Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 августа 2011 12:01

105 лет Марселю Карне!

105 лет Марселю Карне!

Сегодня мы вспоминаем и юбиляра из Франции. 18 августа 2011 года минуло 105 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера, создателя таких шедевров киноискусства, как «Набережная туманов», «День начинается», «Вечерние посетители», «Дети райка» и основоположника французского «поэтического реализма» Марселя Карне.



Первые шаги на пути к своим фильмам были сделаны Карне на съемочной площадке картин классиков французского кино Жака Фейдера и Рене Клера, но собственное творчество вышло вперед после его встречи с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Сотрудничество молодого режиссера и поэта привело к созданию художественного направления, которое вошло в историю кино как «поэтический реализм», отразивший ощущение безнадежности и фатализма, витавшего во французском обществе в период оккупации Франции во время Второй мировой войны.



В фильме «Набережная туманов» (1938) зрители наслаждались звездным дуэтом 34-летнего Жана Габена и юной Мишель Морган, после выхода фильма на экраны ставшей не менее знаменитой, чем ее партнер. В 2010 году легендарная актриса отметила свое 90-летие. В криминальной драме «День начинается» (1939) участвовал целый ряд звезд французского кино – Жан Габен, Арлетти, Бернар Блие, Жюль Берри. В этих фильмах была создана атмосфера духовного тупика, невозможности простых людей противостоять судьбе.



В оккупированной Франции, когда острая критика создавшегося положения ввиду цензуры перестала быть возможной, творчество Марселя Карне обрело иносказательный характер, значительно обогатившись и приобретя новые формы. В 1942 году он снимает фильм «Вечерние посетители» с участием Арлетти и Алена Кюни - средневековую драму о двух влюбленных менестрелях, противостоящих воле дьявола. Облеченная в сказочную форму, картина имела сильный эмоциональный подтекст, который публика воспринимала как призыв к сопротивлению. Вспоминая тот период своего творчества, Марсель Карне писал: «Я не пессимист. Но фильмы, которые я снимаю, всегда в определенной степени отражают текущий момент. Годы, предшествовавшие началу войны, не отличались особым оптимизмом. Мир вот-вот должен был развалиться, и мы смутно сознавали это...»



Однако подлинным шедевром Карне историки кино признают фильм «Дети райка» (1945) – кульминация и в то же время завершение «поэтического реализма» в кино Франции. В фильме рассказана трагическая история любви театрального мима Бабтиста в исполнении легендарного Жана Луи Барро и его возлюбленной красавицы Гаранс (Арлетти), разворачивающаяся в Париже начала XIX века. Кинополотно, под безупречным оком режиссера соединившее в себе изумительную работу актеров, художника и композитора, было высоко оценено критикой и получило Золотую медаль на Венецианском кинофестивале в 1946 году. Фильм был показан и на американском континенте, где прокатчики представляли его публике как французский ответ «Унесенным ветром». А в 1947 году автор сценария киноленты Жак Превер был номинирован на «Оскар». Но в результате неудачного проката картины «Врата ночи» (1946) – самого дорогого на тот момент французского фильма – творческий дуэт Превера и Карне вскоре распался.



После войны Карне продолжал снимать фильмы, использующие приемы угасающего «поэтического кино». Последними успешными картинами мастера в этом направлении стали «Джульетта или ключ к сновидениям» (1950) и экранизация романа Эмиля Золя «Тереза Ракен» (1953). В последующие десятилетие Карне регулярно снимал фильмы, но на пороге появления «новой волны» во французском кино, кардинально изменившей художественные средства выразительности и отвергавшей все прежнее кино как изжившее себя и застрявшее в пыльных декорациях, его творческий метод потерял свою актуальность. В 70-е годы Карне ушел из кино, а его старые киношедевры стали обретать новую жизнь уже в статусе классики французского кино. В последние два десятилетия своей жизни Марсель Карне почивал на лаврах, принимая различные награды за вклад в мировое киноискусство. Кинорежиссер скончался в 1996 году, отметив свой 90-летний юбилей.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама