Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 апреля 2008 13:44

Сергей Гармаш: "Я люблю смотреть кино, которое трогает душу"

Сергей Гармаш: "Я люблю смотреть кино, которое трогает душу"

В городе Ярославле в ТЮЗе Народный артист России Сергей Гармаш встретился со старшеклассниками одной из ярославских школ. Ребята были рады видеть у себя в гостях известного артиста и два часа задавали вопросы Сергею Гармашу. Надо отметить, что он отвечал на все без исключения вопросы, создавая своей открытостью атмосферу доверия и взаимопонимания. Конечно, чувствовалось, что не все дети знают хорошо фильмы, в которых играл Сергей Гармаш, но еще до начала встречи, многие говорили, что знают актера по фильму Никиты Михалкова «12». Встреча проходила по сценарию передачи «100 вопросов взрослому». Первый традиционный вопрос герою передачи – одноминутный рассказ о себе.

Сергей Гармаш
– Я родился на Украине в городе Херсоне. Там окончил восемь классов и поступил в театральное училище города Днепропетровска, потом закончил его и работал в театре в городе Херсоне, затем ушел служить в армию. После армии я приехал в Москву, поступил в школу-студию МХАТ, окончил и поступил служить в московский театр «Современник», где служу до сих пор. Женат, имею двое детей.

Вопрос:
– В каком возрасте и почему вы решили стать актером?

Сергей Гармаш
– Я не решал стать актером. Так случилось, что моя мама интуитивно взяла документы и отвезла их театральное училище без всякого повода. Моя мама не связана с театром, папа тоже. Но чтобы полностью ответить на этот вопрос понадобится много времени. Это был случай. Говорят, кто верит в случай, тот верит в бога. Наверное, это была очень хорошая случайность в моей жизни.

Вопрос:
– Любимая роль в кино, любимая роль в театре.

Сергей Гармаш
– У меня есть любимая роль. Для меня она, как первая любовь. Это роль рядового Ивана Пурина в картине «Отряд». Это моя первая картина и первая роль в кино. Снял ее режиссер Алексей Симонов, сын великого писателя. Мы практически все, кроме Саши Феклистова, были дебютантами. Что касается театра, я люблю многие роли. Я люблю играть «Вишневый сад», «А по утру они проснулись». Люблю спектакль «Пять вечеров». Это не один персонаж, их много.

Вопрос:
– Одна из ваших первых ролей в кино была роль заключенного в фильме «Беспредел», а потом вы стали играть милиционеров, блюстителей порядка. Что вам нравится больше играть? И сложно ли вам было перейти из плохого героя в хорошего?

Сергей Гармаш
– Я попробую не спеша, Вам ответить. Но давайте переведем эту встречу в беседу, а не в отдельные вопросы и ответы.
В 90-ом году я сыграл в картине «Беспредел» такого злого заключенного, а спустя лет восемь сыграл своего первого милиционера в картине «Ворошиловский стрелок». Трудностей никаких в этом нет. Я могу сравнить нашу профессию с таким водителем, который получает права и может управлять и легковым автомобилем и грузовиком МАЗ и мотоциклом. Играть все интересно и то, и то. Главное, чтобы была роль хорошая. У Станиславского есть такие слова, что актер всегда является адвокатом своего героя. Кроме этого существует еще добавление, что когда ты играешь хорошего ищи, где он злой, когда плохого, ищи где он хороший. В любом случае, если я буду играть очень злого, даже людоеда, буду адвокатом этого персонажа.

Вопрос:
– Где вам проще играть в театре или в кино?

Сергей Гармаш
– Вы знаете, театр и кино это два разных вида искусства, которое имеют общие моменты, такие как заучивание текста, переодевание, нанесение грима. Во всем остальном по производству, по мобилизации, по слову, по твоим возможностям, по попыткам это все крайне различно. Скажем, если мы в театре репетируем сцену из Островского, то можем ее репетировать одну репетицию, третью, пятую, шестую. А в кино мы приходим и играем сцену из Островского, смена – 12 часов и хочешь, не хочешь, сегодня сцена должна быть снята. В театре всегда сцены репетируют последовательно, кино никогда так не снимается. Это исключительный случай, когда фильм может быть снят последовательно, то есть от начала до конца. В силу производственной необходимости, в зависимости от графика занятости актеров картина всегда снимается начиная с середины сегодня, а завтра – конец. Мне интересно там и там, я люблю делать то и другое одинаково. Ничему не отдаю предпочтения. Я благодарен театру и кино в своей жизни. Наверное, то, что мне не хватает в кино, я нахожу в театре и наоборот.

Вопрос:
– Вы сказали, что ваша любимая роль это как первая любовь. Не могли бы вы рассказать нам о вашей первой любви?

Сергей Гармаш
– На самом деле неплохой вопрос, но скажем так, это не совсем тот формат, чтобы рассказать об этом. Если бы я начал рассказывать вам о моей первой любви, то потратил бы наверно не мало времени и рассказал бы почти все.
Первый раз я влюбился в первом классе. Конечно, это нельзя назвать первой любовью. Но в самом таком юношеском определении первая любовь, безусловно, у меня была. Я страдал, мучился. И все мне это даже казалось, как огонь в книжках. Но чтобы рассказать об этом подробно, это не тот момент и не та передача.

Вопрос:
– Вы помните ваш первый гонорар?

Сергей Гармаш
– Замечательно! Да помню! Я сейчас вам скажу. Моя зарплата в то время в той стране была где то 89 руб в месяц. Мой гонорар составлял тогда 40 рублей съемочный день. Это было очень хорошо. Это было в Советском Союзе.

Вопрос:
– Вы можете представить себе три вещи, без которых не можете представить свой каждый день?

Сергей Гармаш
– Эти три вещи я назвал бы из области отрицательных. Сигарета, мобильный телефон и руль. Вот то, что без чего ты не можешь прожить. Ведь мы жили когда-то без мобильного телефона! Сигареты – это вообще слабость, которую я не могу побороть в себе. Вот если бы можно было обходиться без мобильного телефона, то было бы, наверное, лучше. Я называю те вещи, которые мне мешают жить, но без которых я не могу обойтись в жизни.

Вопрос:
– Кто были ваши кумиры в мире театра и кино и как вы считаете, смогли вы достичь тех целей, которые вы себе ставили в начале карьеры?

Сергей Гармаш
– По поводу карьеры я не считаю, что я чего-то достиг. Когда ты только чего-то достигаешь, нужно начинать что-то новое. Надо заканчивать с этой профессией и заниматься другой или писать об этом мемуары. Я хочу находиться в пути. Мне кажется, у меня еще есть возможность идти и пройти куда-нибудь.
Что касается кумиров… Когда я говорю, что моя мама отвезла мои документы в театральное училище, я искреннее признаюсь, что не мечтал быть артистом. В детстве у меня были какие-то моменты, связанные с интересом к кино и театру. Если все сложить в такую цепочку, то кто-нибудь может и скажет, что мне вроде бы и было нужно направляться в актеры. На самом же деле все это происходило в душе неосознанно. В пятом классе впервые увидел фильм, снятый в 1943 году, где главные роли исполняли Тарасова, Дружников и другие замечательные артисты. И эта картина ввела меня в состояние потрясения. Я плакал целую ночь. Это было одно из самых ранних, детских воспоминаний. Тарасова и Дружников на тот момент стали моими кумирами, но у меня не появилось мечты стать артистом. Затем, позже я посмотрел «Неуловимые мстители», так там все актеры были моими кумирами. Мне хотелось так же скакать на лошади, стрелять, но и тогда я еще не захотел стать артистом, все случилось гораздо позже. Мне хотелось просто быть таким же, как герои этого фильма, ковбоем гражданской войны. С возрастом у нас у всех появляются любимые актеры. Я и сейчас открываю для себя новые лица. Это не только у нас, так везде и на Западе тоже. Но это уже совсем другая тема. В жизни человека всегда должны присутствовать люди, которые ему нравятся, и у которых он хочет учиться.

Вопрос:
– Бывали ли у вас моменты, когда у вас что-то не получались? Как вы с этим боролись?

Сергей Гармаш
– Конечно, бывали и бывают. Я не знаю рецепта от таких моментов. Ни в коем случае не опускать руки, поправить то, что не получается. Что касается нашей профессии и в частности театра, то тут можно что-то еще исправить. Например, если была неудачная репетиция, то есть надежда, что завтра она будет лучше. А вот в кино, это как раз к вопросу о различии, этот момент исключен. Если у тебя не удается 1-ый дубль, то тебе дается 2-ой, даже 3-ий и это нормально. Но условия в кино достаточно жесткие, они обусловлены бюджетом, графиком, и твое 8-ое или 10-ое «не удается» никто терпеть не будет. «Не удается» в кино может окончиться и тем, что не удастся.

Вопрос:
– Если ли у вас такие роли, которые вы собирались исполнить, но не исполнили?

Сергей Гармаш
– Мне кажется, что они где-то есть и я их увижу. Я никогда не мечтал конкретно. Я мечтаю, безусловно, о том, что я хочу сыграть, но я не могу это конкретизировать. В дипломном спектакле я играл Лопахина. Когда я пришел работать в театр, у меня появилась такая мысль, что я хотел бы вернуться к этой роли. И вот этот файл «Лопахин», он всегда находился во мне, он не был активирован. Прошло какое-то время и главный режиссер нашего театра «Современник» Галина Борисовна Волчек решила поставить этот спектакль. Так же произошло с Митей Карамазовым. У меня дипломная работа по речи – монолог Карамазова. Я любил и люблю этого персонажа. И страшно хотел его сыграть. Я мечтал об этом, но не активно, но и это ко мне пришло. Я никогда не думал такам образом, что, вот, придет время, и я должен буду обязательно сыграть короля Лира или Гамлета. О Гамлете я вообще никогда не мечтал, потому что понимал, что Гамлет не бывает с таким лицом.

Вопрос:
– Ваша наивная детская мечта?

Сергей Гармаш
– Как говорит мама, я этого не помню, одно время хотел быть космонавтом, одно время Хрущевым. Почему хотел стать Хрущевым? Потому что тогда средств массовой информации в стране было крайне мало. Газеты можно было пересчитать по пальцам. Центральных было штук 10, столько приблизительно было журналов. Даже тогда, когда был Хрущев у власти, была одна программа телевидения с 9-10 часов вечера. По этой программе больщей часть шли новости. Фамилии лидеров произносились везде, портреты висели везде, все это было на слуху. А потом еще у папы была такая большая книжка с фотографией Хрущева «Хрущев в Америке». В детстве мне очень нравилось рассматривать эту фотографию.

Вопрос:
– Какое ваше жизненное кредо? Какими тремя словами мы себя можете охарактеризовать как человека?

Сергей Гармаш
– Как человека я себя не могу охарактеризовать.
Жизненное кредо? Не расстраиваться. Не знаю, честно говоря. Не хочу придумывать. Может оно есть, но он не сформулировано.

Вопрос:
– Вы хотите, чтобы ваша дочь стала актрисой?

Сергей Гармаш
– Нет. Моя дочь уже учится в институте и не на актерском факультете. Здесь я уже приложил много усилий, чтобы у нее не возникло желаний быть актрисой. Скажем, просто, я не хотел этого, так как в этой профессии трудно, а особенно женщинам. Это профессия, которую я очень люблю и она составляет часть моей жизни, как вторая половина моей жизни, но, тем не менее, это очень жестокая, очень неблагодарная профессия, в которой может рулетка крутиться быстрее чем, в других профессиях и может ломать судьбы. Здесь очень трудно существовать женщинам.
Знаете, когда-то в античном театре играли только мужчины, и в этом был какой-то смысл. Вообще, в те времена понимали многое такое, что мы до сих пор не можем понять. Женщине невероятно тяжело в этой профессии по многим позициям. Вы не знаете, зато я знаю, какое количество актрис не имеют семей, не имеют детей. Более того, я занимаюсь этим делом уже давно, с 15 лет, и не наблюдал в своей дочери каких-нибудь наклонностей, которые бы ей помогли счастливо существовать в этом смысле. И потом, я еще считаю, что если моей дочери захочется оказаться на сцене, или в кадре, она там окажется. Я ее убеждал, что этого делать не нужно и, кажется, убедил.
Вашему поколению крайне трудно жить, намного трудней, чем жить моему поколению. Во-первых, с приходом в нашу жизнь тех прекрасных достижений научно-технического прогресса: мобильных телефонов, Интернета и всевозможных игр. А в школе ничего не изменилось, не произведена образовательная реформа. Сегодня роль родителей в плане в того, как направить детей, очень важна. Я тоже об этом думал. Вот у меня сын совсем маленький и я думаю, что в то время когда ему надо будет идти школу, может быть, в этом смысле что-то двинется. На самом деле вы живете в катастрофически страшное время, тяжелое и очень трудное. И тот, кто правильно ощущает это время и правильно в нем себя располагает, тот имеет шанс на какой-то успех. Это не секрет, сколько вы читаете. Не боюсь об этом говорить. Но если начну говорить с вами на эту тему, я боюсь, что разговор с вами быстро закончится. Это не секрет, сколько раз вы ходите в библиотеку. Вы должны понимать, что информацию, которую вы качаете из Интернета и информация, за которой вы пришли в библиотеку – разная. Взяли там 3 книги и выписали оттуда информацию, и эта информация отложится в вас по-другому. На самом деле уровень образования вашего поколения находится на крайне опасной черте. Потом это все отзовется страшной нравственной депрессией. Поэтому слушайте своих родителей почаще, прислушивайтесь, что они вам советуют. Потом вам легче будет воспитывать своих детей.

Вопрос:
– Вы помните своих учителей?

Сергей Гармаш
– Я очень люблю своих учителей и очень им благодарен. Представьте себе, что когда я сюда входил мне позвонил мой преподаватель зарубежного театра и предложил придти в мой институт и встретиться со студентами.
Я всегда вспоминаю их с почитанием и с извинениями за свою глупость, за свое неправильное поведение. Вообще, учителя – это последнее, что вы видите в этой жизни бесплатно.

Вопрос:
– Возвращаясь к теме о киновкусах, какие фильмы вы смотрите?

Сергей Гармаш
– Хорошие. Когда вы, например, идете в магазин купить себе какие-то диски, то на любом фильме вы можете найти логотипы, где была эта картина, на каком фестивале была участником: на Каннском, Берлинском или Ярославском и т.д. Все эти логотипы они на этом диски будут. Я люблю смотреть хорошее кино, которое начинает меня катапультировать из кресла в кинозал. Кино, которое заставляет меня думать, чтоб мороз шел по коже. Или которое заставляет тебя плакать или смеяться. Я люблю смотреть кино, которое трогает душу.

Автор:
Записала Людмила Темнова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама