Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 декабря 2012 13:28

Особенности развития кинорынков России и Западной Европы в последние годы

Особенности развития кинорынков России и Западной Европы в последние годы

30 ноября 2012 года в рамках 89 Российского Международного Кинорынка состоялся круглый стол «Особенности развития кинорынков России и Западной Европы в последние годы», на котором были представлены два исследования – отчет «Киноиндустрия Российской Федерации», подготовленный компанией «Невафильм» по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории, и исследование самой обсерватории «Прокат российских и западноевропейских фильмов в Европе и других регионах мира».

В конференции приняли участие представители компании «Невафильм» – генеральный директор Олег Березин и ведущий аналитик компании Ксения Леонтьева и иностранные гости – исполнительный директор Европейской аудиовизуальной обсерватории Вольфганг Клосс и руководитель департамента сбора информации о рынках и финансировании Андре Ланж.

В России стали больше учиться, но меньше снимать

В российском отчете были исследованы институциональные рамки кинематографии, касающиеся законодательной базы и кинообразования, а также статистика по производству, прокату и альтернативным способам просмотра.

География кинообразования

Данные по кинообразованию говорят о том, что возрастает количество образовательных программ, которые готовятся, помимо специализированных учебных заведений (ВГИК, СПбГУКиТ), и вузами общей направленности, и краткосрочными подготовительными курсами. В 2011 году насчитывалось около 30 краткосрочных программ, которые предлагали слушателям более 100 учебных курсов по 10–15 специальностям. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, курсы подготовки специалистов есть при Свердловской киностудии.

Статистические данные по кинопроизводству сводятся к тому, что количество снимаемых полнометражных игровых фильмов уменьшается (тенденция касается всех фильмов – как снимаемых за государственные деньги, так и на частное финансирование), но с каждым годом объемы государственной поддержки растут. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в кинопроизводство в 2010 году составила 18% бюджетов всех фильмов, отснятых в России, а в первом полугодии 2012-го – уже 43%. Средний бюджет одного полнометражного игрового фильма в России был в 2012 году оценен в 95 млн. рублей; средний же объем средств, выделяемых на поддержку одного проекта Фондом кино и Министерством культуры, достиг 61 млн. рублей.

Международное сотрудничество

Копродукция в России, несмотря на членство в международных организациях, развита слабо: в год снимается не больше 10 картин, причем официально в рамках международных договоров о сотрудничестве – менее половины этих фильмов. В 2012 г. наметилась тенденция к увеличению этого числа, благодаря деятельности недавно созданных Французско-российской киноакадемии и Германо-российского фонда поддержки совместных проектов на стадии разработки. Одновременно с этим увеличилась и доля бюджетного финансирования совместных проектов со стороны России. За период 2010-2012 гг. было завершено 33 художественных полнометражных фильма, снятых совместно с другими странами. Доля проектов с мажоритарным и миноритарным участием России была одинакова (по 6 фильмов; в то же время для 21 картины доля инвестиций отечественных и зарубежных продюсеров неизвестна), тогда как число картин, снятых в рамках официальных международных соглашений о копродукции, было меньше (8), чем произведенных вне этих договоров (14; еще по 11 картинам точно установить соответствия условиям международных соглашений не удалось).

Переход проката на цифру

В части кинотеатрального проката наблюдается тотальный переход на «цифру» (90% современных релизов выходит в цифровом формате), а также сокращение количества 3D-залов. Почти в 60% современных российских кинозалов установлено цифровое оборудование – 1647 экранов (в 772 кинотеатрах), из них в 1590 – с возможностью 3D-показа. Причем рост числа кинозалов, не оборудованных 3D, начался лишь в 2011 г. Изначально все новые цифровые залы имели аппаратуру для 3D-показа, сейчас же они отказываются от массовой установки данных систем, и в первом полугодии 2012-го уже 57 кинозалов их не имели.

Альтернативные прокату способы просмотра фильмов

Все большую популярность среди зрителей набирают альтернативные способы просмотра фильмов – онлайн-просмотр и видео по запросу (VoD). Самым популярным, естественно, является площадка бесплатных интернет-сайтов. Пока еще жив рынок физических носителей (DVD и Blue-Ray дисков), однако он угасает: число продаж падает примерно на 10% в год, закрываются заводы, прекращают свою деятельность отраслевые периодические издания.

В Европе стали меньше смотреть американского кино и больше производить национального

Часть доклада европейских коллег сводилась к выявлению трендов на примере рынков четырех стран: Франции, Великобритании, Германии, Италии. Отдельно была рассмотрена дистрибьюция российских фильмов на зарубежных рынках.

Количество посещений кинотеатров в Европе относительно стабильно (в 2011 г. упало на 0,1% по сравнению с 2010 г.), при этом растут кассовые сборы – рост 0,7%. Во Франции – стране с наилучшими показателями бокс-офиса – наблюдается рост с 1031 млн. евро в 2005 г. до 1370 млн. в 2011 г. Это происходит благодаря развитию 3D-технологий и, соответственно, увеличению цен на билеты. Постепенно снижается доля рынка американского производства (с 69% в 2010 г. до 61,4% в 2011 г.), что частично компенсируется фильмами совместного производства, такими как, например, «Гарри Поттер», где английские продюсеры привлекали американский капитал (рост с 5,4 % в 2010 г. до 8,4% в 2011 г.). Средняя посещаемость на душу населения также стабильна.

По кассовым сборам после Франции идет Великобритания, затем Германия и Италия. По средней цене на билет порядок другой: выше всех средняя цена билета в Германии – 7,4 евро в 2011 году, за ней следуют Великобритания (6,8 евро), одинаковые показатели у Франции и Италии (6,3 евро). По количеству релизов абсолютным лидером является Франция, которая в 2011 году выпустила 207 фильмов (собственных и с мажоритарным участием), а по относительным показателям лидирует Италия, которая увеличила количество выпускаемых фильмов со 109 в 2007 г. до 146 в 2011 г. Франция является лидером по количеству выпущенных фильмов на территории ЕС – 84 фильма. Как по доле рынка национальных фильмов внутри страны – 37,8%, так и по развитию копродукции с миноритрным участием: во Франции наблюдается рост с 43 фильмов совместного производства в 2007 г. до 65 в 2011 г., в то время как по остальным странам наблюдается относительная стабильность.

Важный показатель – количество посещений фильмов за пределами страны-производителя. В этом секторе лидирует Великобритания – в 2010 году 59% английских фильмов демонстрируются в ЕС за пределами страны. Англо-американских фильмов – 75%. Для сравнения: французских – 23%, итальянских – 6%.

Рассматривался такой показатель, как доля рынка европейских фильмов (включая российские) на неевропейских (США, Канада, 6 южноамериканских стран, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия) рынках. Здесь также лидирует Великобритания – 42%.

В Южной Корее и Мексике российское кино смотрят больше, чем США

Заключительная часть доклада представителей Европейской аудиовизуальной обсерватории была посвящена России: в 2011 в Европе вышло 32 русских фильма, 40 фильмов совместного с Россией производства и 64 советских картины. Количество российских фильмов, прокатывающихся в ЕС, растет: если в 2000 году было только 2 фильма, то в 2011 – уже 16. Эта статистика включает данные только за год выпуска фильмов («Фауст» Сокурова, который прокатывается во Франции, войдет в статистику уже за 2012 год). Однако процент посещений русских фильмов по отношению к общеевропейскому посещению падает: в 2005 – посещение российских фильмов охватывало 0,24% европейского рынка, 2011 – 0,05%. География посещаемости выглядит примерно так: лучше всех дела обстоят во Франции – 17,9%, в Польше – 12,4%, и в прибалтийских странах (Литва – 15%, Латвия – 13%, Эстония – 9,6%).

Среди фильмов по количеству посещений с 2007 по 2011 гг. лидирует «Дневной дозор» (330 212 посещений), за ним идет «Белка и стрелка» (238 586) и «Ирония судьбы. Продолжение» (159 059).

Статистика по количеству фильмов, выпущенных на неевропейские рынки, не столь радужна: только 4 фильма в США, 2 – в Южной Корее, по 1 в Новой Зеландии, Мексике, Аргенитине и Бразилии. Интересно отметить, что Южная Корея (43 018) и Мексика (32 292) оказались более важными по количеству посещений, чем рынок США (28 825).

Скачать отчет «Киноиндустрия Российской Федерации», подготовленный компанией «Невафильм» по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории (в формате pdf)
Автор:
Евгения Федорова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама