Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 декабря 2013 13:48

На IV Пленуме Правления Союза кинематографистов России обсудили Этическую хартию и проблемы неигрового кино

На IV Пленуме Правления Союза кинематографистов России обсудили Этическую хартию и проблемы неигрового кино

25 декабря 2013 года прошел IV (Девятого созыва) Пленум Правления Союза кинематографистов России. Он был так  насыщен столь актуальной проблематикой и энергией долгих дискуссий, что продлился более четырёх часов. Это вполне объясняется важностью выдвинутых в повестку дня вопросов, которые в той или иной степени задевают интересы всех членов профессионального киносообщества.

Первый вопрос, который ещё с лета обсуждался на рабочих заседаниях в стенах Союза кинематографистов России, - о проекте Этической Хартии кинематографистов России. К Пленуму был подготовлен целый сборник документов, с которыми могли познакомиться члены Правления СК. По этому вопросу на Пленуме выступили Председатель СК России Никита Михалков, Первый заместитель Председателя СК России Сергей Лазарук, а также представители Молодёжного центра СК России, сопредседатели Правления организации Филипп Абрютин и Иван Кудрявцев. Как известно, первый текст Хартии по предложению Н.С. Михалкова был написан именно представителями Центра. Затем члены рабочей группы Союза кинематографистов России во главе с С.В. Лазаруком внесли свои правки и предложения в документ. Проект Хартии, созданный в результате дискуссий, был представлен членам Правления СК РФ. Затем документ будет разослан по почте всем членам Союза кинематографистов России, которые смогут внести в него свои рекомендации. На внеочередном Пленуме Правления СК РФ пройдет обсуждение нового проекта Хартии.

Режиссер Филипп Абрютин отметил, что во время работы над Хартией Молодежный центр Союза кинематографистов уделил особое внимание защите свободы творчества: «Самое главное, чтобы не нарушалась свобода творчества. И, конечно, ни о какой цензуре речи идти не может. Наоборот, можно и нужно бороться с цензурой, с конъюнктурой: с псевдопатриотической, фестивальной и коммерческой. Когда мы разрабатывали свой вариант – это было для нас главным, чтобы творчество было настоящим, искренним… Чтобы кино снималось, и чтобы оно было художественным, интересным. Хартия – это такой документ, который нужен киносообществу. Потому что нельзя работать, снимать кино и не иметь общей идеи. И для молодежного центра работа над Хартией дала очень много. Мы обсудили и сформулировали те вещи, о которых, наверное, каждый думает. И мы сделали это вместе, открыто».

IV (Девятого созыва) Пленум Правления Союза кинематографистов России

Председатель СК России Никита Михалков обратил внимание, как на основополагающий момент, на необходимость продумать механизм, который в дальнейшем помогал бы работе Хартии. «Мы уже полгода слышим саркастические выпады в наш адрес: «А судьи кто? Кто - эти, которые нам предложат законы и правила?». А ответ на эти вопросы очень простой – надо доверять авторитетам, которые всегда были и есть в любой профессиональной среде. Нам от этого не уйти, без этого не может существовать ни одно сообщество. Поэтому окончательный вариант Этической Хартия должен стать коллективным трудом всего Союза кинематографистов России. Но тут же возникает второй вопрос, - продолжал Михалков, - и он не в меньшей степени важен, - чтобы этот документ был реально работающим, необходимо выработать действенный механизм его функционирования в повседневной, реальной жизни кинематографа. В Комиссии по этике, которая и должна быть этим действенной структурой, и будет отработан этот механизм, иначе все наши благие начинания останутся на бумаге».

Первый заместитель Председателя СК России Сергей Лазарук уточнил, что механизмы внедрения Этической Хартии – это уже очередной вопрос, который должен быть разработан и обсуждён на следующем Пленуме Правления СК России.

Второй вопрос повестки дня IV Пленума касался «Программы развития неигрового кино Российской Федерации». С большим, тщательно подготовленным и насыщенным огромным материалом, с диаграммами и таблицами по всем сферам существования неигрового кино, выступил Заместитель Председателя СК России Клим Лаврентьев. Клим Анатольевич начал своё выступление с того, что в стенах Союза кинематографистов России широкого обсуждения по развитию неигрового кино не было начиная с 1991 года. Потому и разговор, начатый докладом Лаврентьева, вызвал столь насыщенную дискуссию среди членов Правления СК и специально приглашенных на Пленум документалистов. К.А. Лаврентьев осветил итоги исследования состояния неигрового кино, анализа производства документальных фильмов и основных проблем неигрового кино за 2011, 2012 и первую половину 2013 гг. За этот период было выпущено 1200 фильмов, около одной тысячи из них получили прокатные удостоверения, но мало кто эти фильмы видел и, похоже, так и не увидит никогда. За этим, прежде всего, стоят проблемы качества выпущенных картин, сомнительный, непрозрачный механизм распределения государственной поддержки их производства, отсутствие планомерного проката, выхода к зрителю, для которого, казалось бы, эти фильмы и производятся. Важнейший вопрос – низкий профессионализм снимающих это кино, слабая образовательная база, утрата традиций отечественной документалистики, которая в былые годы занимала ведущие позиции в мире. Практически, за последние десятилетия во многом разрушен механизм функционирования документального кино, от распределения бюджета, запуска, производства и продвижения фильмов до выхода к зрителю; закрываются и продаются «с молотка» некогда знаменитые киностудии страны, гордость России; многие профессионалы, имеющие международное признание на кинофестивалях прошлых лет, сидят без работы и без всякой надежды её получить.

IV (Девятого созыва) Пленум Правления Союза кинематографистов России

Все эти затронутые в докладе К.А. Лаврентьевым вопросы горячо обсуждались в дальнейших выступлениях кинематографистов, которые также озабочены состоянием современного отечественного неигрового кино. По этим вопросам выступили: кинорежиссёр и продюсер, Президент Комиссии неигрового кино СК России Сергей Мирошниченко, режиссёр Галина Леонтьева, режиссёр научно-популярного кино Борис Загряжский, режиссёр, Президент фестиваля «Русской Зарубежье» Сергей Зайцев, кинорежиссёр, руководитель Студии «ХХI век» Алексей Малечкин, режиссёр Сергей Головецкий, представитель Красногорского Госархива кинофотодокументов Римма Моисеева, киновед из Владикавказа Индира Черджиева, кинорежиссёр Вадим Цаликов, киновед, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин.

Киноисследователь и аналитик Олег Иванов выступил с программой развития неигрового кино, механизмах, мерах и объёмах его государственной поддержки. Также в дискуссии приняли участие Ректор ВГИКа Владимир Малышев, Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачёв, кинорежиссёр, драматург Виктор Мережко, кинорежиссёр, актёр, Президент Кинофестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев, Председатель Дагестанского отделения СК РФ Магомед Сулейманов, Председатель Уральского отделения СК РФ, кинорежиссёр Владимир Макеранец и другие.

На Пленуме присутствовал руководитель Департамента Министерства культура РФ Вячеслав Тельнов, который сообщил, что Министерство культуры РФ готово к совместной и конструктивной работе с Союзом кинематографистов РФ по вопросам функционирования системы неигрового кино, в частности, по вопросу контроля за качеством выпускаемой продукции и созданию Комиссии по совершенствованию государственной поддержки отечественного документального кино.

IV (Девятого созыва) Пленум Правления Союза кинематографистов России

На Пленуме был переизбран Председатель Правления Центрального Дома кино СК России. Им стал режиссер и сценарист Виктор Мережко.

После бурных и насыщенных дискуссий Пленум закончился на праздничной ноте – Председатель СК России Никита Михалков и Первый Заместитель Председателя СК России Сергей Лазарук поздравили всех кинематографистов с наступающим Новым Годом и пожелали здоровья, праздничного настроения и доброго, полного творчества и созидания Нового Года!
Автор:
пресс-служба Союза кинематографистов РФ, фото Сергея Иванова
Реклама