Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 мая 2022 11:42

TeleMultiMedia 2022: лидеры цифровой медиасферы спорят о контенте и будущем индустрии

TeleMultiMedia 2022: лидеры цифровой медиасферы спорят о контенте и будущем индустрии

25 мая в Москве прошел TeleMultiMedia Forum, основными темами которого стали трансформация российского рынка медиапотребления, возможности производства оригинального контента в новых реалиях, условия для развития доставки видеоконтента в РФ. По итогу оказалось, что лидерам цифровой медиасферы тяжело наладить диалог, настроения сменялись от патриотично-оптимистичных до крайне пессимистичных.

Уход из России иностранных компаний: споры о принудительном лицензировании

На нескольких сессиях и пленарных дискуссиях спикеры мероприятия – первые лица российских онлайн-кинотеатров, операторы стриминговых платформ и поставщики контента – говорили о том, в каких условиях им приходится сейчас работать и как они подстраиваются под новую реальность. Будущее медиапотребления, телесмотрения и цифровых платформ они видят совершенно по-разному: одни считают, что рынок в ближайшее время преодолеет трудности и обозначит новые точки роста, другие – что бизнес не скоро оправится после санкций со стороны иностранных государств, приостановки деятельности в России многих зарубежных компаний, а также прекращения поставок импортного оборудования и контента.

Не сошлись эксперты во мнениях и относительно принудительного лицензирования контента. Одни считают, что революционным временам необходимы революционные меры, другие – что с иностранными компаниями лучше не вступать в конфликты, так как можно превратиться в «страну-изгой». К тому же прецедент с принудительным лицензированием может развязать руки пиратам в отношении и российского контента.

«Для примера приведу политику компании Disney, которая, как известно, не любит ни с кем судиться. Максимум, что они могут сделать при нарушении авторских прав – прислать на электронную почту претензию. Но весь менеджмент и акционеров компании, которая нарушила права по лицензированию контента, автоматически включают в блэклист на всю жизнь. Больше с Disney компания работать не сможет», – сказал первый заместитель генерального директора СТС Медиа, генеральный директор more.tv Дмитрий Гранов.

Пока еще действительны контракты с зарубежными мейджорами, но новые они уже не заключают. Изъятие иностранными правообладателями контента из библиотек отечественных сервисов окажется катастрофическим, так как они в основном из этого контента и состоят (в среднем 70-75% – зарубежные тайтлы).

Генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин призвал все компании «учитывать факторы и нововведения, которые сейчас происходит в регуляторной среде и придавать им максимальное значение», так как ситуация может стать еще более напряженной.

Марина Гаспарян предложила два варианта работы, когда наступит срок истечения действия контрактов: смотреть в сторону тех, кто все-таки готов сотрудничать с Россией; производить больше российского контента.

Хотя последний пункт можно оспорить: массовый отток зарубежных компаний с российского рынка привел к нехватке контента как в кинотеатрах, так и в библиотеках стриминговых сервисов, но отечественные производители пока никак не наращивают производство, хотя, казалось бы, по мнению некоторых спикеров, сейчас для них открылись новые возможности. Генеральный директор видеосервиса Start Дмитрий Гудумак отметил, что в этом году в онлайн-кинотеатре выйдет 25 оригинальных проектов, а в прошлом было 28. Хотя Start в любом случае находится в выигрышной ситуации – их оригинальный контент смотрят, аудитория максимально лояльна.

Еще одним трендом новой реальности стало падение доходов от рекламы и, соответственно, снижение финансирования контента. Единственным выходом при уменьшении бюджетов проектов может стать консолидация отечественных компаний и стримеров в производстве российских фильмов и сериалов. Однако стоит признать очевидное – без иностранного контента при любых раскладах не обойтись.

На лозунг заместителя генерального директора ВГТРК Александра Нечаева «России нужен российский контент» могли бы возразить представители кинотеатров, которых наличие в избытке отечественных картин не спасает. Как известно, в отсутствие зарубежных блокбастеров российские новинки и немногие зарубежные ставят антирекорд за антирекордом в прокате.

Будет ли передел рынка онлайн-видеосервисов и что делать с аудиторией Netflix?

Библиотеки отечественных кинотеатров сейчас не пополняются зарубежными новинками. В сложившейся ситуации спикеры считают перспективным направлением добавление в контентную матрицу пакетов с линейными телеканалами. «Однако вещатели сами определяют объем контента и сокращают количество версий, которые они предоставляют на витрины…» – отметил генеральный директор Витрина ТВ Сергей Сторожев.

Главными темами на сессии с представителями онлайн-платформ стали – будет ли передел рынка онлайн-видеосервисов в форс-мажорных обстоятельствах и как «перехватить» (и можно ли вообще это сделать) аудиторию ушедшего Netflix. Второй вопрос поднимать вообще вряд ли стоило, так как, не имея контента Netflix, вряд ли можно бороться за его аудиторию.

Генеральный директор KION Игорь Мишин рассказал, что сейчас на рынке ОТТ-сервисов царит полный хаос и пока невозможно конкурировать друг с другом: «Мы станем индустрией, когда будем получать прибыль. Безусловно, аудитория у каждой онлайн-платформы разная, с точки зрения психографики. И наша главная задача сейчас – подтверждать ожидания, которые начинают формироваться у ядра аудитории».

Стоит заметить, что некоторые отечественные видеосервисы сейчас все еще находятся в поиске целевой аудитории. Антон Володькин, руководитель видеосервиса Wink, также отметил, что в настоящее время «с точки зрения проникновения рынок находится в зачаточном состоянии».

Спикеры сошлись в том, что уход с рынка Netflix стимулировал пиратство, и его объемы будут только расти.

Зрители перешли на новости, соцсети и мессенджеры перестраиваются

Как распределялся трафик с февраля 2022 года рассказал генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий. Согласно статистике, за последние месяцы наибольший интерес вызывал новостной контент – платформы компенсировали снижение аудитории из-за потери киноновинок за счет повышенного внимания к новостным материалам. Но уже с мая развлекательный контент снова оказался востребован. На ОТТ-сервисах аудитория с Украины снизилась с 20% практически до 1%, но наблюдается заметный рост аудитории из Грузии и Кыргыстана.

Что касается телеканалов, то по итогам марта трафик вырос примерно на 91% (в первые две недели марта рост на 23,6%). В сегменте СМИ нет ресурсов, где по итогам апреля было бы зафиксировано снижение трафика. А в первые две недели марта рост составил 153%.

За март-май произошла смена ландшафта и отечественного рынка социальных платформ. Огромная аудитория заблокированных в России соцсетей пока «застряла» где-то между Telegram и VK, многие из пользователей не отдали предпочтению ни тому, ни другому. Однако наметилась тенденция: и мессенжеры, и соцсети делают шаги в сторону друг друга. По инсайдерской информации, в Telegram скоро появится новостная лента. А в соцсетях, в свою очередь, вместо раздела Сообщения появляются свои мессенжеры.

Можно выделить основные тренды, на которые сейчас делается упор на российском рынке цифровых социальных платформ: умная лента новостей, заточенная под потребности пользователя; фиджитал (коммуникации на стыке онлайн и офлайн-пространств); открытие дополнительных финансовых опций; развитие коротких видео и максимальное удобство потребления.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама