноким человеком, с характером которого могли ужиться немногие.
Путевкой в большое кино для 20-летнего Даля стала первая роль в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» (1962) по сценарию Василия Аксенова. Но здесь начинающий актер был в компании Александра Збруева, Олега Ефремова и Андрея Миронова, разделивших с ним успех. Возможность раскрыться на экране в большей степени ему предоставила роль в военной трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» (1967), где актер выступил в органичном для него образе московского интеллигента, которому совсем не место на жестокой войне. Однако широкое признание пришло к Далю с ролью стрелка-радиста в фильме о буднях и подвигах фронтовой авиации в годы Великой Отечественной Войны «Хроника пикирующего бомбардировщика», вышедшем на экраны в том же 1967 году.
В последующие годы едва ли ни каждый фильм с участием Даля становился кинохитом, демонстрируя широкий диапазон его актерского таланта. В музыкальном фильме «Старая, старая сказка» (1968) он играет кукольника и сказочного солдата. В двухсерийном фильме Григория Козинцева «Король Лир» (1970) блестяще исполняет роль шута. В приключенческом фильме «Земля Санникова» (1973) появляется на экране офицером-авантюристом Евгением Крестовским (сам Даль считал эту работу своей актерской неудачей). В фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) входит в роль героя чеховской «Дуэли» Лаевского.
А сколько еще замечательных ролей мог бы сыграть Даль, не будь он таким разборчивым. Среди отвергнутых им сценариев были «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Безымянная звезда», «Инкогнито из Петербурга» (недаром актер Сергей Мигицко, снявшийся в роли ревизора, в этом фильме так похож на Даля) и другие. Прими Даль эти предложения, и зрители узнали бы в нем большого комедийного актера. Но коллеги Даля утверждали, что актер соглашался сниматься, только, узнавая в персонаже самого себя. Не смотря на исключительный талант Даля, режиссеры побаивались с ним работать, зная его строптивый характер и склонность к чрезмерному употреблению спиртного. Даль, «Далек», как его называли в кругу друзей, мог уйти из спектакля за несколько дней до премьеры, нахамив режиссеру-постановщику. Чувство неудовлетворенности собой, сопровождавшее Даля всю жизнь, заставляло его менять один театр за другим и отклонять выгодные предложения из кино.
Любимыми работами Даля были менее известные широкому зрителю фильм «Отпуск в сентябре» (1979) по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» и телеспектакль Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина» (1974). В первой картине он сыграл интеллигента-циника эпохи «застоя», переживающего душевный кризис, - в сущности самого себя. Во второй роль рефлексирующего лермонтовского персонажа, о которой актер мечтал с юности.
Последним большим успехом Олега Даля на экране стала главная роль в трехсерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля» (1979) по мотивам рассказов Р.Л. Стивенсона, где он сыграл уставшего от жизни принца, решившего от скуки вступить в клуб самоубийц, снова представ на экране в образе самого себя. Эта роль оказалась особенно созвучна душевному состоянию Даля.
Друзья вспоминали, как в 1980 году на похоронах Высоцкого актер обронил фразу о том, что он следующий. К несчастью, не прошел и год с того дня, как предсказание Даля сбылось. 3 марта 1981 года он скончался от сердечного приступа во время творческой командировки в Киев. На площади перед Малым театром любимого актера в последний путь провожала толпа поклонников. А газеты ограничились коротким сообщением о его смерти. Ведь он не был даже заслуженным артистом.
Другие статьи по теме Юбилеи, дни рождения
27.02.2024
Студии анимационного кино Мельница исполняется 25 лет
07.02.2024
Ассоциация анимационного кино отмечает 12-летие
08.12.2023
Ким Бейсингер празднует круглую дату
07.11.2023
Вся нечисть в одном лице: Георгию Милляру 120 лет со дня рождения
03.11.2023
Ассоциация анимационного кино объявила конкурс к 100-летию Артека
Реклама