Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июня 2008 00:00

Всё в деснице Божьей

Всё в деснице Божьей

Завершился 30 - й Московский Международный кинофестиваль.
предлагаем вашему вниманию обзор фильмов, показанных в последние дни.

 После Венецианского кинофестиваля вспомнили про маленькую Эстонию; оказывается, там ещё снимают кино, которое можно смотреть. Имеется в виду «Осенний бал» Вейко Ыунпуу (программа «Восемь с половиной фильмов») - депрессивная лента о том, как маются от тоски и одиночества люди, живущие в тусклых блочных домах и прохаживающиеся по заплёванным улицам таллинской окраины. Людям этим посочувствовать не можем, поскольку они, за редким исключением, такие же тусклые и малоинтересные, как дома, в которых не живут — существуют. Страстное, откровенное кино, уверяют эксперты? Но позвольте, видели мы и пострастнее и пооткровеннее, на том же Московском кинофестивале в былые годы. К справедливости надо сказать: «Осенний бал» - трагикомедия, авторы смотрят на своих героев с иронической дистанции, ближе к финалу взгляд становится даже гротескным, но как изменить жизнь в этом безвоздушном пространстве — по-прежнему неизвестно.

В финальной части фестиваля были показаны картины, интересные тем, что одна — это как бы игровой вариант документального кино, а другая — документальный вариант игрового. «Тюльпан», дебют в игровом кино Сергея Дворцевого, собрал и расширил темы, затронутые талантливым режиссёром в неигровых лентах «Счастье» и «Трасса»: нищая кочевая жизнь в степи (в «Тюльпане» это даже полупустыня, Бетпак-Дала), отмирание традиций под напором агрессивной городской цивилизации, естественность простого человека, включённого в извечный круговорот природы. Ничего нового фильм Дворцевого не предлагает, к счастью, забывая о сюжете и нередко оставляя нас наедине с фантастическими по красоте пейзажами, песчаными бурями, грозами, верблюдами, овцами и детьми. Авторское кино европейского розлива напоминает о себе шоковой сценой родов овечки и искусственного дыхания «рот в рот» человека ягнёнку. (Почему-то представилось, как героиня Марины Ладыниной в фильме «Свинарка и пастух» делает тоже самое поросёнку... Там дело ограничилось, насколько я помню, массажем конечностей).

Асхат из «Тюльпана» виртуально-стандартизованному Городу предпочёл Деревню, где каждый знает своё место, но при этом видит Небо, если не в алмазах, то звёздах точно... Он сделал выбор, и реальность его отблагодарила. А вот известный театральный актёр Ежи Новак, герой неигрового фильма «Бытие» (режиссер Марчин Кошалка, Польша; программа «Свободная мысль») распорядился собой не только в жизни, но и после смерти, завещав своё тело медицине. Что, кроме желания прославиться, подвигло его к такому решению, мы не узнаем, зато взвалим вместе с автором груз непростого вопроса: не будет ли большим уважением к покойному просто похоронить целое и сохранное тело, чем рачленённое, пропитанное формальдегидом нечто? Кошалка не щадит зрительские чувства, медленно и детально показывая, как молодые медики копаются в печёнках-селезёнках, похихикивая и покуривая, а профессор-патологоанатом ещё и подзуживает студентов: «Засуньте руку поглубже и прочувствуйте всё уважение к бренному телу». Есть опасения, что далеко не все будут готовы воспринять тяжёлую, неповоротливую, фатально-безотказную, барочную стилистику «Бытия». Кшиштофу Занусси, чтобы рассмотреть неподъёмную тему «тело и cмерть», понадобилось снять два фильма - «Жизнь, как смертельное заболевание, передающееся половым путём» и «Дополнение», но и после четырёх часов экранного времени вопросов осталось больше, чем ответов... Кошалка попытался справиться за 70 минут, но в силу молодости получилась не поэма примирения со смертью, а крик живого человека, страшащегося неизбежного конца.

Никак не могут согласиться с утверждением, что «неисповедимы пути господни», авторы ленты «Всё будет хорошо» (режиссёр Томаш Вишневский, Польша; программа «Отражения»). История мальчика, отправившегося в Ченстохову отмаливать жизнь смертельно больной матери, заканчивается на двусмысленной ноте: то ли Матка Боска нарушила «договор об исцелении», то ли мальчик много на себя взял и был наказан. А в неигровом фильме «Марадона глазами Кустурицы» (режиссёр Эмир Кустурица; Франция/Испания; фильм закрытия фестиваля) мир божий вообще превращается в феерически-трагический карнавал, где талантливый футболист становится «поп-иконой», в его честь открывается церковь (Церковь Диего Марадоны, ни больше, ни меньше), а за этим фасадом — алкоголь, наркотики, одиночество и обретение опоры в любимой женщине и детях. Кустурица откровенно восхищается своим героем, бравирует вместе с ним левацкими настроениями и, как всегда, стирает все границы, сталкивая сербов, итальянцев, аргентинцев «и прочая, и прочая, и прочая» в эйфории всеобщего единения.

Всё, Московский международный кинофестиваль закончен, какое счастье!

Автор:
Игорь Перунов специально для ПрофиСинема.ру
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама