Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 января 2012 10:31

Григорию Александрову 109 лет!

Григорию Александрову 109 лет!

Наблюдая за тем, как, по большей части, малоуспешно наш кинематограф в последние годы пытается приблизиться к голливудским стандартам, вспоминаешь то время, когда отечественные картины действительно не уступали западному уровню. Они были сняты режиссером, которому удавалось сочетать, на первый взгляд, несочетаемое, создавая в Советском союзе 1930-х годов абсолютно американизированные, но парадоксально соответствовавшие тогдашней идеологии киношедевры. Речь идет об основателе «советского Голливуда» Григории Васильевиче Александрове, со дня рождения которого 23 января 2012 года минуло 109 лет.



Имя Григория Александрова ассоциируется, в первую очередь, с феерическими музыкальными комедиями, где пастухи играют джаз, мировые цирковые дивы влюбляются в строителей коммунизма, а советские физики обнаруживают поразительное сходство с кинозвездами. «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Весна» (1947), и, конечно, «Волга-Волга» (1938) – жизнеутверждающие отечественные кинохиты на все времена, любимые несколькими поколениями зрителей. Однако начинал свой творческий путь Александров не с комедий.



Осенью 1921 года урожденный Григорий Мормоненко (Александров) познакомился с Сергеем Эйзенштейном, который в ту пору преподавал биомеханику Мейерхольда в театре «Пролеткульта». Александров стал его учеником и играл в эйзенштейновских спектаклях. Вслед за учителем он перешел в кинематограф, участвовал в создании легендарных картин Эйзенштейна: «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925) и «Октябрь» (1928). Причем, если в первых двух Александров лишь помогал в работе над сценарием и в съёмках, в том числе, исполнив роль старшего офицера Гиляровского в «Броненосце», то в «Октябре» он выступил уже в качестве полноправного соавтора.


Огромное влияние на становление Григория Васильевича как самостоятельного художника оказала заграничная поездка, в ходе которой он совместно с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ побывал в Европе, Америке и Мексике (1929-1932). В Германии Александров был покорен картиной Джозефа Штернберга «Голубой ангел» с неподражаемой Марлен Дитрих в главной роли, что, безусловно, сказалось на разработанном им позднее звездном кинообразе Любови Орловой. В Соединенных Штатах будущий мастер советской музыкальной комедии не только познал магию Голливуда с его фантастичным кинематографом, где все поют и танцуют, но и подружился с великим Чарли Чаплином... Их дружба продлится многие годы, а после просмотра «Веселых ребят», прогремевших далеко за пределами Союза, Чаплин скажет, что Александров открыл для Америки новую Россию…



По возвращении на родину пути Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна разошлись. Пришло время александровских комедий. Начиная с ленты «Веселые ребята», которая поначалу была запрещена из-за идеологической легковесности, но позже при содействии Максима Горького одобрена самим Сталиным, все довоенные картины Александрова становились всенародными хитами. Этот период кинематографической биографии хорошо изучен и описан в разнообразной литературе, как и сотрудничество режиссера с вождем, которое после смерти Сталина часто вменялось в вину «создателю русского Голливуда». Факт остается фактом: музыкальные комедии Александрова стали признанной классикой нашего кино, а воспеваемые в них ценности были в большей степени общечеловеческими, чем советско-пропагандистскими.



Главным творческим достижением Григория Александрова в послевоенные годы стала картина «Весна» (1947). Комедия была отмечена премией Венецианского кинофестиваля. Бессменная дива и супруга режиссера Любовь Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал «Весне» и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно, а Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948)… С тех пор он не снял, по сути, ни одной достойной картины. Однако тех искрометных работ, которые стали не только визитными карточками режиссера Александрова, но и целого кинематографа (российского), вполне достаточно, чтобы считать его величайшим мастером отечественного кино.
Автор:
Маргарита Васильева
Реклама