Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 января 2016 13:00

Исторический детектив «Контрибуция» Сергея Снежкина выходит в прокат 18 февраля

Исторический детектив «Контрибуция» Сергея Снежкина выходит в прокат 18 февраля

18 февраля 2016 года состоится релиз новой игровой полнометражной картины «Контрибуция» режиссёра Сергея Снежкина, Народного артиста России, создателя фильмов «Похороните меня за плинтусом», «Мечта», сериалов «Белая гвардия», «Убойная сила», «Брежнев». Производство киностудии Ленфильм, продюсер Эдуард Пичугин.

В основу сценария легла повесть Леонида Юзефовича, лауреата премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». По книгам и сценариям Леонида Абрамовича были сняты такие фильмы и сериалы как «Сыщик петербургской полиции», «Казароза», «Гибель империи», «Сыщик Путилин» и «Серебряный самурай».

кадр из фильма Контрибуция

Жанр картины – исторический детектив. Действие происходит в 1918 году в Перми во время Гражданской войны. После экранизации романа «Белая гвардия» это второе обращение режиссера к теме страшного, переломного времени в истории российского государства. За увлекательной фабулой «герметического детектива» скрывается попытка понять, кто прав и кто виноват? Есть ли в Гражданской войне хорошие и плохие, «чужие» и «наши»? 

Режиссер Сергей Снежкин

«Фильм «Контрибуция» – психологическая драма о войне внутри себя, чем и является гражданская война. В картине захвачено лишь мгновение из жизни людей разных социальных кругов и различных мировоззрений, вынужденных совершать судьбоносный выбор во время трагических событий гражданской войны. Съемки фильма – это тоже война, и всегда испытание себя. Даже в визуальном решении мне хотелось сделать стилизацию под либерти – стиль излома и увядания, выражающего предощущение катастрофы. У нас были расширенные актерские пробы, весьма кропотливая работа над костюмами и реквизитом, собралась отличная команда, состоящая из блестящих профессионалов. Для меня, как для режиссера, есть всенепременное правило: если окружаешь себя выдающими соавторами, стыдно сделать что-то плохое. Мы все вместе отправились в поход в кинематограф. Наша задача была выжить и победить. Победа – это зрительский интерес, мы работаем для зрителя. Если он сделает глубокий вдох на начальных титрах «Контрибуции» и глубокий выдох только в финале картины, – значит, наш поход был не зря, и мы победили». 

кадр из фильма Контрибуция

Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева, роль которого исполнил Максим Матвеев, захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина (Елизавета Боярская) приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день драгоценный камень таинственным образом исчезает. К поискам привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина (Илья Носков), который должен найти бриллиант и получить помилование. Роли пермских купцов сыграли такие известные актеры как: Евгений ДятловКонстантин ВоробьевАртур ВахаЮрий Ицков, Игорь Черневич. Яркую женскую роль, героиню по имени Верочка, исполнила молодая актриса Надежда ТолубееваПеремирие», «Последнее лето» и др.).

Съемки исторического детектива проходили с января по март 2015 года на киностудии «Ленфильм», в историческом пятом павильоне, где были выстроены декорации резиденции губернатора города. Кроме того, масштабные сцены с участием большой массовки (более 300 человек) снимали в Кронштадте и Пушкине. 

кадр из фильма Контрибуция

Мастера цеха декорационно-технических сооружений и художники создали роскошные интерьеры резиденции. Декорация картины заняла 800 кв. метров самого большого павильона киностудии и состояла из пяти помещений: коридора с приемной, главного входа, кабинета губернатора, гостиной и будуара. Большая часть реквизита – подлинные предметы первой четверти ХХ века. Каждое помещение было оформлено лепниной и изысканными обоями. В гостиной, где проходит большая часть действий, разместили настоящий камин, а стены украсили копиями полотен Рубенса. Однако все прекрасные декорации пришлось «портить» прямо во время съемок. Изначально, по сценарию, дом губернатора принадлежит большевикам, которые размещают в доме штаб милиции. Дом, построенный как губернаторская резиденция, пришлось громить и превращать в здание управления милиции. 

В производстве исторической картины особое внимание в подготовке создатели уделили костюмам героев. Художник по костюмам фильма «Контрибуция» Инэсса Снежкина провела тщательную подготовку перед съемками. В работе над картиной ей помогли не только архивные материалы, фотографии, книги, журналы, но и посещение знаменитого в Петербурге «блошиного рынка». Ей не впервой придумывать костюмы этого исторического периода: с режиссером Виктором Мережко она работала над картиной «Сонька Золотая ручка», а с Дмитрием Сорокиным Инэсса Снежкина сочиняла модели авиационных костюмов к ленте «Формат». 

кадр из фильма Контрибуция

В одной из главных сцен поиска бриллианта в фильме «Контрибуция» купцов обыскивают, а значит актерам предстояло в кадре снимать одежду. Рубашка, галстук, подтяжки, жилетка, костюм, и затем белье — каждая деталь одежды была тщательно продумана так, чтобы это смотрелось не только достоверно, но и эстетично. 

Актёры, исполнившие основные роли в картине, поделились впечатлениями о съёмках «Контрибуции», работе с Сергеем Снежкиным и другими членами съёмочной группы, а также рассказали о своих героях:

кадр из фильма Контрибуция

Максим Матвеев (генерал Пепеляев): 

«Суть моего персонажа отражена в биографии генерала Анатолия Пепеляева. В первую очередь для меня было важно понять, что с ним происходило, что он чувствовал и как проявлял себя в конкретных ситуациях. Пепеляев не случайно получил такое высокое звание в очень молодом возрасте — назначение связано с его заслугами в Первую Мировую войну, когда в момент безвластия солдаты сами выбрали его в командиры. Впрочем, в период Гражданской войны он скорее стал генералом по необходимости. Это простой 25-летний парень, который в силу своей молодости верит в идеалы, но в то же время очень многослойный персонаж. Но идеализм не избавляет его от необходимости принимать жесткие решения и совершать достаточно страшные поступки. Ему, например, приходится подписывать расстрельные списки, не разбираясь в том, кто есть кто из приговоренных людей.

На съёмочной площадке «Контрибуции» было очень комфортно, несмотря на то, что сложнейшие сцены снимались ночью, ведь многие актёры днём были заняты в театре. Сергей Олегович, с его жизненным опытом, регалиями и наградами, — человек с большим чувством юмора, а это, как правило, всегда создаёт хороший фон на площадке и избавляет от ненужного стресса. Это был очень полезный и приятный опыт — работать со всей съёмочной группой, к тому же, в историческом павильоне на Ленфильме».

кадр из фильма Контрибуция


Елизавета Боярская (вдова Чагина): 

«Я думаю, что моя героиня, вдова Чагина, — это собирательный образ периода Гражданской войны. Сами обстоятельства революции толкали людей на совершенно невероятные поступки. Время было настолько безумное, что каждый пытался понять, как жить дальше. Несмотря на то, что Чагина подаёт себя, как сильную цельную натуру, она находится в смятении, как и все остальные. Каждый из купцов решает, как строить свою дальнейшую жизнь. Даже генерал Пепеляев не знает, чем обернётся для него завтрашний день. Чагина же, одна из немногих дам в этой истории, выбирает опасный и сложный путь. Она, запутавшаяся одинокая женщина, вдова, в состоянии паники и непонимания перспектив, видит в Пепеляеве надежду, которая поможет ей выжить.

Я давно хотела поработать с Сергеем Олеговичем Снежкиным. Это было непросто, но очень интересно и заразительно, потому что он человек с невероятной энергетикой и даром внушения. Мне кажется, мы все попали под его обаяние».

Сергей Перегудов (Шамардин):

«Работа над проектом «Контрибуция» — очень любопытный, полезный и ценный опыт. И думаю, что не только для меня. В фильме сыграла «матёрая» команда артистов. Я поражён командным духом, царившем на площадке, ведь, в основном, все герои по сюжету фильма находятся в одном помещении. Во-первых, собрать всех единовременно было очень сложно — у всех актёров дневные репетиции, съёмки, поэтому мы снимали ночью. Было 5 ночных смен подряд: приезжали в 11 вечера и работали до 11 утра. Самые важные и ответственные места (крупные планы, монологи, диалоги) снимались в 5-6 часов утра. Не то, что текст произносить — жить не хотелось! Это был серьёзный опыт выносливости. Сергею Снежкину удалось пробудить не только наше тело в эти моменты, но и душу, чтобы мы могли сыграть. 

В моём герое есть качества, которые близки мне самому. В каждом из нас водоворот разных качеств. Я думаю, острые повороты его характера мне присущи: ирония, ёрничество, хитрость, наглость, но при этом — обаяние. Это профессиональный человек, пытающийся пройти по самому острию лезвия. Очень любопытная и неоднозначная роль».

Надежда Толубеева (Верочка):

«Специфика моего образа в том, что Вера — человек, который действует только так как подсказывает сердце: необдуманно и стремительно, и поэтому часто ее поступки рискованны и опасны. Но в этом ее особая привлекательность. Все трудности, с которыми я сталкиваюсь во время работы, я учусь принимать с благодарностью. В самые сложные моменты я находила поддержку у Сергея Олеговича (Снежкина – прим.ред.), хотя я знала, что ему в 100 раз тяжелее, на нем огромная ответственность, и он не может себе позволить расслабиться, потому что иначе все распадётся в одну секунду. Он меньше всех спал, ел и больше всех курил и пил кофе. Я видела, как он уставал, при этом, не теряя своего фирменного чувства юмора. Он был одержим работой. И знаете, любая трудность куда-то сразу же испарялась. Я очень благодарна ему за это».

кадр из фильма Контрибуция


Илья Носков (Мурзин):

«Если сравнивать мою роль Фандорина и образ в «Контрибуции», где я тоже «занимаюсь» расследованием дела, то можно найти сходство: сыщик — это всегда собранный, обращающий внимание на детали, человек. И главное найти тот неуловимый баланс между одержимостью и профессионализмом персонажа. Кроме того, в «Контрибуции» еще и отягчающие внешние обстоятельства - революция 1917 года. По сюжету мой персонаж, «красный сыщик», изначально был приговорён к смерти, и от результата расследования зависит его жизнь. Поэтому передо мной стояла очень интересная профессиональная актерская задача, показать особое состояние человека, которое мы вместе с режиссером искали. Что вышло — увидим на экране!».


Константин Воробьев (купец Каменский):

«Я уже не первый раз работаю с Сергеем Снежкиным, и это сотрудничество всегда очень продуктивно. Я доволен всем тем, что мы совместно делаем. Долгие рабочие отношения с режиссёром — это очень хорошо, потому что он знает, на что ты способен. И порой он из меня вытаскивает даже больше, чем я подозреваю, и за это очень благодарен. 

Работая над образом, всегда стараюсь прочувствовать персонажа. Каменский — мой очередной неврастеник! Я думал, что это будет комедийный персонаж, но Сергей Олегович (Снежкин – прим. ред.) пошёл дальше и предложил образ, который вызывает сочувствие. Считаю, очень важно, чтобы герой вызывал сопереживание зрителя. Это, вообще, очень правильное чувство в жизни. Кроме того, «Контрибуция» — один из первых фильмов спустя много лет, который выходит под маркой «Ленфильма». В нём снялись, в основном, знакомые питерские артисты, со многими из которых я уже работал. Съемки в этом проекте вызвали у меня невероятную ностальгию и сильное патриотическое чувство. Хотелось бы сказать потом, если всё пройдёт хорошо, что я имел отношение к возрождению «Ленфильма», который помню и люблю». 


Евгений Дятлов (купец Насонов):

«Характер моего героя определяется его социальным классом — купечеством. Осмысливая образ, мы с Сергеем Снежкиным обсуждали исторический контекст, проводили параллели той ситуации с тем, что происходит у нас сейчас. Это помогло раскрытию личных характеристик в роли. Я брал детали из литературы, истории, внутри себя, наблюдал за современниками, которых также можно назвать «купцами». Интересно, что почти с каждым персонажем в фильме можно провести параллели с нашими современниками — назвать героя другим именем и посмотреть на него с другой точки зрения. Купцы в фильме попадают в неоднозначную ситуацию, я внутренне оправдываю своего героя и сочувствую ему. Каждый из пяти персонажей, по сюжету, отвечает за свою линию в общей истории. Можно было снимать отдельно фильм о каждом — купце Насонове, купце Грибушине, купце Каменском, купце Калмыкове, купце Зильберштейне, показать правду каждого из них, а потом собрать их вместе в «Контрибуции»».

кадр из фильма Контрибуция


Юрий Ицков (купец Грибушин):

«Я очень люблю нашего режиссера Сергея Снежкина и готов делать с ним любые проекты. Это редкий режиссёр, который хорошо знает артистов: что можно от них ожидать и чего с ними делать не нужно. Он всегда досконально знает весь материал. Со мной, например, он иногда делает неожиданные вещи, и мне это очень нравится. Он знает, что я имею авантюрный склад характера, и всегда это использует, за что я ему очень благодарен. Кроме того, он охотно откликается и на предложения актёра, если они оказываются в духе фильма. Рассказывать о моем персонаже бессмысленно, потому что каждый зритель увидит на экране разное. Я постарался не испортить замечательный материал — уверен, зритель оценит, и я сам очень хочу увидеть результат на большом экране! 

Большая часть съемок проходила в грандиозном реконструированном пятом павильоне «Ленфильма», где художниками была выстроена фантастическая декорация, целый настоящий губернаторский особняк. Когда мы входили внутрь, действительно оказывались в том времени. Это художественная задача была прекрасно решена — настоящий подвиг! Даже ночью люди с удовольствием погружались в процесс съёмок, потому что команда была замечательная и весёлая. Редко бывает, что такие разные и известные артисты сходятся и создают комфортную атмосферу, и Сергей Олегович (Снежкин – прим. ред.), конечно, принял в этом главное участие. У него не поспишь особо — голос громкий!».


Артур Ваха (купец Калмыков):

«Мне было очень комфортно работать с Сергеем Снежкиным и остальной командой, поскольку мы уже сработавшийся хороший коллектив. Конечно, трудности всегда бывают, но нам не первый раз их преодолевать. Мне интересна тема революции, как интересна любая масштабная историческая тематика. Мой герой — купец Калмыков. В жизни я всегда был очень далёк от коммерции. Режиссёр помог мне раскрыть образ. Надеюсь, что зритель оценит нашу работу по достоинству».


Игорь Черневич (купец Зильберштейн):

«Я сразу же согласился на роль купца, потому что уже имел счастье работать с Сергеем Снежкиным. Это всегда интересно, но непросто. О «Контрибуции» мне пока говорить сложно, потому что еще не видел, что получилось. Честно говоря, немного боюсь смотреть. Образ Зильберштейна мы формировали, отталкиваясь от текста сценария в первую очередь, первый вариант которого был написан в детективно-комедийном жанре. Но Сергей Олегович (Снежкин – прим.ред.) предпринял немалые усилия, чтобы «усерьёзнить» тему и дополнить жанровую стилистику неким притчевым высказыванием. Правда, у меня эти попытки вызывали определённое сопротивление, потому что мне казалось, что для серьёзного высказывания материал недостаточно глубок и проработан. 

Но «нам не дано предугадать...». Поэтому с интересом (не без страха) посмотрю, что вышло».


Все новости о фильме

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама