Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 июля 2011 00:00

К юбилею Веры Марецкой.

К юбилею Веры Марецкой.

Она была одной из лучших актрис советской эпохи. Ее разносторонним талантом восхищались миллионы поклонников кино и театра. Сыгранные ею мужественные и простые героини принесли ей всенародную славу и любовь, а вместе с ними и все мыслимые государственные награды и звания. Сегодня, 31 июля 2011 года со дня рождения Веры Петровны Марецкой прошло 115 лет.

Вера Марецкая начала сниматься в кино в 20-е годы, создавая образы бойких девушек из народа, чем стремительно завоевала симпатии публики. Дебютировав в 1925 году в фильме Якова Протазанова «Его призыв», она вскоре стала одной из самых востребованных актрис молодого советского кино. Особенно зрителям полюбились ее героини в комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) Якова Протазанова (домработница Катя), где ее партнером был молодой Игорь Ильинский, и «Дом на Трубной» (1928) Бориса Барнета (Параша Питунова, проделывающая путь от домработницы до депутата Моссовета).

Но главной любовью и постоянным местом работы в жизни Марецкой был театр. С 1924 года она была актрисой молодой театральной студии, основанной выдающимся актером и режиссером Юрием Завадским, творческий союз с которым продлился всю ее жизнь. Юная Марецкая начала с острохарактерных ролей, играя шепелявых старух, алчных дамочек и проституток. «Умна как бес. Всегда знает, что делает, почему, зачем и главное как», - отзывался о Марецкой Юрий Александрович Завадский. Творческие отношения актрисы и режиссера быстро переросли в личные. Марецкая стала супругой Завадского и родила ему сына. Однако счастливый брак продлился недолго. Встретив молодую балерину Галину Уланову, Завадский покинул жену с 4-летним сыном и ушел к новой возлюбленной. Но не взирая на измену, Марецкая, обладавшая сильной волей, твердо решила не уходить из театра и оказалась права. До конца жизни наряду с Фаиной Раневской и Любовью Орловой она оставалась примой театра Юрия Завадского, который в 1940 году был переименован в театр им. Моссовета.

На сцене любимого театра она сыграла роль кавалерист-девицы Надежды Дуровой в одноименном спектакле, за которую в 1942 году была впервые удостоена Сталинской премии. Из кино также последовали предложения, прославившие Марецкую на весь СССР. В 1943, находясь в эвакуации в Алма-Ате, она сыграла Прасковью Лукьянову – крестьянку, которая, потеряв на войне мужа и сына, основывает партизанский отряд и бесстрашно сражается за Родину. За роль в фильме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» Марецкая получила вторую Сталинскую премию, а затем и звание Народной артистки РСФСР. Актриса хорошо понимала чувства своей отчаянной героини. В 1943 году на фронте погиб ее второй муж - актер Георгий Троицкий, а еще раньше сталинские репрессии забрали жизни ее двоих братьев – партийных деятелей, приближенных к Бухарину.

После окончания войны Марецкая снималась реже. Самой яркой ее ролью стала Варвара Мартынова (3-я Сталинская премия) из фильма Марка Донского «Сельская учительница» (1947), в котором Марецкая прожила на экране 20 лет из жизни чуткой и мудрой учительницы, уезжающей их города, учить детей из далекого сибирского села. Зрителям запомнились не только главные роли Марецкой, но и эпизоды. Так, невозможно забыть ее Анну Мартыновну Змеюкину из «Свадьбы» (1944) – капризную и обольстительную дамочку, томно умолявшую кавалера: «Махайте на меня, махайте...» Марецкой не стоило большого труда сыграть как убитую горем партизанку, так и обворожительную светскую львицу. Настолько широк был диапазон ее таланта.

Последние 20 лет своей жизни Вера Петровна редко снималась в кино, отдавая предпочтение театральным подмосткам. На сцене театра им. Моссовета она играла самые разные роли, в том числе Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»), директор фабрики Капитолина Солнцева («Рассвет над Москвой», 1950). За роль в “Рассвете над Москвой” Марецкая была в четвертый раз удостоена Сталинской премии. Последним спектаклем, в котором она вышла на сцену, был знаменитый спектакль «Странная миссис Сэвидж» по пьесе американского драматурга Джона Патрика. До Марецкой эту роль каждая по-своему блистательно исполнили Фаина Раневская и Любовь Орлова. Марецкая играла ее, уже будучи смертельно больной и мучаясь головной болью. Актриса скончалась в Москве от рака головного мозга 17 августа 1978 года.

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама