Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 декабря 2015 13:28

Снимаем во Франции и совместно с Францией: Новые законодательные инициативы для иностранных и копродукционных проектов

Снимаем во Франции и совместно с Францией: Новые законодательные инициативы для иностранных и копродукционных проектов

Для российских продюсеров, заинтересованных в съемках своих фильмов во Франции с возможностью получения налоговых льгот или дополнительного финансирования, есть два пути: производство фильмов, полностью или частично снятых во Франции и инициированных не французской компанией, и создание официальной копродукции с Францией. О новых изменениях во французском законодательстве, касающихся кинопроизводства иностранных фильмов во Франции, а также создания копродукционных проектов порталу ПрофиСинема рассказал заместитель генерального директора UniFrance Фредерик Березя.

Как отметил господин Березя: «Французское кино востребовано во всем мире. В 2014 году самым популярным французским фильмом стал экшн «Люси», 2015 году – анимационная лента «Маленький Принц». Но это не значит, что мы заинтересованы только в продвижении наших картин на иностранные рынки. Также нам очень важно привлекать иностранных кинематографистов на территорию Франции для создания аудиовизуальных произведений. Кроме того, мы приветствуем создание копродукции. В год снимается от 110 до 120 копродукций Франции с разными странами, и мы будем рады сотрудничеству с Россией в данном направлении».

Фильмы иностранных производителей во Франции

С 2016 года французская организация CNC (Французский Национальный центр кино, ТВ и движущегося изображения) немного меняет правила предоставления налоговой скидки для международных кинопроектов (TRIP), которая может быть получена производителями фильмов, полностью или частично снятых во Франции и инициированных не французской компанией. Прежде всего, увеличивается размер возможного налогового послабления на один проект – максимальная сумма теперь может достигнуть 30% от расходов, понесенных компанией-производителем фильма во Франции.

Основные условия остаются прежними. TRIP выборочно предоставляется CNC компаниям, занимающимся производством фильмов во Франции. Размер выплат составляет до 20% (30%, начиная с 2016 года) от расходов на кинопроизводство, понесенных во Франции, и может насчитывать максимум €20 млн (€30 млн, начиная с 2016 года) для одного проекта. При этом картины должны включать элементы, относящиеся к французской или европейской культуре, наследию и территории.

Какие расходы могут быть возмещены?
Налоговая скидка может быть применима к следующим расходам:

  • заработная плата и компенсации для французских и европейских авторов, актеров, рабочих технических специальностей и связанных с ними социальных взносов;
  • расходы компании на технические товары и услуги;
  • транспортные и командировочные расходы, затраты на питание;
  • амортизационные расходы.

Кто получает налоговый вычет?
TRIP выборочно предоставляется CNC для кинопроизводства на территории Франции компании, которая отвечает в соответствии с договором, за снабжение художественными и техническими средствами для создания полнометражного фильма или телевизионного проекта. Договор имеет своим предметом, с одной стороны, управление материальными операциями для своих решений, и контроль за его надлежащим исполнением, - с другой.
 
Какие проекты могут претендовать на возмещение части расходов?
Налоговая скидка может быть предоставлена проектам, на производство которых на территории Франции потрачено не менее 1 млн. евро или 50% от их общего бюджета. По крайней мере 5 съемочных дней должны пройти во Франции.
Проекты должны включать элементы, связанные с французской культурой, наследием и территорией, и соответствовать контексту, характерному для каждого жанра (игровое кино или анимация).

Когда можно получить налоговую скидку?
Одобрение проекта организацией CNC дает право на налоговую скидку в конце каждого финансового года. Если сумма налоговых послаблений превышает подоходный налог за этот год, то разница будет выплачена французским государством. Возможна скидка в финансовом учреждении, при определенных условиях, предусмотренных законом.
 
Какова дата начала рассмотрения заявки на возмещение расходов?
Число, когда CNC получает заявку, станет отправной датой для принятия во внимание правомочных расходов.

Полный список правил доступен на официальном сайте CNC

Копродукция с Францией

Вторая возможность получить налоговые послабления – это создание официальной копродукции с Францией. К настоящему моменту Франция заключила соглашения с 40 странами о совместном кинопроизводстве, благодаря чему фильм имеет возможность получить «двойное гражданство» и считаться национальным как во Франции, так и во второй производящей стране. Имеется такое соглашение и с Россией. «Самое важное для российских продюсеров, задумавших создание копродукции с Францией с перспективой выхода на зарубежные рынки (в том числе во французский прокат), - правильно оценить потенциал будущего фильма и его рентабельность», - отмечает Фредерик Березя.

Каждый фильм проходит квалификацию CNC, прежде чем он будет признан официальной копродукцией. Проект должен удовлетворять ряду требований. Во-первых, он должен быть признан европейским, во-вторых, французским. Для оценки существует система очков, и картина должна набрать определенное их количество, чтобы претендовать на государственную поддержку. Баллы рассчитываются по принципу включения в европейских / французских кинематографистов в съемочную группу фильма.

Требования для европейских кинопроектов 

максимальное число баллов – 18 

(минимально – 14)

6 баллов

Авторы и режиссер

3 балла

Режиссер(ы)

2 балла

Сценарист (ы)

1 балл

Другие авторы (композитор и т.д.)

6 баллов

Актеры

3 балла

Исполнители главных ролей

2 балла

Исполнители ролей второго плана

1 балл

На европейских актеров (не считая исполнителей главных ролей) 

приходится более 50% съемочных дней

4 балла

Творческие кадры

1 балл

Оператор

1 балл

Звукорежиссер

1 балл

Монтажер

1 балл

Художник-постановщик

2 балла

Технические специалисты

Для того, чтобы считаться французским, проекту необходимо набрать минимум 25 баллов из 100. При этом чем больше баллов он получит, тем существеннее будет его поддержка как на уровне производства, так и проката.

Требования для французских кинопроектов – максимальное число баллов – 100 

(минимально – 25)

10 баллов

Производственная компания

20 баллов

Язык, на котором снят фильм

10 баллов

Авторы

5 баллов

Режиссер(ы)

4 балла

Сценарист(ы)

1 балл

Композитор

20 баллов

Актеры

10 баллов

Исполнители главных ролей

10 баллов

Исполнители ролей второго плана

14 баллов

Технические и творческие кадры

2 балла

Режиссерская команда (не считая самого режиссера)

2 балла

Административный и производственный департаменты

3 балла

Оператор

2 балла

Художник-постановщик

2 балла

Звукорежиссер

2 балла

Монтаж

1 балл

Художник по гриму

6 баллов

Рабочие

4 балла

Съемочная группа

2 балла

Строительная группа

20 баллов

Съемки и пост-продакшн

5 баллов

Локализация съемочного процесса:

3 балла

Локации

2 балла

Лаборатория

5 баллов

Съемочное оборудование:

2 балла

Камера

2 балла

Осветительное оборудования

1 балл

Машинное оборудование

5 баллов

Пост-продакшн звука

5 баллов

Пост-продакшт изображения

Есть несколько источников финансирования, доступных для продюсеров, чьи картины квалифицированы как официальная копродукция с Францией. В 2014 году 203 мажоритарных французских копродукций получили финансирования из следующих источников:

Платное и бесплатное ТВ (предпродажи)

34,6%

Субсидии на конкурсной основе (CNC и региональные организации)

5,6%

Автоматические субсидии (CNC)

3,3%

Дистрибьюторы

17%

Инвестиции французских продюсеров

29,9%

Инвестиции иностранных продюсеров

5,7%

Soficas

3,9%

Стоит отметить, что ТВ-каналы выбирают прежде всего картины с высоким кассовым потенциалом, которые можно после их кинотеатрального релиза демонстрировать в прайм-тайм, предпочитая картины, снятые на французском языке. Также желательно, чтобы в фильме были задействованы французские или европейские знаменитости. Что касается авторских лент, то высоко котируются работы режиссеров, являющихся обладателями престижных мировых кинофестивалей.

Автоматические субсидии – это ключевой компонент французского кинопроизводства, и они начисляются каждой картине, квалифицированной как французская, исходя из ее успеха в французском прокате, при этом чем выше степень ее «французскости» (как она рассчитывается, было указано выше), тем на большую сумму может претендовать фильм. деньги перечисляются на счет французского копродюсера и дистрибьютора (исходя из количества проданных билетов) и могут быть потрачены на следующий проект данного продюсера, квалифицированный как французский.

Soficas – это фонды, предоставляющие субсидии фильмам. Источником финансирования выступают банки или частные инвесторы, которые освобождаются таким образом от выплаты части налогов. Такие фонды предоставляют финансирование на возвратной основе. В 2014 году они вложили 33,99 миллионов евро в производство 103 картин, 14 из которых являлись мажоритарными иностранными копродукциями.

Некоторые организации (такие, как, например, IFCIC) предоставляют кинопроизводителям займы.

Что касается субсидий, выдаваемых на конкурсной основе, то самым важным является грант «Avance sur Recettes», который каждый год выдает частичное финансирование 55 проектам, отбираемых на конкурсной основе на стадии сценария. Но получить поддержку могут только фильмы, которые будут сняты на французском языке, что автоматически сужает круг претендентов.

Более подробно о поддержке кинопроектов можно прочитать в книге «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати (издательство Азбука / Пионер, 2-е издание 2013).

Реклама