Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 июля 2013 15:03

«Александр Невский»: 75 лет на экране

«Александр Невский»: 75 лет на экране

В 2013 году отмечает 75-летний юбилей киноэпопея Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Картина повествует об исторических событиях 1242 года, когда иноземные войска, ведомые рыцарями Тевтонского ордена, вторглись на русские земли. Под предводительством опального князя Александра Ярославовича, после битвы со шведами на Неве прозванного «Невским», навстречу захватчикам выступило новгородское войско, чтобы начать борьбу за родные земли. Среди тех, кто встал под знамена князя, было немало храбрых и опытных бойцов, в том числе и два товарища – удалой новгородец Василий Буслай и княжеский боярин Гаврила Алексич, которые в это же время вступили в негласную битву за сердце красавицы Ольги, - именно об этих героях идет речь в фильме. Кульминационным моментом военного похода Александра Невского стала знаменитая битва на Чудском озере, названная вскоре «Ледовым побоищем», которая определила не только судьбу главных героев, но и всего русского народа.

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Александр Невский"

Первоначальной задумкой Сергея Эйзенштейна было масштабное полотно, которое охватило бы большую часть биографии князя Александра Ярославича, - это придало бы образу Невского многогранность и противоречивость. В окончательном же варианте фильм охватывает лишь события, которые произошли в течение одного года. Для бесспорной достоверности фильма Эйзенштейн специально привёз из Эрмитажа подлинное вооружение русских воинов XIII века, а также была изготовлена точная копия средневекового портативного органа, на котором во время битвы играл католический монах. Однако режиссёр не ставил задачей буквально экранизировать события того периода. В сценарии есть некоторые отступления от действительности: стороны конфликта намеренно романтизируются, исторические персонажи и события перемежаются с вымышленными, создаются мощные мифологические образы, вошедшие впоследствии в традицию советского искусства.

По словам Николая Черкасова, исполнителя роли князя Александра Невского, Эйзенштейн хотел поставить картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Черкасов Н. К. Записки советского актера. М., 1953. С.124).

кадр из фильма "Александр Невский"

Создание картины пришлось на довольно непростой период в жизни самого Сергея Эйзенштейна. После публичного осуждения фильма «Бежин луг», грубой критики вышестоящими инстанциями, режиссёр был снят со всех общественных должностей, уволен и с «Мосфильма», и из ВГИКа и отправлен лечиться. Однако жизнь без кино потеряла для Эйзенштейна всякий смысл, что прекрасно понимали его друзья и поэтому начали активную работу по возвращению режиссёра в кинематограф. В итоге драматургу Всеволоду Вишневскому, находившемуся в то время на пике популярности, удалось добиться разрешения на то, чтобы Эйзенштейн снял историческую картину, отвлечённую от современных событий. Правда, в качестве помощников и наблюдателей за его деятельностью к нему были приставлены режиссёр Дмитрий Васильев и сценарист Пётр Павленко.

на съемках фильма "Александр Невский"

Для съемок фильма «Александр Невский» была собрана выдающаяся съёмочная команда: Эдуард Тиссэ, бессменный оператор всех фильмов Эйзенштейна, художник Иосиф Шпинель, работавший до этого с такими режиссёрами, как Александр Довженко и Михаил Ромм; Сергей Прокофьев, один из крупнейших композиторов XX века и многие другие. При подборе актеров режиссёр искал колоритные и запоминающиеся типажи: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Владимир Ершов, Валентина Ивашёва, Александра Данилова и другие.

кадр из фильма "Александр Невский"

Судьба картины. Фильм «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех у зрителей, который можно было сравнить лишь с популярностью фильма «Чапаев» (реж. Г. и С. Васильевы, 1934 г.). Многие восхищались не только художественным и сюжетным решением картины, но и тем, какие «чудеса» происходили на съёмочной площадке. Для того, чтобы завершить съёмки фильма в кратчайшие сроки, было решено снимать сцену Ледового побоища, не дожидаясь зимы, на территории и в павильонах «Мосфильма». Декораторы проделали огромную работу по превращению пустыря возле киностудии в заснеженные берега Чудского озера: вся эта местность была заасфальтирована, засыпана искусственным снегом из мела и соли и залита жидким стеклом. Сцены же, в которых тевтонцы проваливались под лед, снимали в павильонах, где были сооружены специальные бассейны, в которых плавали «льдины» из окрашенной белой краской фанеры и пенопласта.

кадр из фильма "Александр Невский"

Несмотря на успех фильма, уже через несколько месяцев после выхода картина была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. Только после начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, «Александр Невский» вернулся на экраны советских кинотеатров с еще более оглушительным успехом. В этом же году создатели фильма были отмечены правительственными наградами: режиссер Сергей Эйзенштейн, автор сценария Петр Павленко, актеры Николай Черкасов и Андрей Абрикосов были удостоены Сталинской премии первой степени.

кадр из фильма "Александр Невский"

К юбилею выхода ленты на советские экраны в Главном корпусе «Мосфильма» подготовлена фотовыставка с кадрами из фильма.
Автор:
по материалам пресс-службы Мосфильма
Реклама
01