Мы не мыши, мыши не мы
Не успели затихнуть страсти после VII cъезда кинематографистов, который сами же кинематографисты окрестили «съездом победителей», как через несколько дней состоялась большая пресс-конференция, посвящённая его итогам и более близкому знакомству «золотых перьев» с программой нового руководства Союза по выходу знаменитой общественной организации из кризиса. Вели пресс-конференцию Марлен Хуциев, президент Гильдии кинорежиссёров России и новый Председатель Союза, Гарри Бардин, член Правления Союза и Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. О положительных сдвигах сообщили, как говорится, «во первых cтроках письма»: в стройные и консолидированные кинематографические ряды вернулся режиссер Алексей Герман-старший, в знак несогласия с политикой прежнего руководства несколько лет назад вышедший из Союза; слова одобрения итогами съезда телефонограммой выразил Эльдар Рязанов, который также был в оппозиции Михалкову; в Союз вступают 60 молодых и очень талантливых людей, от которых требуется всего ничего — заявление и фотокарточка. Новое руководство в лице Хуциева, весьма благожелательно настроенное к прессе, обратилось к «золотым перьям» правдиво, объективно и беспристрастно оценивать деятельность Союза. Как ни старалось оно уйти от вопроса о легитимности съезда, журналисты всё равно этот вопрос задали, чем вызвали новую бурю эмоций и сбивчивые реплики о количестве голосов. Тем не менее, ни для кого не секрет, что в день финального голосования план по кворуму был даже перевыполнен, а прежнее руководство нарушило множество положений устава, по которому, в частности, съезд надо было провести ещё полтора года назад. Но судебных разбирательств, похоже, всё равно не избежать, а это для СК ещё несколько месяцев в «подвешенном состоянии».
У нового руководства есть программа, каким образом следует решить самые жгучие экономические и социальные проблемы. У молодых есть чёткая программа, как сделать Союз одновременно и творческим союзом и площадкой для обсуждения проблем кинопроизводства — оно катастрофическим образом сворачивается, кинематографисты остаются без работы, могут потерять квалификацию, и через четыре года Союзу кинематографистов трудно будет оправдывать своё название (об этом в страстном монологе говорил Алексей Прошкин). Вновь заговорили о преобразовании СК в союз профессиональных гильдий. Николай Досталь, известный режиссёр и продюсер, сделал радикальное заявление: давайте на время забудем о творчестве — это дело глубоко личное, интимное — и вспомним, что союз должен строиться исходя из профессиональных интересов. Всеволод Шиловский, руководитель Центрального дома кинематографистов, напомнил о необходимости создания отлаженного хозяйственного механизма, некого менеджерского центра, который работал бы во благо Союза, а не разворовывал его имущество. Высказывалось предложение о создании экономического совета при Союзе кинематографистов. Вопрос о союзе профессиональных гильдий повис в воздухе, ибо старейшины, обращаясь к портретам гениев кино на стенах конференц-зала СК и творчеству Пушкина («не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»), дали понять, что они отдавали, отдают и будут отдавать предпочтение «вдохновению». И что никакие они не «лилипуты», «серые мыши» и уж тем более не «живые трупы».