Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 января 2012 00:01

110 лет Леониду Оболенскому!

110 лет Леониду Оболенскому!

«Человек – эпоха», «патриарх российского кино», «последний князь кинематографа» – так называли великого отечественного кинематографиста, чья творческая жизнь была удивительно многогранной, а личная судьба поистине уникальной. 21 января 2012 года исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, основоположника звукового кино в нашей стране, выдающегося режиссера, блистательного актера и педагога Леонида Леонидовича Оболенского.

Леонид Оболенский родился в Арзамасе в семье юриста и получил аристократическое воспитание в духе XIX столетия. В 1911 году он поступил в нижегородскую гимназию, а в 1915-ом переехал в Пермь вместе с семьей. Во время Гражданской войны Оболенский служил декоратором в театре политотдела Красной армии в Екатеринбурге, где познакомился со Львом Кулешовым, который посоветовал ему переехать в Москву для обучения в Первой государственной школе кинематографии. Леонид Леонидович последовал этому совету и в 1919 году по рекомендации Кулешова поступил  в Госкиношколу. Так начала складываться кинематографическая судьба будущего «патриарха российского кино».

Его актерский дебют состоялся в 1920 году с роли в фильме Льва Кулешова «На красном фронте». Затем Оболенский снялся еще в двух картинах своего учителя - «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и  «Луч смерти» (1925), а уже в 1925 году поступил работать на киностудию «Межрабпомфильм» в качестве режиссера. 



Итак, карьера Леонида Оболенского складывалась весьма и весьма успешно. Поставленная им комедия «Кирпичи» (1925) пользовалась успехом у публики, как и следующая режиссерская работа «Эх, яблочко…»  (1926). Кроме того, он ассистировал ведущим кинематографистам того времени Эйзенштейну и Кулешову, а в начале 1930-х годов одним из первых в стране начал осваивать звуковое кино. Для изучения и закупки звукозаписывающей аппаратуры Оболенский даже отправился в Германию, где не только познакомился, но и станцевал с великолепной Марлен Дитрих. По возвращении в Россию Леонид Оболенский стал одним из первых звукорежиссеров советского кино и в этом качестве принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933) и «Марионетки» (1934). Кроме того, он продолжал актерскую деятельность…

Однако в 1934 году краски над Оболенским начали сгущаться. Его режиссерская работа «Кража зрения» была подвергнута резкой критике и так и не вышла на экраны. В 1937 году была закрыта многострадальная картина Сергея Эйзенштейна «Бежин луг», в создании которой принимал участие и Оболенский. После этого Леонид Леонидович уехал в  Ашхабад,  где работал худруком и режиссером  оперной студии Дома народного творчества, а также - звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938 году Оболенского впервые арестовали, но пока ненадолго – меньше, чем на год. Освобожденный в 1939 году он вернулся в Москву по приглашению Кулешова и работал художником на Союздетфильме.



Казалось, жизнь бывшего заключенного начала налаживаться… В 1940 году доцент Леонид Оболенский активно преподавал во ВГИКе и трудился над диссертацией о звуковом кино, но закончить её ему было не суждено… Водоразделом в профессиональной и личной судьбе «человека всесторонних интересов» (как говорил об Оболенском Лев Кулешов) стала война.

В 1941 году вместе с другими преподавателями ВГИКа Леонид Оболенский ушел в Московское народное ополчение. В первые же дни, в результате Брянско-Вяземского окружения, он попал в плен. В баварском лагере для военнопленных Леонид Леонидович находился до осени 1943-го, а затем добровольно поступил на службу в  электротехническую бригаду, ведь оттуда было легче сбежать. И ему это удалось.

Больной малярией беглец Оболенский попал в монастырь под Бендерами, где скрывался около года до освобождения Молдавии. Там он  совершил постриг, приняв имя Лаврентия. После войны Леонид Леонидович был арестован и осуждён в 1945 году  по статье 5416 УК СССР («Измена Родине»).



Семь последующих лет Леонид Оболенский провел в одном из лагерей ГУЛага. Даже тогда он не прекращал активной творческой деятельности, поставив в лагерном театре порядка 20 спектаклей. Леонид Леонидович был лишен права на проживание в Москве, а потому после лагеря был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссера.

Переехав в Челябинск в 1962 году, Оболенский увлекся телевидением. Он активно работал на областной телестудии. Как корреспондент, режиссер и оператор, Леонид Оболенский снимал собственные авторские программы, которые неоднократно подвергались попыткам цензурирования.

Лишенный возможности экспериментировать, в 1972 году Оболенский переехал на окончательное местожительство в Миасс. Там «человек-эпоха» работал режиссером-методистом клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». К счастью, в те же годы Оболенскому при поддержке его учителя и верного соратника Льва Кулешова удалось возобновить актерскую деятельность в кино. Первым после долгого перерыва появлением на экране для Леонида Оболенского стала роль князя-эмигранта в фильме режиссеров-учеников Кулешова Александра Стефановича и Омара Гвасалии «Вид на жительство». Вплоть до 1988 года, когда ему пришлось оставить актерство из-за полученной травмы, Леонид Леонидович активно снимался. Ему доставались по большей части эпизодические роли. Но какие это были эпизоды!



«Король эпизодов» Оболенский создал целую галерею незабываемых кинематографических образов, среди которых британский миллионер («Чисто английское убийство», 1974), католический епископ («Красное и черное», 1976),  сказочный дедушка («Ореховый хлеб», 1977), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса», 1978) и карикатурный барон («Миллион в брачной корзине», 1985). В 1980 году за участие в фильме «На исходе лета» актер был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли «Золотая нимфа Монте-Карло» на Международном кинофестивале телевизионных фильмов.

В 1991 году Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Тогда же в 1991-ом Оболенский скончался. Спустя несколько лет, 21 января 1999 года в Челябинске открылась мемориальная квартира Леонида Леонидовича Оболенского. Писали, что с того момента и вплоть до 2005 года, когда артист был посмертно реабилитирован, в Челябинске не утихали споры по поводу его прошлого и звания «врага народа». Историческая правда была восстановлена в октябре 2005 года: согласно документам, все обвинения против Леонида Оболенского были ложными, его сотрудничество с фашистами - надуманным, никакого состава преступления в делах военнопленного не было.


Автор:
Маргарита Васильева
Реклама