Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 октября 2009 12:15

Профессия – тапер: Новое – это хорошо забытое старое

Профессия – тапер: Новое – это хорошо забытое старое

19 октября 2009 года в петербургском клубе А2 состоится кинопоказ мистической драмы «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, которую считают чуть ли не первым в истории фильмом ужасов. Однако интересно мероприятие не только этим, а еще и тем, что ленту озвучит единственный в России профессиональный тапер.

Живая музыка Арсения Трофима, которая будет сопровождать показ, поможет зрителям погрузиться в особую атмосферу старых фильмов. Хотя идея озвучить немое кино современной музыкой возникала и раньше и не только у него, однако это были и есть в основном разовые акции специально приглашенных композиторов и музыкантов. Для Арсения же это постоянное ремесло, которое он считает искусством.

«Сначала режиссеры немого кино делали акцент на визуализации, не подразумевали никакого музыкального сопровождения, - говорит Арсений. - Чаплин лишь в конце сороковых годов стал сам писать музыку к своим фильмам – спустя 20 лет после выхода на экран своих самых знаменитых картин. Таперы в кинотеатре играли, что называется, на свой вкус. Это была незамысловатая иллюстративная музыка. Грусть – это грусть, горе – это горе, что-то минорное. Простая вальсовая, регтаймовая музыка. Это не было искусством, это была работа для пианистов. Хотя, например, какое-то время Шостакович подрабатывал тапером.
Некоторые режиссеры-авангардисты запрещали играть на показах их фильмов, настаивая, что немое кино нужно смотреть в полной тишине. Сегодня мы не представляем себе кино без звука, музыки, шумов. Современные композиторы пользуются новыми красками, которых сто лет назад просто не существовало. Тогда не использовались ни минимализм, ни атональная музыка, ни какофония, уж тем более не было электронной музыки – синтетического звука во всем его многообразии. Это новые возможности. Фантастику, авангард, сюрреализм я в основном озвучиваю в электронном стиле.
Язык немого кино нужно понимать, пропускать через себя, а не просто иллюстрировать кадры мелодией, иногда даже противореча происходящему на экране. Сначала я смотрю кино как зритель. Потом пытаюсь встать на место режиссера: как подана суть, как проработаны лейтмотивы. Я прописываю сценарий по сценам, и каждой сцене соответствует свое музыкальное решение. Но окончательно все складывается уже на показе, где всегда есть место импровизации».
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама