Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 апреля 2015 13:21

Экспонаты Музея кино, посвященные фильму «Иван Грозный», на выставке «Искусство в эвакуации»

Экспонаты Музея кино, посвященные фильму «Иван Грозный», на выставке «Искусство в эвакуации»

17 апреля 2015 года в рамках XV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» (апрель-май 2015) в московском Институте русского реалистического искусства начнет свою работу выставка «Искусство в эвакуации», в состав которой вошли экспонаты Музея кино. Цель экспозиции, посвященной 70-летию великой Победы, показать, каким невероятным образом было сохранено культурное наследие, как годы войны стали временем расцвета художественной жизни. Временем, когда в тысячах километров от Москвы и фронта была написана великая музыка, организованы выставки выдающихся художников, поставлены знаменитые спектакли, снято большое кино.

Домбровский В.В. Фотография. Рабочий момент съемок кинопроб М.И.Ромма (неосуществленный замысел)

Первая часть незавершенной трилогии Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (выход на экраны – 1945) создавалась в 1944 году на студии ЦОКс (ныне «Казахфильм») в Алма-Ате, ставшей в годы эвакуации своеобразным «советским Голливудом». С 1941 по 1944 год там было снято 23 художественных и 10 короткометражных кинолент. Однако главным достижением ЦОКса по праву считается именно картина Эйзенштейна, трудная судьба которой навеки впечатана не только в историю отечественного кино, но и в историю страны. Первая серия «Ивана Грозного», в которой в восторженных тонах описывается ранний период правления Ивана IV, принесла режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию первой степени. Вторая часть, посвященная опричнине и показавшая распад личности кровавого тирана вместо «заказанного Сталиным Эйзенштейну» портрета идеального государя, была запрещена и увидела свет лишь в 1958 году, когда ни опального художника, ни вождя уже не было в живых. Третья серия существует только в сценарии, подготовительных рисунках и рабочих записях. Некоторые из этих уникальных материалов хранятся в Государственном центральном музее кино и будут представлены на выставке «Искусство в эвакуации» в Институте русского реалистического искусства.

Домбровский В.В. Фотография. Фотопроба актера Николая Черкасова на роль царя Ивана Грозного   Домбровский В.В. Фотография. Кадр из фильма. Венчание на царство. Анастасия Романова   Домбровский В.В. Фотография. Митрополит Филипп и архиепископ Пимен

Кроме того, о процессе создания первой серии «Ивана Грозного» в Алма-Ате, гостям экспозиции расскажут эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, афиша московской премьеры и фотографии, сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским во время съемок. Рабочие моменты и сцены, запечатленные Виктором Викторовичем, впоследствии стали основой плакатов, открыток, буклетов и альбомов, посвященных знаменитой ленте советского киноноватора. Как не раз отмечали исследователи творчества Эйзенштейна, образ «Ивана Грозного», созданный в фотографиях Домбровского, из «визитной карточки» фильма превратился в самостоятельный «фотофильм», дополняющий киноверсию.

Эйзенштейн С.М., Домбровский В.В. Фотография. Фоторепродукция рисунка С.С.Эйзенштейна к фильму   Эйзенштейн С.М., Домбровский В.В. Фотография. Фоторепродукция рисунка С.С.Эйзенштейна к фильму  
Выставка «Искусство в эвакуации» начнется в рамках XV Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» 17 апреля 2015 года и продлится в Институте русского реалистического искусства до 11 октября 2015.
Реклама