Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 июля 2011 13:34

Закон о культуре: Хотели как лучше…

Закон о культуре: Хотели как лучше…

Успеет ли Госдума нынешнего созыва принять Закон о культуре? Сейчас культурная деятельность в России определяется Законом 1992 года, еще до вступления силу Конституции России. Но сегодня мы живем уже в XXI веке, и многие нормы культурного и правового поля уже устарели. Обсуждение проекта нового Федерального Закона о культуре прошло 11 июля в Общественной палате РФ.

Правда, обсуждение началось с сюрприза от самой Общественной палаты. Перед самим заседанием собравшимся раздали и второй вариант законопроекта, автором которого является представитель Общественной палаты, доктор юридических наук, профессор МГУ Елена Лукьянова.

Однако присутствовавшие не успели основательно изучить этот предпроект закона «Об основах культурной политики в Российской Федерации». Правда, по мнению авторов первой версии Закона о культуре, инициатива Общественной палаты представляет собой несколько переработанный их вариант проекта.

В подготовке проекта от Комитета Государственной думы по культуре принимали участие представители культурной общественности, специалисты Министерства культуры РФ. Интересен факт, что в обсуждении обоих проектов принимали участие и три экс-министра культуры – Евгений Сидоров, ныне первый секретарь Союза писателей Москвы, Специальный представитель Президента по Международному и культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и ректор Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Соколов. Им так и не удалось в свое время «пробить» Закон о культуре, который сегодня в своих выступлениях они поддержали.

В слушаниях в Общественной палате выступали многие заинтересованные лица - председатель Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор театра имени Ермоловой Марк Гурвич и другие деятели культуры и руководители крупнейших учреждений культуры.

Инициаторы обсуждения говорят о том, что все замечания, собранные по итогам мероприятия, включая текст предпроекта Общественной палаты РФ, будут учтены в дальнейшей работе над законопроектом. Итоговый текст будет презентован в сентябре. Планируется, что он будет отдан Президенту РФ, а после чего пройдет стадию широкого общественного обсуждения (как в свое время обсуждались проекты законов «О полиции» и «Об образовании»).

Дискуссии – дело, конечно, благое. Но есть опасность, что важнейшая тема для жизнедеятельности страны будет заговорена в обсуждениях и потонет в согласованиях. Но деятели культуры очень надеются, что Закон о культуре будет принят еще в текущем году. И, например, злополучный 94-ый Федеральный закон о тендерах в области культуры и искусства применяться уже не будет.

Однако тактика и стратегия депутатских кулуаров подсказывает – культура не является для них приоритетом. Депутаты не смогут отложить принятие нового Закона о культуре лишь в том случае, если он будет «спущен» сверху, т.е., если его в Госдуму внесет сам Президент РФ Дмитрий Медведев.
Как быстро удастся согласовать, объединить оба варианта закона, теперь зависит от доброй воли самих разработчиков.

Профисинема выслушала обе стороны.

Представитель комиссии по культуре Общественной палаты, профессор МГУ Елена Лукьянова: «Мы не конкуренты с законопроектом Госдумы. Между нами нет острых противоречий, но акценты расставлены по-разному. Мы в Общественной палате считаем, что наше государство культуру считает второстепенным вопросом. Назвав свой законопроект «Об основах культурной политики в РФ», мы постарались прописать нормы, благодаря которым именно культура становится приоритетом Российского государства. Наш законопроект возник после январской встречи Общественной палаты с президентом России Дмитрием Медведевым. Тогда мы говорили о проблемах борьбы с коррупцией в нашей стране и сделали вывод о том, что, чем выше уровень культуры в стране, тем ниже уровень коррупции и преступности.
Конечно, не государство создает культуру, но без нее оно не сможет решить ни экономические, ни правоохранительные, ни многие другие проблемы. Это приоритет общества. Например, сегодня в нашей стране сложилась такая ситуация, что не все наши граждане имеют равный доступ к культуре. Достаточно вспомнить ситуацию с кинотеатрами во многих регионах страны, с сельскими библиотеками и так далее.
К тому же наша страна состоит из разных народов, разных культур и в нашем законопроекте четко прописана норма, что государство не только поддерживает все национальные культуры страны, но и гарантирует их развитие.
Государство не может регулировать культуру. Потому в нашем законопроекте увеличена ответственность чиновников за реализацию всей культурной политики. И если эта норма будет принята, то соответствующие изменения будут внесены и в другие нормативно-правовые акты. В том числе, в Административный и Уголовный Кодексы, устанавливающие дисциплинарную ответственность должностных лиц.
И еще, в отличие от Госдумы, мы постарались прописать определение мецената, который всегда должен быть физическим лицом. Расширение возможностей меценатства – существенный момент. Мы предполагаем налоговые льготы для тех, кто будет включаться в жизнь культурных учреждений, будь то библиотека или кинокомпания. Конечно, придется еще много прописывать и уточнять. Мы думали о третьей части законопроекта, которая объединила бы все законы, регламентирующие отдельные виды культурной деятельности. Специфика культурных учреждений разная, как отличаются театры от музеев, а проблемы у всех одинаковые – вопрос налоговых льгот, таможенные сложности и так далее. Все пока расписано по разным нормативным актам, что на взгляд Общественной палаты – неправильно и затрудняет и так непростую жизнь тех, кто работает в сфере культуры. Наша версия более динамичная, позволяющая государству оперативно реагировать на общественные потребности и развиваться в области культурной политики».

Законопроект Госдумы по культуре был разработан совместно с Институтом культурологии. Директор института, профессор Кирилл Разлогов убежден:
«Законопроект касается культуры в целом и в самом широком смысле слова. В Законе есть норма о признании основополагающей роли культуры в обществе, но, думаю, этого никогда не случится. И, тем не менее, мы попытались поменять представление о культуре в традиционном, ведомственном восприятии.
По общим положениям мы совпадаем с предложенной версией законопроекта Общественной палатой. У них добавились статьи про культурную политику. На мой взгляд, им не место в Законе о культуре. Политика определяет ситуативно – сегодня она одна, завтра – другая, а принципы культуры всегда остаются более стабильными.
Соответственно, понятие культуры включает в себе нравы, обычаи, традиции и ценности, которые разделяются неким сообществом людей и которые выражаются в произведениях литературы и искусства, в кинематографе, в том числе. В Законе о культуре кино в отдельную статью не выделено. Закон касается всего населения страны, и кинематографисты легко найдут для себя соответствующие статьи, применимые к их профессиональной деятельности, например, признание равного достоинства всех культур Российской Федерации. Госфильмофонд, как и музеи, найдут, например, себя в статье, в которой говорится о защите культурного достояния страны.
Взаимодействие между рыночными формами создания культурных ценностей и бюджетными формами должно соблюдать баланс между коммерческими и общими социальными интересами.
Что касается творческих союзов, то Закон о культуре не ограничивает желающих учреждать разные объединения. Любые союзы равноправны перед лицом государства. Еще я бы обратил внимание на 47 статью «Финансирование культурных проектов». В ней прописаны нормы, позволяющие государству финансировать произведения или мероприятия, имеющих значимость для культуры, в форме субсидий и грантов на основе творческих конкурсов, учитывающей специфику творчества и уникальный (авторский) характер каждого замысла. А в третьем и четвертом подпункте этой статьи мы прописали нормы, в которых федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, естественно, вправе объединять денежные средства из бюджетных и внебюджетных источников для совместной поддержки проведения мероприятий и реализации творческих проектов в сфере культуры. Предоставление субсидий и грантов в сфере культуры происходит в порядке, обеспечивающем необходимые условия для проведения проверки и контроля целевого использования средств и предоставления отчетности о реализации культурных проектов. Так мы попытались вывести объекты культуры из-под 94-ого федерального закона (пресловутые тендеры).
Что касается вступления Закона о культуре в действие, это зависит от активности членов Комитета по культуре в нашей Госдуме. Лучше всего, если Закон на рассмотрение депутатам предложит сам президент. Хотелось бы, чтобы это случилось в текущем году, при нынешней Думе и нынешнем президенте. Это была бы большая, позитивная акция на благо нашей страны. После кого-то остается центр Помпиду, библиотека Миттерана, а у нас подобным гуманитарным вкладом мог бы стать Закон о культуре».

Председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев
: «Принятие нового закона о культуре позволит сделать культуру государственным приоритетом. Увеличится государственная поддержка, потому что цели и задачи всех организаций культуры будут более понятны. К тому же мы создадим механизмы для частных инвестиций в культуру. Принятие этого законопроекта невозможно откладывать. Мы и так очень отстали в сфере законодательства о культуре. Если мы не примем закон сейчас, то еще больше затормозим развитие отрасли».

Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Другие статьи по теме Государственная Дума РФ

Другие статьи по теме Общественная палата Российской Федерации

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама