К юбилею Александра Кайдановского.
Сегодня мы вспоминаем выдающегося отечественного киноактера Александра Кайдановского. Он сыграл около 50-ти ролей в кино, но в памяти зрителей остался, в первую очередь, Сталкером из знаменитого фильма Андрея Тарковского. 23 июля 2011 года Александру Кайдановскому могло бы исполнится 65 лет.
В воспоминаниях современников Кайдановский остался человеком сложным, одиноким, ранимым и закрытым, но в то же время общительным и исключительно эрудированным. Он поражал знакомых феноменальными знаниями в области литературы, музыки и живописи. Но больше всего его волновали вопросы мистики, жизни и смерти, на которые он любил искать ответы, чем настораживал своих близких. И актерство его привлекало прежде всего как возможность прожить несколько жизней. Однако режиссеры не сразу разглядели в нем дар большого драматического актера, умевшего одним взглядом приковать внимание зрителя. Да и ролей для артиста с лицом человека, что не в ладу с самим собой, в то время было немного.
Но в жизни каждого большого актера встречается роль, которая подводит черту под всеми предыдущими и открывает новый неизведанный рубеж. В судьбе Александра Кайдановского таким знаковым рубежом стала роль Сталкера, которую он получил в 32 года. До этого он почти всегда снимался в ролях второго плана, пусть и ярких. А если и встречалось сыграть главную роль, то сценарный материал не позволял его таланту раскрыться в полной мере. Но съемки в фильме Андрея Тарковского компенсировали годы «малокартинья» в его карьере. Сталкер – надломленный человек с лицом инопланетянина, болезненно преданный своей зоне. О такой роли Кайдановский мечтал всю жизнь. В ней соединились его нервная несколько сдавленная манера игры, сильный характер и внутреннее отчаяние. Играя Сталкера 32-летним, он выглядел на все 40. Он так вживался в эту тяжелую роль, что, казалось, действительно находил связь с потусторонними мирами. В один из съемочных дней, когда ему пришлось около часа пролежать в ледяной воде, Кайдановский признался, что видел смерть своих партнеров по съемкам в картине.
Работа над “Сталкером” в корне изменила жизнь актера. Он поступил на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Андрея Тарковского, который хотел учить только одного Кайдановского. В 1988 году под влиянием фильмов своего главного учителя он поставил мрачную притчу “Жена керосинщика”, в которой переносил зрителя в средневековый город-призрак, населенный странными людьми, походящими на восковые фигуры.