Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 декабря 2009 12:24

Джейсон Рейтман: "Мы везде чувствуем себя как дома, а вот настоящего дома у нас нет."

Джейсон Рейтман: "Мы везде чувствуем себя как дома, а вот настоящего дома у нас нет."

14 января 2010 года в российский прокат выходит романтическая комедия Джейсона Рейтмана «Мне бы в небо» / «Up in the Air» (дистрибьютор – компания Централ Партнершип). Режиссер представляет одиссею Райана Бинэма (лауреат «Оскара» Джордж Клуни), специалиста по сокращению штатов, идеального бизнесмена наших дней, который постоянно находится в разъездах. После долгих счастливых лет, проведенных в воздухе, он вдруг понимает, что готов опуститься на землю и пустить корни.

В своих двух первых художественных фильмах Джейсон Рейтман уже продемонстрировал чутье на  противоречивых антигероев – лоббиста табачной промышленности в «Здесь курят» и беременную школьницу в оскароносной «Джуно». При этом ему удается создавать веселые, человечные и трогательные истории, строптивые персонажи которых отказываются вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Рейтман не изменил себе и на этот раз, рассказав о Райане Бинэме, у которого, на первый взгляд, довольно неприятная работа: он увольняет людей, когда компания нуждается в сокращении штатов.

кадр из фильма "Мне бы в небо"

Однако эта история – о человеке, который хорошо знаком каждому из нас. Он мил и порядочен, он искренне наслаждается  миром скоростей, технологий, комфорта, личных амбиций и материальных радостей; он ведет ровную, приятную жизнь; у него есть все и, тем не менее, не хватает чего-то главного. Его случай ставит перед нами каверзные вопросы: как построить настоящие, прочные отношения, некогда бывшие оплотом общества, в век бесконечных разъездов и электронных средств общения? И что будет, если попробовать обойтись без таких отношений?

Именно эти вопросы лежат в основе сценария «Мне бы в небо», который Джейсон Рейтман переработал после первоначального варианта Шелдона Тернера. «Я увидел здесь историю человека, которому кажется, что он живет полной жизнью, однако на самом деле он игнорирует очень важную вещь: ответственность быть не только самим собой, но и частью чего-то большего», – рассказывает Рейтман. – По-моему, мы все сейчас испытываем нечто похожее. У нас есть мобильные телефоны, эсэмэски, «Твиттер», и кажется, что сейчас мы связаны с другими теснее, чем когда-либо, в то время как на самом деле люди почти не смотрят друг другу в глаза, и у нас меньше настоящих отношений. Жизнь Райана в аэропортах служит метафорой такого положения вещей. Мы можем войти в аэропорт в любой точке земного шара и моментально разобраться, где что находится: одинаковые магазины, одинаковые рестораны, одинаковые газеты. Мы везде чувствуем себя как дома, а вот настоящего дома у нас нет. Мы граждане мира, а вот ощущение своего мира, «ближнего круга», мы потеряли».

Рейтман вдохновлялся одноименным романом Уолтера Кирна, который стал отправной точкой не только для его сценария, но и для изменений в его собственной судьбе. «Пока я писал сценарий, менялась и моя жизнь. Я встретил свою жену, влюбился, у нас родился ребенок. И параллельно с этим Райан Бинэм тоже повзрослел и начал искать чего-то большего».

кадр из фильма "Мне бы в небо"

Кирн вспоминает, что сюжет его романа родился из случайной встречи: он летел в Лос-Анджелес и спросил у своего соседа, откуда тот родом. «Он ответил: «Да я прямо отсюда! Можно сказать, вот с этого самого места», – вспоминает писатель. – Когда я решил уточнить, что он имеет в виду, мой сосед ответил, что когда-то у него была квартира, но поскольку 300 дней в году он находится в разъездах, он обменял ее на ячейку в камере хранения и теперь зовет своим домом отели, в которых он подолгу останавливается. «Знаете, нас таких очень много», – признался он мне. Из разговора с ним я понял, что он адаптировался к общемировому пейзажу, состоящему из аэропортов, отелей, сетевых ресторанов, сувенирных лавок и магазинных вешалок, однако я также почувствовал, насколько он одинок».

Так родился главный герой Кирна, Райан Бинэм, умудрившийся разменять пятый десяток, не привязавшись ни к чему кроме своих элитных программ лояльности, который проводит свои дни, в некотором смысле, выталкивая людей из гнезда. «Я дал Райану работу лишать работы других людей, – объясняет Кирн. – Увольнение сотрудников сейчас превратилось в настоящее искусство, и очень непростое дело с юридической точки зрения, однако Райан овладел им в совершенстве».

Бинэм представляет собой остроумно подмеченную современную разновидность классического американского коммивояжера. Странствуя по стране, он продает мечты тем, кто не может прийти в себя из-за внезапно оборвавшейся карьеры. «Вместо того чтобы ходить от дома к дому, Райан перемещается от аэропорта к аэропорту, – говорит режиссер. – И, тем не менее, есть что-то бесконечно грустное в образе взрослого человека, у которого нет постоянного адреса».

кадр из фильма "Мне бы в небо"

Рейтман не стал механически переносить книгу на экран. Он взял главного героя Кирна и придумал для него целую череду совершенно оригинальных событий, создав при этом двух новых персонажей, которые разрушают уютный кокон Райана. Это Натали (Анна Кендрик) – наивная, но бойкая специалистка по эффективности двадцати с небольшим лет, которую он обязан взять под крыло, несмотря на то, что она угрожает его стилю жизни; и Алекс (Вера Фармига) – его товарищ по разъездам. Именно ей впервые удается разжечь в нем желание чего-то большего, нежели мимолетной связи. «В фильме Райан приобретает интересный опыт: он пробует себя в непривычной роли отца для Натали, которая постоянно наступает ему на пятки, и раздумывает над перспективой жениться на Анне», – замечает Рейтман.

По мере того, как Рейтман работал над сценарием, тот становился все более актуальным, поскольку изменилась не только его жизнь, но и экономическая ситуация в стране. К тому моменту, когда сценарий был практически завершен, страна уже была в глубоком и опасном экономическом кризисе, который убедил Рейтмана более пристально исследовать тему потери работы. Для этого режиссер пошел на необычный риск. Вместо того, чтобы вписать в сценарий коллаж увольнений и признаний новоиспеченных безработных, он решил заснять настоящие, непридуманные реакции обычных американцев, которые только что испытали сильную эмоциональную встряску, потеряв работу в условиях нестабильной экономики.

«Нам хотелось, чтобы сцены увольнения были правдивыми и искренними, – вспоминает Рейтман, - поэтому мы подумали: «А почему бы не снять то, что происходит на самом деле?». Мы поехали в Детройт и Сент-Луис, два города, которые за последний год больше всего пострадали от сокращений персонала, и разместили объявления в разделе «Требуется помощь» – о том, что мы собираемся снимать фильм о потере работы и ищем людей, которые согласны говорить на эту тему. Мы получили огромное количество откликов, что само по себе очень печально».

кадр из фильма "Мне бы в небо"

«Мы просили людей воспроизвести то, что они говорили в день своего увольнения, или же то, что они хотели бы тогда сказать – продолжает Рейтман. – Меня, как человека, который постоянно работает с актерами, добиваясь от них правдоподобия, поразило, что эти люди, которые, по моим предположениям, должны неуютно себя чувствовать перед камерой, получились настолько искренними и безыскусными. Сейчас это один из моих любимых фрагментов фильма».

Продюсеры картины решили, что получившийся сценарий не подпадает ни под одну категорию, поскольку там есть и оригинальный комический элемент, и серьезные вещи. По словам исполнительного продюсера Тома Полока, «это смешной серьезный фильм. Одна из причин, по которой он мне так нравится, заключается в том, что это кино вне жанров. Это идеальный фильм Джейсона, поскольку его работы не поддаются классификации. Его первые два фильма были абсолютно уникальными, и этот не исключение».

Одним из продюсеров картины стал партнер Поллока по Montecito Picture Company, человек, который, наверное, знает Джейсона Рейтмана как никто другой – его отец Иван Рейтман («Охотники за привидениями»),  знаменитый режиссер и продюсер. «Заявляю и как продюсер, и как отец: это один из лучших сценариев, который я когда-либо читал, – утверждает он. – Джейсон взял историю Уолтера Кирна о человеке, который любит летать и зарабатывает себе на жизнь, увольняя людей, и создал совершенно новое повествование, отражающее то, что происходит сейчас в нашем обществе. В Джейсоне интересно то, что он умудряется рассказывать действительно серьезные, драматичные истории с уникальным чувством юмора. «Мне бы в небо» обладает совершенно особым, новым юмором, который помогает нам увидеть происходящее вокруг в неожиданном свете. Джейсон создал фильм, который апеллирует и к уму, и к сердцу».

кадр из фильма "Мне бы в небо"
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама