Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 января 2012 10:30

Первому теоретику отечественного кино 113 лет!

Первому теоретику отечественного кино 113 лет!

Начиная с первых послереволюционных лет и вплоть до 1930-х годов, когда российское кино встало на несгибаемые рельсы соцреализма, кинематограф в нашей стране был территорией для экспериментов поистине гениальных личностей. Режиссеры того времени умудрялись в отсутствии адекватной технической базы делать открытия, во многом определившие ход не только отечественного, но и мирового кинопроцесса. Среди этих великих мастеров экранного искусства Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и, конечно же, Лев Кулешов, со дня рождения которого 14 января 2012 года минуло 113 лет.



Поборник «чистого» кинематографа, каленым железом выжигавший всякий намек на театральщину и литературщину, Кулешов начинал свой путь в кино с работы на студии Александра Ханжонкова, куда попал в 1916 году на должность художника-декоратора. Сотрудничество с ведущим «ханжонковским» режиссером Евгением Бауэром оказало огромное влияние на творческое становление Льва Владимировича. В ту пору студент  Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Кулешов проявлял повышенный интерес к проблеме изобразительности в экранном искусстве. Бауэр же, как режиссер, особое внимание уделял декоративной стороне фильма, что, безусловно, роднило мастера «старой формации» с его учеником-будущим новатором отечественного кинематографа. Кроме того, большое влияние на Кулешова оказал выход в том же 1916 году эпохальной «Нетерпимости» Дэвида Уорка Гриффита. Лев Владимирович по собственному признанию «был пленен» американской картиной и приступил к разработке передовых для того времени теоретических концепций.  


Провозгласив межкадровый монтаж, доселе считавшийся сугубо технической категорией, доминантным выразительным средством кинематографа уже в своей ранней статье «Искусство светотворчества» («Киногазета», 1917), Кулешов  придерживался этой линии в дальнейших теоретических выкладках и практических экспериментах.  Так в знаменитом опыте «Творимая земная поверхность» Лев Владимирович сумел создать не существующие в реальности время и пространство, соединив с помощью монтажа кадры, снятые в разных местах Москвы, с изображением Белого дома в Вашингтоне. Второй хрестоматийный эксперимент режиссера вошел в историю как «Эффект Кулешова». Последовательный монтаж нейтрального плана актера Ивана Мозжухина с  тарелкой супа, детским гробом и очаровательной девушкой создавал у зрителя полную иллюзию того, что бесстрастное мужское лицо выражает то голод, то скорбь, то влюбленность.



В 1919 году Льва Владимировича, успевшего к тому времени дебютировать с фильмом «Проект инженера Прайта», пригласили преподавать в только что организованную Первую государственную школу кинематографии. Там Кулешов повстречал свою верную музу Александру Хохлову. Таким образом, судьба на долгие годы связала режиссера не только с главной женщиной его жизни, но и со ВГИКом. Тогда же, в 1920-е годы в творческую мастерскую Льва Кулешова вошли молодые Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Владимир Фогель,  Леонид Оболенский, Сергей Комаров и, конечно, Александра Хохлова. Вместе они создавали основы монтажного кинематографа, отвергавшего методы актерской игры характерные для театра, но избыточные и неуместные для экранного искусства. Своих учеников, которые исполняли все роли в его картинах, дипломированный художник Кулешов называл не иначе как «натурщиками». Вот как описывал сам режиссер творческие поиски того времени: «Кинематография не халтурно-психологическая, кинематография, не фиксирующая театральное действие, а кинематография закономерная, законно распределенная во времени и пространстве. Кинематография, фиксирующая организованный человеческий и натурный материал и организующая при проекции путем монтажа внимание зрителя. Вот важнейшая в настоящее время работа».



Красноречивым подтверждением этому кулешовскому постулату вышел фильм 1924 года «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Картина, которая высмеивала представления капиталистического запада о Стране Советов, стала одной из жемчужин немногочисленной фильмографии Кулешова. Эксцентрическая комедия с обилием трюков и эффектным быстрым монтажом пользовалась успехом среди современников, хотя иронию, заложенную в ней, не назовешь однозначной. Большевики, призванные спасти капиталиста Веста из лап местных преступных элементов, изображены в картине не менее карикатурно, чем наивный американец, испорченный антисоветской пропагандой. 



После спорного научно-фантастического фильма «Луч смерти» (1925), в 1926 году Кулешов поставил картину «По закону» по новелле Джека Лондона «Неожиданное». В этой работе режиссер отказался от экспериментов со временем и пространством, поместив трех персонажей в утлую лачугу где-то на Аляске. Те же формальные методы, но в замкнутом пространстве, подняли «натурщиков» до уровня киноактеров, привнеся в картину драматизм невиданного ранее сорта. Однако новаторство Кулешова было принято в штыки, последовали обвинения в «западничестве», «формализме» и «реакционерстве».



Дальнейшие режиссерские работы Льва Кулешова, снимавшего вплоть до 1943 года, были куда более сдержанными и не дотягивали до уровня «Мистера Веста» и «По закону». Но было и одно исключение – фильм «Великий утешитель» 1933 года. В этой фантазии по произведениям О’Генри при меньшем количестве формальных приемов визуальный почерк Кулешова всё же сохранился, а американская тема была подана в «нужном» антикапиталистическом ключе.



После выхода его последней картины «Мы с Урала» (1943) в 1944 году режиссер на два года стал директором ВГИКа,  а в 1946-ом перешел на должность заместителя по творческим вопросам, при этом возглавив кафедру кинорежиссуры. Кроме того, вплоть до последних лет жизни Лев Владимирович преподавал.



Лучшим подтверждением многочисленных достижений великого отечественного режиссера и теоретика кино уже долгое время служит предисловие Всеволода Пудовкина, Владимира Фогеля и Сергея Комарова к книге Кулешова «Искусство кино» (1929): «Мы делаем фильмы - Кулешов сделал кинематографию».


Последние годы жизни Лев Владимирович Кулешов и Александра Сергеевна Хохлова провели вместе в своей квартире на Ленинском проспекте Москвы. Кулешов умер 29 марта 1970 года.
Автор:
Маргарита Васильева
Реклама