Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 августа 2009 16:09

«Район № 9»: создание картины

«Район № 9»: создание картины

13 августа 2009 года в прокат выходит фильм «Район №9» (дистрибьютор – BVSPR). Это новый масштабный проект продюсера Питера Джексона, подарившего нам такие блокбастеры, как "Кинг Конг" и трилогия "Властелин Колец". На этот раз он снял фантастический экшн об инопланетных пришельцах, которых представил в совершенно новом, ранее невиданном образе. Это абсолютно новый взгляд на контакты с внеземными цивилизациями.

“Нил Бломкамп – невероятно интересный молодой режиссер”, - говорит Питер Джексон, продюсирующий дебютную ленту Бломкампа, “Район №9”. - “Мы планировали работу над фильмом “Хало” по одноименной игре, но кино не сложилось. Однако нам настолько понравилось сотрудничество с Нилом, что, когда он предложил идею нового фильма, мы тут же решили его поддержать”.
 
Бломкамп умело создает фильм, который демонстрирует не только оригинальное видение, но и уникальный способ киноповествования. “Район №9” - дебютная лента режиссера, который до этого оттачивал свои навыки в роли художника по спецэффектам и создателя видеоклипов и рекламных роликов. Работая над “Районом №9”, Бломкамп черпал вдохновение в классических научно-фантастических фильмах, а также в воспоминаниях о Йоханнесбурге своей юности (Бломкамп родился и рос в этом городе, а уже потом переехал в Канаду). Можно с уверенностью утверждать, что режиссеру удалось сказать свое слово в кинематографе – дерзким, пронзительным голосом.

кадр из фильма "Район №9"
Замысел режиссера с самого начала заключался в том, чтобы снять “Район №9” на стыке кинематографических стилей. “Здесь интересно, что от исходной истории, которая, конечно же, полностью вымышлена, мы переходим в совершенно брутальную, гипертрофированную реальность наших дней”, - пояснил Бломкамп. Драматические сцены, нарезка из фальшивых документальных кадров и подлинных новостных сюжетов (последние были предоставлены Южноамериканской корпорацией телерадиовещания)... “Все это становится частью одного повествования, - продолжает Бломкамп. - Местами фильм ощущается чересчур искусственным, а местами – пугающе реалистичным”.

“Действие фильма разворачивается в пространстве альтернативной истории, - говорит Джексон. - Представьте, что 20 лет назад на Землю высадились беженцы с другой планеты, в количестве одного миллиона особей они прибыли на брошенном космическом корабле. Они не просто безобидные – они совершенно беспомощные. Они потеряли всякую волю к активной деятельности и даже не могут прокормить себя самостоятельно. Они высаживаются в Йоханнесбурге, и правительство не знает, что с ними дальше делать, поэтому они создают поселение типа Соуэто. И вот уже 20 лет люди пытаются решить вопрос с пришельцами”.

Бломкамп говорит, что фильм повторяет 24-часовой поток новостей, который обрушивается на нас каждый день из кабельного телевидения, Интернета, других источников информации. “Раньше человек выбирал одну газету и следил за какой-то конкретной новостью. Сейчас мы окружены информацией, визуальной в том числе, и привыкли к этому окружению”, - пояснил режиссер. Он также отметил, что с приходом реалити-шоу на телевидении окончательно стерлись грани между действительностью и воображением.

Район №9” не состоялся бы как фильм без малобюджетной короткометражки “Выжить в Йобурге”, снятой Бломкампом в трущобах Йоханнесбурга несколько лет назад. Эта стилизованная под документальное кино лента повествует о прибытии группы инопланетных пришельцев в и без того многонациональный и культурно разнообразный Йоханнесбург – один из самых динамично развивающихся африканских городов.

В процессе создания фильма Бломкамп и его операторы вышли на улицы города, чтобы заснять реакции простых жителей на удивительную новость. Бломкамп практически сразу осознал, что даже такая невероятная фантастическая ситуация затрагивала людей за живое, поскольку играла на их ксенофобии и опасении реального конфликта – т.е. на тех чувствах, которые обычно сопровождали прибытие в город нелегальных мигрантов их соседних стран. Те искренние эмоции, которые удалось запечатлеть на камеры, оживили короткометражку и позволили размыть границу между вымыслом и реальностью. Вот что говорит режиссер по поводу своего творения: “У нас не было задачи обмануть тех людей, у которых мы брали интервью. Нам просто хотелось получить самые откровенные и искренние ответы. Фильм, по сути, полностью правдив – за исключением того, что рассказывает о прибытии незваных гостей из космоса, а не из других стран”.

кадр из фильма "Район №9"
Поскольку действие “Района №9” разворачивается в Южной Африке, логично было бы предположить, что картина представляет собой метафору тех проблем, с которыми государство сталкивалось на протяжении последних лет. Создатели фильма утверждают, что, конечно, невозможно вырвать ленту из геополитического контекста, однако никакой метафоричности в ней не задумывалось. “В Южной Африке жители пытаются решить те проблемы, которые во всем мире обычно “заметают под ковер,” - поясняет Шарлто Коупли, актер, исполняющий роль заглавного персонажа, Викуса.
 
Отталкиваясь от тематики и визуального стиля короткометражки, Бломкамп и его партнер по созданию сценария, Тэрри Татчелл, придумали Викуса, а также двух ключевых инопланетных героев – Кристофера Джонсона и его сына, Си Джея Младшего (когда пришельцы прибыли на Землю, местные власти провели традиционную для случаев иммиграции процедуру переименования). Сценаристам показалось важным прописать всех героев – а особенно инопланетян – так, чтобы в них было что-то узнаваемое, настоящее... словом, человеческое. Создавая характеры, авторы сценария вспоминали знакомых и друзей, людей, с которыми когда-то встречались, и в итоге получили ряд живых, многосторонних персонажей, в которых слились черты многих реальных людей.

Шарлто Коупли – давний друг и союзник Бломкампа – играет Викуса ван дер Мерва, агента ЭМ-ЭН-Ю, которому приходится отвечать за переселение не-людей из Района №9 в концлагерь Десятого Района. Коупли также участвовал в создании фильма “Выжить в Йобурге”, выступив его продюсером.
“Нил обращается к научной фантастике, вдыхая в этот жанр новую душу, - рассказывает Коупли, дружба которого с режиссером насчитывает уже 12 лет. - Обычно научно-фантастические произведения отличаются практически стерильной безэмоциональностью, но здесь не тот случай. Работа Нила затрагивает самые глубокие чувства. В ней, может, и нет глобальной морали или важного послания миру, однако она представляет собой целый котел рвущихся на поверхность бурлящих эмоций”.

Коупли говорит, что был счастлив вернуться на площадку с Бломкампом. “Кинопроизводство в Южной Африке не так сильно развито, - поясняет он. - Поэтому когда встречаешь кого-то, кто хочет снять фильм, выбирать не приходится. Это не обязательно будет человек, который тебя поймет или будет учитывать твою точку зрения. Мне очень повезло, что я работаю именно с Нилом, поскольку он один из тех, кого я всегда понимаю с полуслова, а он видит мой потенциал”.

кадр из фильма "Район №9"
“Викус всегда обладал небольшой властью – он совершенно обычный парень, который полностью полагается на силу и метод бюрократии, - говорит режиссер. - Поэтому ЭМ-ЭН-Ю его и продвигает на эту должность, ведь им нужен тот, кто организует все с педантичной точностью”.

“День у Викуса не задался, - добавляет Питер Джексон. - Он не только подхватывает загадочный вирус, который начинает менять его ДНК, но и обнаруживает, что стал ключом к секрету инопланетного оружия. С этого момента Викус осознает, что он – самый важный человек на планете”.
Дэвид Джеймс играет Кубуса, главного офицера ЭМ-ЭН-Ю, который принимает на себя роль охотника за сокровищами, когда главы корпорации приказывают доставить Викуса живым или мертвым. “Кубус представляет собой темную сторону ЭМ-ЭН-Ю, - говорит Джеймс о своем герое. - Если вам надо сделать что-то легально, то вы идете к Викусу, если нет – то к Кубусу. Все в компании понимают, что с Кубусом шутки плохи”.

“Когда я пробовался на роль, то изобразил Кубуса таким легким психопатом – думаю, что Нилу это понравилось, - продолжает Джеймс. - Он отличается двумя чертами: умением убедительно врать и наличием какого-то собственного тайного плана. Когда я не знал, как представить роль в конкретной игровой ситуации, я всегда это вспоминал”.

Другой тонкий момент, касающийся героев, будет заметен только тем, кто хорошо знает ситуацию в Южной Африке. “Викус – африкаанс, что по южноамерикансиким меркам практически “неотесанная деревенщина”, - поясняет Джеймс. - Кубус в моем исполнении – англичанин, всю жизнь прослуживший за пределами родины. Даже поэтому он чувствует превосходство над Викусом”.

Джейсон Коул играет не-человека Кристофера Джонсона. “На самом деле, я выступаю в роли десяти разных персонажей, - поправляет Коул. - Было здорово, работая над фильмом, просыпаться и спрашивать себя: “Интересно, а кем я сегодня буду?”. Моя мама очень обрадовалась, когда узнала, что я получил роль в фильме. Она спросила: “А кого ты играешь?”, а я ответил: “Ну, целый город пришельцев”. Думаю, ей сложно было это себе представить”.

“Нил всегда точно знал, чего он хотел от не-людей, - продолжает Коул. - Во время репетиций он давал нам понять, что нужно делать, но также предоставлял достаточно свободы – в пределах разумного, конечно. Нельзя сказать, что я играл гигантских насекомых или животных, но мои персонажи явно не похожи на людей”. “Джейсон – потрясающий партнер по съемкам, - вспоминает Коупли. - Сцены с ним запомнились мне больше всего”.
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама