Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 января 2012 10:11

Прощание с Михаилом Ромадиным

Прощание с Михаилом Ромадиным

Сегодня день прощания с художником театра и кино, живописцем и графиком, почетным доктором ВГИКа Михаилом Ромадиным.  Он ушел из жизни в Москве 3 января 2012 года, на 72-м году. Отпевали художника в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.  

Кинозрители хорошо знакомы с работами Михаила Николаевича. Прежде всего, это «Первый учитель» (художник-постановщик, художник по костюмам),  «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (художник-постановщик), «Дворянское гнездо» (художник-постановщик, совместно с А. Боймом, Н. Двигубским), «Солярис» (художник-постановщик).

Михаил Николаевич Ромадин  родился в 1940 году. Его отец и дед были художниками, потому выбор профессии был уже предопределен с детства. В одном из интервью Ромадин рассказывал: «Сохранился рисунок отца - мне года три и я уже рисую. Рос домашним ребенком. Меня не привлекало ни бегание по улицам, ни мальчишеское озорство, ни дворовые компании. Вот и предпочитал сидеть дома, читать и рисовать с утра до вечера. Делал копии с икон, работ Микеланджело или Рафаэля. Любил почему-то батальные сюжеты. Отец собирал мои детские работы, сохранилось около двухсот. Когда исполнилось 13 лет, сам Павел Дмитриевич Корин предложил давать мне уроки, но по-настоящему я стал учиться у него позже, когда уже был во ВГИКе». Художественный факультет института кинематографии (ВГИК) Михаил Ромадин закончил в 1963 году.

Дебютом в кино стала работа в съемочной группе Андрея Кончаловского «Первый учитель». В своих мемуарах режиссер написал: «Ромадин предложил сделать черно-белую картину. Именно черно-белую, а не просто снять на черно-белой пленке, которая на самом деле дает картинку серо-серую: и белый - не белый, а сероватый, и черный - не черный, а черно-серый. Цветных костюмов у нас не было. Все костюмы специально шились только из черного и белого материалов. Если материал был полосатый, то тоже - только черные и белые полосы. И декорации - тоже черно-белые. Мы прописывали их, фактурили каждую мелочь, добиваясь максимального контраста градаций: иногда даже рисовали тени на стене - черные тени. Миша в этом отношении был бескомпромиссен».

После громкого дебюта в 1965, казалось, художник навсегда «пропишется» на киностудии «Мосфильм», но от лестного предложения войти в штат он отказался. И на съемочной площадке появлялся лишь тогда, когда ему самому было интересно. Потому так коротка его фильмография, всего несколько картин. Последней работой стали интерьеры и летательный аппарат «Соляриса» для фильма своего друга Андрея Тарковского в 1972 году.

Талант Михаила Николаевича Ромадина был многогранен. Он писал не только кистью, но и пером. И на писательский труд его вдохновили съемки «Первого учителя» в Киргизии. Именно там он написал первую пьесу «Мишень», затем «Внук Франкенштейна». Друзьям, в том числе и Тарковскому, нравилось настолько, что Андрей Арсеньевич сам отнес пьесы Ромадина в журнал «Театр». Но публикации они так и не дождались. Рукописи не раз терялись, но счастливо находились. В 2002 году они были собраны в книгу «Внук Франкенштейна». Рассказы о любимых женщинах, воспоминаниями о Тарковском, Шпаликове, Оскаре Рабине, Тонино Гуэрре и других своих приятелях украшали иллюстрации самого художника. В 2004 году вышел второй авторский сборник «Хаммер».

Художественные работы Михаила Ромадина хранятся в Третьяковской галерее, в Государственном Историческом музее в Москве, в музеях Питера Людвига в Кельне, Аахене, Будапеште и Пекине, в музее Зиммерли (Ратгерс Университет, США), в музее Дворец Инвалидов и собрании ЮНЕСКО в Париже, во Дворце Наций в Женеве, а также в частных собраниях России и других стран мира.
Автор:
Вита Рамм
Реклама