Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 августа 2012 00:01

50 лет Дэвиду Финчеру: «Паранойя просто необходима»

50 лет Дэвиду Финчеру: «Паранойя просто необходима»

28 августа 2012 года исполняется 50 лет американскому режиссеру Дэвиду Финчеру. Местом, где выросла будущая мировая кинознаменитость, была Калифорния. Именно там, в конце 60-х годов орудовал серийный убийца Зодиак, которого боялись все жители от мала до велика. В канун своего 8-летия Дэвид попросил у родителей пистолет в подарок, а те преподнесли ему восьмимиллиметровую камеру. С этого момента произошло рождение Дэвида Финчера-режиссера. Он снял 9 фильмов, каждый из которых сопровождался громкими спорами.

Воздействие кинематографа на внутренний мир Дэвида нельзя недооценивать, ведь фильмы, которые он посмотрел в детстве и юности, по сути, стали причиной многочисленных фобий Финчера-человека, отразившихся затем в его картинах. Благодаря этим лентам, он сформировал свой неповторимый стиль, с присущим ему набором тем, героев, жанровой составляющей. Самым первым кинопотрясением Дэвида стал фильм Джорджа Роя Хила «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969) – классический образец «приятельского фильма» («buddy movie»), где центральное место занимает дружба. Затем в жизни Финчер посмотрел триллер «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975), а через много лет он произнес: «Не уверен, что кино должно развлекать. Мне интереснее кино, которое ранит. Я люблю «Челюсти» за то, что с 75 года не купаюсь в океане». Отметив 18-летие, Дэвид устраивается разнорабочим на студию Korty Films, а в 1980-м году получает очередное потрясение, увидев второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны» («Империя наносит ответный удар»). Кстати, спустя два года Финчер получит предложение от компании Лукаса поработать в отделе спецэффектов, там он примет участие в производстве фильмов: «Возвращение джедая» (1983), «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984), «Бесконечная история» (1984).

кадр из фильма "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид"

Первая картина Финчера вышла на широкие экраны в 1992 году. До этого Дэвид делает необычные рекламные ролики и музыкальные клипы. С 1984-го он работает с компаниями Revlon, Pepsi, Coca-cola, Nike и другими, восхищая публику самобытностью, динамикой и детализацией, а также «мрачным стилем», ставшим, впоследствии, его «фирменным». Первым роликом, приблизившим Финчера к популярности, стала его реклама для Американского онкологического общества, изображающий младенца, курящего в утробе матери.
Музыкальные клипы, сделавшие Финчера еще более знаменитым, были созданы на студии Propaganda Films, где он стал работать с 1986-го года. Эти высокобюджетные, стильные и крайне оригинальные работы Голливуд оценил по достоинству. Самые известные персоны, для которых Дэвид снимал клипы – Джордж Майкл и Мадонна.

режиссер Дэвид Финчер за работой

Первый полнометражный фильм Дэвида Финчера - третья часть «классической» тетралогии о противостоянии лейтенанта Эллен Рипли и чужих – «Чужой 3». Несмотря на многочисленные номинации на престижные кинопремии, фильм провалился в США, хотя многим понравился в Европе. Его обвиняли в излишней психологичности и отсутствии положительного финала. После окончания съемочного процесса, Финчер покинул проект и даже не принимал участия в монтаже, аргументируя свой уход постоянным вмешательством студии в творческий процесс. «Продюсеры боятся продавать что-то новое. Все время приходилось повторять им: «Не беспокойтесь, это все тот же Биг Мак со средней картошкой и ванильным коктейлем» – скажет он много лет спустя, сделав себе имя далеко не на «кино-фаст-фуде».

кадр из фильма "Чужие 3"

«Мне хочется делать кино, которое бы действовало на зрителя так, как я задумывал. А не кино, на которое дрочили бы серийные убийцы» – признается Финчер в одном из своих интервью. В 1995-м году на экраны вышел психологический триллер «Семь» - речь идет о двух детективах, следующих за серийным убийцей. Расследование идет по семи эпизодам, каждый из которых соответствует одному из смертельных грехов. Перед нами не вполне обычный фильм ужасов или нео-нуар. Внешняя мрачность и пессимистичность этой работы менее важна и действенна, по сравнению с внутренней, переданной в сценарных тонкостях, неуловимых движениях и звуках, явленных на экране. Визуальное решение этой картины также самобытно: фильм снят с применением техники «bleach bypass» – эффект, достигаемый путем полного или частичного пропуска процесса отбеливания цветной пленки. Проще говоря, цвет становится менее насыщенным, а черно-белое изображение становится очень контрастным и зернистым. В результате перед нами «инфернальный город, где даже светлое время суток ощущается как беспросветная ночь».

кадр из фильма "Семь"

«Игра» (1997) – очередной психологический триллер Дэвида Финчера. В его основе – реально существующие в мире Игры в альтернативной реальности, где каждый может стать игроком, стоит лишь обратить внимание на какую-то загадку действительности. Все сказанное очень популярно в США. «Развлечение должно сопровождаться маленькой дозой медикаментов. Некоторые ходят в кино, чтобы им напомнили, что все в порядке. По мне это ложь. Все не в порядке» – скажет как-то Финчер, продолжая играть в свои невыносимо странные игры с каждым сидящим по ту сторону экрана зрителем.

кадр из фильма "Игра"

«Бойцовский клуб» (1999) Финчер снял по мотивам одноименного романа Чака Паланика. В момент выхода фильма на широкие экраны, он был воспринят неоднозначно и собрал очень мало денег в прокате. Спустя 10 лет, картину признали «культовым фильмом нашего времени». Как только ни толковали смыслы этой картины различные люди, называя его «вульгарным», отыскивая в нем «сверхчеловека» и «зародыша фашистской идеологии», рассматривая в нем «ироничный протест против капитализма действом наподобие бахтинского карнавала», ассоциируя с вечным сюжетом о «Докторе Джекиле и мистере Хайде». На страницах одной из газет «Бойцовский клуб» был назван «самым спорным голливудским фильмом о природе насилия со времен «Заводного апельсина» Кубрика». Самому Финчеру все эти определения не нравились, и он говорил о картине, как о «серьёзном фильме, который сняли абсолютно несерьёзные люди» – люди, которые понимают и поднимают глубинные проблемы, но в то же время не могут отказать себе в удовольствии постебаться над предметом, а также время от времени противоречат сами себе». Со временем картина стала одним из главных предметов внимания интеллектуалов всего мира.

кадр из фильма "Бойцовский клуб"

Триллер «Комната страха» вышел три года спустя после «Бойцовского клуба». До 2002 года Финчер, по его собственным словам, не получил от продюсеров ни одного предложения снять кино. И снова – психологический триллер. По некоторым сведениям, Дэвид Кэпп написал черновой вариант сценария всего за 6 дней, а исполнительница роли девочки Сары – Кристен Стюарт – выросла во время съемок на 7,6 сантиметров.

кадр из фильма "Комната страха"

«Воинственность помогает делать кино. Так же как боязнь провала и навязчивое желание всем нравиться. Но паранойя просто необходима» – скажет как-то Финчер. Как уже было подмечено ранее, серийный маньяк Зодиак – фигура не только реальная, но еще и соседствующая с Финчером где-то в Калифорнии, а также в многоуровневой внутренней парковке личных фобий режиссера. Визуализировать этот образ Финчеру удалось в 2007-м году, когда состоялась премьера его нового фильма «Зодиак» (по одноименной книге Роберта Грэйсмита). Фильм был номинирован на несколько премий, но ни одну не получил.

кадр из фильма "Зодиак"

Следующая работа Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) была номинирована на 13 «Оскаров», три из которых получила (плюс множество других престижных наград). Фильм основан на сюжете рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и насквозь пропитан магическим реализмом – таким популярным в последнее время, что провал этой картины мог произойти только в случае полного отсутствия на планете в момент премьеры сентиментальных женщин и нового поколения школьников.

кадр из фильма "Загадочная история Бенджамина Баттона"

«Социальная сеть» (2010) – фильм-биография про то, как Марк Цукерберг придумал всеми нами обожаемую социальную сеть Facebook. «Безупречный сценарий, изумительная режиссура, первоклассные актёрские работы делают «Социальную сеть» захватывающим и амбициозным образцом современного киноискусства в его лучших проявлениях», – справедливо и единодушно заявляли критики всего мира об этой картине. Сам режиссер намекает на более глубокие смыслы созданного произведения и утверждает, что прикоснулся здесь к теме общечеловеческой потребности увлекаться иллюзиями и поразительной способностью человеческого рода тратить свое время впустую (подразумевая увлеченность интернетом).

кадр из фильма "Социальная сеть"

Последняя на сегодняшний день киноработа Финчера – детективный триллер «Девушка с татуировкой дракона» (2011) – ремейк шведской картины, по одноименному роману Стига Ларссона (2009). Фильм получил премию «Оскар» за лучший монтаж, собрал положительную критику и неплохую кассу. А кто-то даже сравнил его героев (Руни Мара и Дэниел Крэйг) с персонажами «Бойцовского клуба». По замечанию одного из популярных критиков, «поклонники Финчера как умельца нагнетать нездоровую атмосферу» в этот раз «успеют не спеша наесться своего любимого мрачняка с психопатологическим оттенком».

кадр из фильма "Девушка с татуировкой дракона"

Известно, что Дэвид Финчер был женат на модели Доне Фиорентино и у них есть дочь. После развода с ней, о его личной жизни совершенно ничего не известно. «Всякий, кто смотрит по сторонам, чтобы достичь гармонии, - идиот или серьезно болен» – считает режиссер. Если этот принцип мироустройства останется неизменным, то в последующие полвека Финчер должен предъявить нам нечто более фантастическо-паталогическое, чем некоторые из его предыдущих работ.
Автор:
Настя Ласточкина
Реклама