Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 октября 2012 13:57

Еще не дорога, но уже «дорожная карта»….

Еще не дорога, но уже «дорожная карта»….

В Министерстве культуры продолжают обсуждать будущие перемены в управлении отечественным кинематографом. По замыслу Ивана Демидова, заместителя Министра культуры и неформального «министра по кино», а также Елены Лапиной (отдел взаимодействия с организациями кинематографии Минкульта) подобные встречи могут способствовать не только правильной оценке текущего состояния киноотрасли, но и подсказать государственным управленцам возможные пути развития.

На вторую встречу были приглашены Ренат Давлетьяров (президент Гильдии продюсеров России), Сергей Сельянов (председатель Ассоциации теле – и кинопродюсеров). Прокатчиков представлял генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев, документалистов – режиссер и продюсер Виталий Манский, аниматоров – генеральный продюсер группы компаний «Рики» Илья Попов, арт-кино – председатель Совета директоров A.R.Films Александр Роднянский, профессиональную кинопрессу – редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский, киносоциологию - Олег Иванов (компания Romir Movie Research)

Каждый из присутствующих представлял шесть разных направлений отечественного кинематографа. И все шесть «питаются» ресурсами Министерства культуры. И все пытались говорить о проблемах, но, не выходя за рамки своей специфики. Потому вторая встреча, в отличие от весьма концептуальной первой (ПрофиСинема о ней писала в статье от 01.10.2012 «Дорожная карта» отечественной киноотрасли…»), порой приобретала интонацию некой обзорности.
Господин Манский сказал правильные слова о том, что министерство должно поддерживать кино, как элемент национальной культуры, а уж потом выстраивать госзаказ по жанрам, аудиториям и пожелал, чтобы «вместо, условно говоря, фильма «Остров» министерство не стало бы финансировать «Яйца судьбы».
Ответ господина Демидова был однозначен – такого не случится.
Поинтересовался Виталий Манский и процедурой распределения денег для документального кино. Существующая на данный момент не эффективна и плохо работает. Да, ответил господин Демидов, обязательно будут учтены пожелания профессионального сообщества документалистов, в том числе и пункты, связанные с финансовыми вопросами. Не отказывается министерство и от идеи проведения открытых обсуждений (защиты) проектов.
И вновь, как и во время первой встречи, часто звучали термины или просьба уточнить их значение: «государственный заказ», «социально значимое кино», работа приглашенных экспертов и распределение субсидий.

Что еще может Министерство культуры?
Со стороны ситуация удивляет. Реально ли, хочется спросить инициаторов встреч, написать обновленную стратегию развития нашего кино («дорожную карту») и готовить необходимые регламентирующие акты, распоряжения и другие государственные документы, если в отрасли столько «тамар, ходящих парами»? Подобная ситуация оформилась за последнее десятилетие, и порой не без участия Министерства культуры. Теперь приходится учитывать и глубину размежевания сообщества.
Две структуры занимаются продвижением нашего кино за рубежом, две киноакадемии, два союза кинематографистов, и – главное: два распределителя финансов. (Замечу, что господин Сельянов в своем выступлении отметил: «Создание Фонда кино, стало самым выдающимся событием в отечественной киноиндустрии за последние 15 лет»). И высказал сожаление, что за те же 15 лет так и не были решены проблемы с РАО по авторским правам, по выплатам композиторам.
Сергей Сельянов не только озвучил и еще одну проблему, которая, по мнению сообщества продюсеров, им сильно мешает, но и попросил содействия министерства.

Проблема с Госфильмофондом
Практика уже не раз показывала, насколько противоречиво наши кинематографисты относятся к уже действующим юридическим нормам и актам. Горячую речь, например, в адрес Госфильмофонда произнес господин Сельянов. Чувствовалось, насколько продюсерское сообщество недовольно твердостью позиции гендиректора Федерального – единственного в стране - киноархива игровых фильмов господина Николая Бородачева. Нынешние продюсеры не мечтают, а требуют изменить правила сдачи в Госфильмофонд исходных материалов. Главной помехой служит привязка акта о сдаче к акту о прокатном удостоверении. Господа продюсеры, либо вовсе не желают, чтобы их фильмы оказались доступными и через сто лет, либо – проявляют крайнюю недисциплинированность.
На стороне киноархива распоряжение Правительства России «Об обязательном экземпляре документов», в котором четко прописана бесплатная сдача в Госфильмофонд копий на оригинальном носителе всех без исключения игровых, анимационных и научно-популярных картин, выходящих в наш прокат.
Но господин Сельянов свою непримиримую позицию объясняет страхом пиратства.
Это обвинение еще в 2008 году парировал заместитель генерального директора Госфильмофонда Владимир Дмитриев: «Никто так и не смог привести пример из истории Госфильмофонда, когда после сдачи копии фильм послужил бы для обогащения пиратов. Прокатчики даже пытались говорить, что получат особое разрешение о не сдаче копии в Роскультуре. Но мы не подчиняемся ни Министерству культуры, ни Федеральному агентству, а только напрямую правительству России и финансируемся отдельной строкой бюджета…Если съемки фильма велись с участием государственного финансирования, то нам обязаны сдавать не только копию, но и негатив. …ненадлежащее хранение означает гибель фильма для будущих поколений. Мы не проводим селекцию и не выставляем оценки: это шедевр, а это отстой. Мы сохраняем все фильмы. Это основной принцип архива».
Так что, можно пожелать Министерству культуры выдержать напор продюсеров и никогда не отменять привязку вышеупомянутых двух актов. Иначе наши потомки рискуют остаться без фильмов первых десятилетий 21 века.

Принципиальный спор
Государство в лице Министерства культуры до сих пор занимало равноудаленную позицию – управляло лишь деньгами, но никак не вмешивалось во внутреннюю жизнь. И кинематографисты привыкли столь милое и тихое государство воспринимать, как щедрую паперть.
Туда, конечно, было сложно попасть, но, оказавшись среди счастливчиков, никто уже не умирал от голода-холода. Поэтому долгое время существовал некий негласный договор между продюсерами и государством. Раз оно не может победить, например, Интернет-пиратство или собрать информацию о реальных валовых кассовых сборах, то и продюсеры вправе воспринимать гранты или субсидии, как покрытие своих финансовых и моральных издержек.
Новые руководители Министерства культуры решили ситуацию менять. И, например, господин Демидов во время каждой встречи неоднократно высказывал тезис о том, что «основные средства для киноотрасли дает государство и оно, субсидируя съемочный процесс, имеет право знать, на что будут потрачены деньги».
Но кинематографисты не готовы сдавать эти позиции. Заместителю министра культуры ответил Сельянов: «Половина денег в нашей киноиндустрии – привлеченные со стороны. Вот мое кино. 1,5 миллиона денег государственных, столько же – частных. И мне их надо вернуть! Поэтому подобные речи слышать невозможно, это непрофессиональное понимание ситуации».
Однако господин Демидов мягко, но, не сдавая позиций, продолжал объяснять уважаемому продюсеру, что и государство имеет право знать, насколько эффективно работают в отрасли, выделенные министерские гранты и субсидии Фонда кино. И что государству хотелось бы это увидеть, хотя бы, в цифрах отечественного кино в нашем прокате: «Ради кого мы снимаем кино? Как зритель реагирует на ваши фильмы? Нам принципиально важно делать хорошее кино для нашего зрителя и вернуть его в кинозалы».

Как увеличить долю?
Доля отечественного кино могла бы стать убедительным показателем эффективности, но господин Рязанцев, при поддержке господина Роднянского, в своем выступлении уточнил, что этот критерий не может быть главным, так как не всегда отражает истинную картину: «Валовые кассовые сборы одного голливудского блокбастера могут резко снизить показатели доли…».
Но есть и другой важный показатель, который ныне в стране практически забыт – клубный кинопрокат. Об этом ярко говорили Александр Роднянский и Константин Шавловский. Они убедительно доказывали, что государство может активно участвовать в этом альтернативном прокате, потому что в нем сочетаются две цели – продвижение российского кино к зрителю и возвращение интереса зрителя к отечественному кино. Господин Роднянский назвал такой прокат «параллельным рынком для чуть более сложного кино», а господин Шавловский предложил киноклубное движение использовать для осуществления образовательной школьной программы «100 фильмов».

На мой взгляд, вопросы клубного кинопроката, школьного кинообразования входят в глобальную проблему. Вернее абсолютного отсутствия медиа – стратегии продвижения отечественного кино к отечественному же зрителю. Только для понимания этой проблемы нужно срочно создавать отдельную стратегию, может быть, даже отдельную «дорожную карту». Время уже работает против нас, говорил на первой встрече продюсер Анатолий Максимов.

Проблема рейтингов
Договариваться о критериях, будь-то экспертный совет по грантам, будь-то «дорожная карта» - самый сложный процесс. Тем более, что кинематографисты привыкли работать в автономном режиме.
Как уже неоднократно говорил господин Демидов, теперь «департамент по кинематографии и модернизационных программ без участия экспертов не будет принимать никаких решений».
Это касается и выполнения Федерального закона 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Порой может возникнуть ситуация, когда внутриминистерского решения (Департамент государственного регистра) недостаточно и потребуется консультация экспертов. Кого призвать в эти ряды - большой и больной вопрос.
Рискну предложить свой вариант. Экспертные рейтинговые комиссии, на мой взгляд, следует формировать из людей, равноудаленных от кинопроизводства. Например, прокатчиков, социологов, детских психологов и родителей (можно обратиться в школьные родительские комитеты).

Пример «активности» сообщества
Господин Манский поинтересовался, когда же «дорожная карта» станет регламентирующим в отрасли документом. Ответ господина Демидова не позволял иных толкований: «Мы хотим понять проблемы отрасли. А так называемая «дорожная карта» не будет иметь статуса законодательного акта, но станет рабочим инструментом для департамента кинематографии. Министерство изучает все предложения и внимательно прислушивается к мнению каждого».

На нашем портале можно найти сообщение о том, что Департамент кинематографии и модернизационных программ создает при Минкультуры Кинофестивальный совет и о приеме заявок от организаций кинематографии, претендующих на получение государственной поддержки по организации и проведению российских и международных кинофестивалей на территории Российской Федерации в 2013 году. Заявки принимаются до 31 октября.
Времени не так много, но, как сказала госпожа Лапина, пока ни одной заявки не поступило.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Другие статьи по теме «Дорожная карта»

Другие статьи по теме Продюсер Александр Роднянский

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама