Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 июня 2014 13:04

Два проекта про cпитакское землетрясение лучше, чем ни одного

Два проекта про cпитакское землетрясение лучше, чем ни одного

В мае 2014 года стало известно о девелопменте двух проектов, посвященных спитакскому землетрясению, одновременно появившихся на рынке. Рубен Дишдишян совместно с Сариком и Гевондом Андреасянами готовится к съемкам высокобюджетной экшн-драмы «История одного землетрясения». А продюсер Елена Гликман с режиссером Александром Коттом  работают над фильмом-реквиемом «Спитак». Главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с продюсерами о том, почему так произошло, и что можно сделать, чтобы спасти оба проекта для зрителя.

Ситуация, действительно, складывается сложная. Оба проекта со сходными условиями производства, бюджетом и таймингом рискуют одновременно прийти к прокату в одно и то же время. Что, безусловно, по всем законам бизнеса и маркетинга не приемлемо. Но, тем не менее, обе компании уже проделали определенный объем работ, собрали частично финансирование, подписали договоры о намерениях и должны выполнить свои обязательства.

На данный момент наиболее вероятным выходом представляется разнесение проектов по времени, минимум полгода-год и по целевой аудитории (прокатное и фестивальное кино). Оба продюсера полны решимости реализовать свои проекты, но в то же время понимают необходимость принятия определенных мер, чтобы уйти от прямого конкурентного давления.

«О проекте «История одного землетрясения» я узнал 2 года назад и сначала скептически отнесся к исходному материалу. Затем год назад ко мне обратился Гевонд Андреасян с предложением объединить усилия для производства. Прочитал сценарий, и он мне очень понравился. Но в первоначальном варианте проект мог быть востребован только для проката в Армении. Поэтому я предложил одного из героев сделать русским, и вероятным кандидатом на эту роль мы видели Володю Машкова – мне кажется, у него точное попадание в образ. Мы с Арсеном Даниеляном в соавторстве с Грантом Барсегяном переписали сценарий. И теперь получилась очень хорошая, крепкая экшн-драма. Несмотря на драматические события, фильм должен получиться жанровый.  
События фильма развиваются в Ленинакане. Главные герои – 28-летний армянин Роберт Мелконян и 50-летний русский Андрей Бережной – оказываются в эпицентре землетрясения 7 декабря 1988 года и одними из первых приходят на помощь пострадавшим.
Что касается сроков производства, то осенью планируем начать подготовку,  в 2015 году окончательно все укомплектовать и начать съемки. И осенью 2016 года выпустить ленту в прокат.
Также я предложил своим партнерам еще одну схему – кроме полного метра сделать 4-серийную версию для телевидения и подключить к этой истории Первый канал, который согласился нас информационно поддержать, и уже есть предварительная договоренность на 2 миллиона долларов.
Мы планируем снять фильм при поддержке Фонда кино, Первого канала России; Фонда Шарля Азнавура «Азнавур для Армении»; Правительства, Министерства культуры, Министерства обороны, МЧС и Первого общественного телеканала Армении. По нашим оценкам, бюджет «Истории одного землетрясения» – более 5 000 000 долларов. Часть мы планируем запросить у Фонда кино; часть – у Первого канала России. Надеемся на финансирование из Армении. Также я, Сарик и Гевонд вкладываем в кино личные средства.
Кассовый потенциал нашего проекта  оцениваю в $5-10 миллионов и больше. Но, хочу подчеркнуть, что моя задача в данном случае – не заработать. А сделать фильм-событие, вызывающий сильные эмоции у зрителей. Ведь это было, по сути, последнее событие (к сожалению, трагическое) в жизни большой страны, которое объединило всех людей.
Мы не оглашали информацию о проекте, пока проводили девелопмент. И вот узнали, что есть второй сценарий. Прочитав его, поняли, что он объективно слабее нашего. Сначала рассматривали вариант соединения двух проектов, взяв самые сильные стороны обоих сценариев, но наш автор не очень хорошо к этому отнесся.
Я понимаю, что неправильно одновременно делать два фильма на одну тему. И пока не вижу выхода из этой ситуации. Нужно разговаривать и принимать совместные решения».
«Сценарий «Спитак» был написан в 2008 году.  Автор – Марина Сочинская – в тот момент заканчивала мастерскую Александра Бородянского во ВГИКе,  это был ее дипломный сценарий.  Отец Марины – армянин, она выросла в Армении. Спитак – ее очень личная тема, ее боль. Вместе с Мариной мы начали искать финансирование, искать партнеров для работы над фильмом. Очень важно было получить поддержку и в России, и в Армении. В итоге нашими партнерами стали телеканал Россия,  Национальный Центр кино Армении, кинокомпания из Еревана «Шарм Холдинг». Режиссером «Спитака» стал Александр Котт. На мой взгляд, самый точный, правильный режиссер для такого фильма. Для него эта история тоже очень личная. Формально «Спитак» по жанру фильм-катастрофа, но Саша назвал его фильм-реквием.
Сюжет картины разворачивается с первого дня землетрясения. Главный герой летит из Москвы спасать оставленную им когда-то семью и попадает в эпицентр событий. Пройдя через тяжелейшие испытания, он в конце фильма находит свою жену и детей. История очень густонаселенная. В ней переплелись судьбы местных жителей, спасателей из разных стран, врачей, советских военнослужащих. Прототипом одного из героев стал  секретарь Спитакского райкома партии, назначенный на эту должность ровно в ту минуту, когда началось землетрясение.
Мы планируем реализовать проект с бюджетом 5 миллионов долларов. В феврале 2014 мы подали заявку на субсидию в размере 50 млн. рублей в Министерство культуры. В мае проект был представлен на питчинге Минкульта и получил положительную оценку экспертного совета. Сейчас готовится контракт на получение государственного финансирования.
Мы войдем в режиссерскую  разработку фильма в ноябре этого года. Тогда же начнем и очень серьезный, скрупулезный кастинг в Армении. Съемки запланированы на зиму 2015-2016 гг. К концу 2016 года фильм будет готов.
Пошел уже 26 год с момента cпитакского землетрясения. За это время об этой катастрофе  не было снято ни одного игрового фильма. Это непостижимо, несправедливо. Эту ситуацию надо менять».
Побеседовав с Рубеном Дишдишяном и Еленой Гликман, мы уверены, что компромиссное решение, которое позволит без потерь реализовать оба проекта, будет найдено.
Автор:
Нина Ромодановская

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама
01