Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 марта 2014 18:41

На «Мосфильме» прошло заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

На «Мосфильме» прошло заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

26 марта 2014 года на киноконцерне «Мосфильм» Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, участие в котором приняли Министр культуры РФ Владимир Мединский, глава Фонда кино Антон Малышев, руководители крупных телеканалов, известные режиссеры и продюсеры (полный состав участников доступен по ссылке).

Само заседание началось с подведения кратких итогов года. Дмитрий Медведев отметил, что в 2013 году объем господдержки составил 6,7 миллиарда рублей, что на 400 миллионов больше средств, выделенных на кинематограф в 2012 году. «В целом сборы российских фильмов в 2013 году достигли почти 8 миллиардов рублей, эти киноленты посмотрели около 35 миллионов человек, что составляет почти пятую часть всех зрителей, которые побывали в кинотеатрах страны», - отметил Премьер-министр, подчеркнув, что «деньги вложены удачно» и сейчас важно, «чтобы этот темп не был потерян».

заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Одной из основных задач, по словам Медведева, по-прежнему остается повышение конкурентоспособности российского кино. «Не скрою, за последнее время мне предложили целый ряд идей. Часть из которых носит экзотический характер, но я готов обсудить и их, если они принесут пользу», - сказал Медведев.

Другой вопрос, который его волновал, - развитие кинематографии на территории нового российского субъекта – Крымского федерального округа. «Надо подумать, как лучше использовать в этих целях ресурсы Ялтинской киностудии, и, конечно, очень важно преодолеть культурную изоляцию, в которой, к сожалению, находились жители полуострова в последние годы, обеспечить им доступ к лучшим достижениям российского киноискусства и подумать о будущем, конечно», - подчеркнул глава Правительства РФ.

Помимо этого, Медведев предложил кинематографистам также поговорить об оцифровке «золотого фонда» российского кинематографа, подготовке творческих кадров для отрасли, а также обсудить предложенную Министерством культуры РФ идею создания многопрофильного кинематографического центра на базе киностудии имени Горького.
Впрочем, журналистам послушать обсуждение всех этих вопросов предложено не было. Большая часть заседания прошла «при закрытых дверях».

Кроме речи Медведева, журналистам дали возможность услышать лишь выступление Министра культуры РФ Владимира Мединского, который, по большому счету, не поведал ничего нового. Министр в очередной раз рассказал об эффективности новой схемы финансирования отечественного кино, когда ведомство занимается господдержкой авторского, детского и дебютного кино, а Фонд кино – потенциально успешных кассовых проектов, а также о том, что возвратная схема финансирования производства и проката отечественных фильмов позволит в 2014-2015 годах вернуть в Фонд кино до 40% вложенных ранее средств.

заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии 

Затронул Мединский и давнюю проблему с «единым кинобилетом». На данный момент, по его словам, к системе ЕАИС подключено 95% современных кинотеатров. Сейчас функция развития ЕАИС отошла к Фонду кино, при том, что сама система по-прежнему несовершенна.

Мединский также не упустил возможности рассказать Премьер-министру и об отличных от госфинансирования механизмах поддержки фильмов и таким образом пролоббировать ранее презентованный в Министерстве культуры РФ независимый патриотический проект «28 панфиловцев», деньги на который собираются при помощи краудфандинга.

«Я держу в руках отчёт Военно-исторического общества о работе за девять месяцев, здесь один из проектов – «28 панфиловцев» – без единой копейки государственных либо коммерческих денег, только в интернете от частных лиц собрал 15 млн рублей. Продюсеры принципиально отказываются от государственных денег и надеются, что таким образом всё-таки смогут собрать необходимый бюджет на съёмки фильма. Съёмки уже начались», - подчеркнул министр.

Он также отчитался перед главой Правительства о поддержке ведомством сериалов, созданном в прошлом году кинофестивальном совете, системе питчингов, которая «снимает многие вопросы к Министерству культуры о том, почему принимаются те или иные решения», а также сценарном конкурсе, который сейчас проводится Фондом кино. По словам Мединского, в результате этого конкурса будет создана база сценариев, которые производственные киностудии смогут выкупать у Фонда кино.

Но больше всего, конечно, собравшихся волновал все-таки вопрос квотирования и продвижения российского кино на территории Крыма. Что касается последнего, то Владимир Мединский объявил, что министерство сейчас активно занимается поддержкой в производстве игровых и документальных фильмов, посвященных истории Крыма, а также займется возрождением кинофестивалей в Ялте и Гурзуфе. Что же касается вопросов квотирования, то на доступной для журналистов части заседания министр рассказал лишь, что есть разные предложения, которые, в основном, сводятся к двум подходам – квотирование и «каникулы для российского кино», когда отечественные фильмы можно будет увидеть в определенный период времени.

Уже потом – после заседания – Мединский рассказал подробнее о предлагаемых сейчас мерах по повышению доли российских фильмов в прокате. В частности, министр уточнил, что ни одну из предложенных депутатами мер (ни законопроект Сергея Железняка, предлагающий 20%-ную квоту, ни озвученную буквально за день до Правительственного совета инициативу Роберта Шлегеля о введении 50%-ной квоты) ведомство поддерживать не будет. Впрочем, и свои цифры Минкультуры предлагать пока не собирается.

«Мы не торопимся, ведем напряженную консультацию с отраслью. На прошлой неделе встречались со всеми ведущими кинотеатрами России и сейчас подталкиваем их к тому, чтобы они взяли на себя обязательства по установлению льгот на показ российского кино. Мне кажется, если бы работал механизм рынка – такого самоограничения – это было бы правильно. Но если не договоримся, то вернемся к той же теме: как административно поддерживать отечественное кино. Сегодня отечественный кинематограф на подъеме. В то же время мало произвести, надо еще и продать», - подчеркнул во время брифинга Мединский.

При этом, надо сказать, у него свое – особое – понимание истоков французской политики квотирования, которую часто приводят в пример российской отрасли. «Первые квоты во Франции появились не как результат попытки французского правительства защитить свой кинематограф, а как результат прямого давления американского правительства, которое, предоставляя кредиты по плану Маршалла, потребовало от французов квоту на показ американского кино, и в обратном порядке таким образом образовались национальные квоты. Поэтому голливудский кинематограф заходил на европейские рынки зачастую самыми нерыночными методами. А мы все время стесняемся даже маленькую – даже 20%-ную квоту, которая, по сути, у нас есть и сейчас – ввести», - сказал министр, отметив, однако, что в данном случае важно не навредить кинопрокатному бизнесу, «чтобы наши люди имели выбор, когда и как смотреть хорошее кино».

Советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой поддерживает позицию ведомства и считает, например, инициативу о введении 50%-ной квоты «абсурдом» и «популистской мерой». При этом, по мнению Толстого, для того, чтобы российская отрасль производила необходимое для нормальной конкурентоспособности количество качественных картин, нужно увеличить финансирование отрасли на 1,5-2 миллиарда рублей.

«Сейчас национальный кинематограф поднимается, но никаких гарантий того, что 14-й год будет столь же успешен, как 13-й, нет. Мы ставим эти задачи, но кино снимается не за один день и не за один год. Очень трудно заранее планировать. Сейчас часть средств начинает реинвестироваться. Тенденция позитивная, но это те не объемы, которые необходимы для самообеспечения. Конечно, если будет возможность увеличить в целом финансирование, то желательно увеличить его на 1,5-2 миллиарда. Тогда и возврат будет больше», - подчеркнул Толстой.

Из других мер, которые рассматривает Мединский, остаются, тем не менее, финансовые рычаги, которые приведут к сокращению в российском прокате количества американских фильмов так называемой категории B. «Это может быть дополнительный налог на ввоз кинофильмов. На самом деле, скорее всего, это будет оплата прокатного удостоверения. Как идея это сегодня прозвучало. Мы ее внимательно изучим. И эти средства опять же дополнительно могут пойти на производство кино», - рассказал Мединский. Впрочем, реализация озвученной меры видится пока крайне затруднительно, как и, например, блокировка сайтов с пиратским контентом, о чем также мечтает Министр культуры.

По итогам заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии будет подготовлен ряд поручений отраслевым министерствам, и тогда уже станет понятно, какую позицию займут те или иные ведомства.
Автор:
Мария Токмашева

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама