Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 января 2010 12:47

Мособлкино: «…Мы живы и не заметить нас сегодня на рынке трудно»

Мособлкино: «…Мы живы и не заметить нас сегодня на рынке трудно»

Предыстория

За последние 18 лет «Мособлкино» утратило свои позиции и влияние на рынке кинопоказа. Количество киноустановок (в том числе кинозалов) с 1991 года сократилось в 40 раз. Переход к рыночной экономике, с одной стороны, дал позитивный стимул для развития частных сетей кинопоказа в Подмосковье, с другой же стороны, в результате многолетнего отсутствия государственной политики в области кинопоказа, кинотеатры и киноустановки подверглись моральному и физическому износу, потеряли 87% зрителей, а также репертуарное влияние для 2/3 точек кинопоказа. Сегодня негосударственные киносети (такие как «Киномакс», «Каро-фильм», «Центрфильм» и другие) присутствуют лишь в крупных городах Московской области с населением от 70 до 150 тыс. чел. При этом, места их расположения, как правило, торговые центры и транспортные узлы. Города с населением менее 50 тыс. чел, двадцатипятитысячники и малые населенные пункты остаются непривлекательными для этих игроков. Очевидно, что большая часть населения Подмосковья долгие годы не имела свободного доступа к кинофильмам. Поэтому нескольким поколениям зрителей (молодые семьи, студенты, юношество, дети) традиции походов в кинотеатр и просмотра фильмов на большом экране просто не привиты. Однако, это наш зритель, и цифры сегодня говорят о росте активности среди населения.

Программа Правительства Московской области «Создание и развитие сети культурных центров Подмосковья на 2005-2008 годы», которая предполагала приобретение у муниципалитетов и реконструкцию 50 муниципальных кинотеатров, была реализована лишь частично и сама себя скомпрометировала еще на первичной стадии воплощения. Во-первых, была реконструирована лишь третья часть кинотеатров, по нескольким объективным причинам, связанным с Земельным законодательством, с несовершенством механизма применения эксплуатационно-технических и имущественных норм и показателей. Это повлекло за собой пролонгацию сроков, и, как следствие, здоровую реакцию глав муниципальных образований, многие из которых предпочли не продавать бездействующие здания, а передать право содержания и эксплуатации на них, т.е. попросту говоря, сдать в долгосрочную аренду дистрибьюторам, создающим собственные сети кинопоказа. Во-вторых, реконструируемые кинотеатры так и не вошли в состав реорганизованного ГУ МО «Мособлкино», поэтому в кризис мы вошли с провозглашенными ранее проблемами: сокращающееся количество технически адекватных киноустановок, чрезвычайный дефицит кинопоказа (300000 чел. на одну киноустановку), отсутствие своевременной и качественной рекламной кампании со стороны муниципальных кино-досуговых центров, высокая конкуренция с коммерческими кинотеатрами в крупных городах и т.п.

Надеяться нужно только на себя

Непросто сегодня не только нам, похожая ситуация есть в каждом регионе, однако это не повод складывать руки и останавливать работу. Ресурсы для экономически эффективной работы существуют, наша задача лишь преобразовать их применение и построить систему их взаимодействия.

Областные кинофонды, в том числе наш, располагают:
• богатейшей кинобиблиотекой, работа с которой в том или ином виде продолжается;
• профессиональными и высококвалифицированными кадрами, которые сегодня считают для себя приоритетным не только оставаться верными своему делу, но и охотно обучают молодых специалистов;
•  Центр обучения (киномехаников, фильмопроверщиков, кино- и видеоинженеров, менеджеров кинозала), расположенный в здании одного из наших отделений кинопроката в г. Люберцы, в течение двух лет готовит профессионалов по перечисленным направлениям. Учебные классы оборудованы современной техникой, существуют соответствующие методические пособия. В год мы способны обучать десятки специалистов, и это не миф!
• Передвижными киноустановками, число которых в 2009 году составило 24 шт.

Работа с фильмофондом ГУМО «Мособлкино» не останавливается, и даже наоборот в последнее время весьма оживилась. Конечно, большую часть кинокопий мы потеряли вследствие долговременного нарушения условий хранения и обработки, но около 17% наименований работают. Это классика советского и «кооперативного» кинематографа, времен перестройки, которая посвящена истории, эпохам развития нашего Государства, знаменитым личностям, деятелям литературы, искусства, медицины и т.д. Популярность этих фильмов не ослабевает, и мы организовываем показы и составляем фестивальные программы в соответствии с тематическим календарем, знаменательными датами. Прокатная плата от демонстрации фильмофонда составляет иногда 1/4 в общем объеме прокатной платы в месяц.

В современных условиях, когда рынок кинодистрибьюции сложился и функционирует по экономической модели свободной олигополии, ГУ МО «Мособлкино» пытается искать новые формы сотрудничества с киноустановками и кинотеатрами, заинтересовывать их эксклюзивными проектами, предлагать новые продукты.

Новый этап

В 2009 году из-за отсутствия финансирования, а также интереса со стороны наших коллег-кинопоказчиков, в районах МО не производились закупки картин на 35 мм. В этой связи особое значение приобретает развитие электронного публичного видеопоказа. ГУ МО «Мособлкино» ведёт работу в этом направлении, приобретает права публичного DVD-показа и предлагает широкий выбор репертуара. В 2009 году из внебюджетного фонда было приобретено 16 фильмов по 15 фильмокопий каждой ленты на DVD носителях, причём в сравнении с 2008 годом прокатная плата возросла на 30%.

Мы сознательно переориентируемся на публичный видеопоказ, а также частично на цифровой, не только из-за отсутствия окупаемости и прибыльного механизма работы с новыми фильмами на 35мм. Такой формат позволяет нам максимально диверсифицировать направления показа, демонстрационные площадки и выпускать фильм одновременно в городах и отдаленных районах МО.

Наиболее рациональный формат кинопоказа для двадцатипятитысячников и малых населенных пунктов – передвижные киноустановки, поскольку зрительской активности населения недостаточно для проведения планового систематического показа в кинозалах и кинотеатрах.

Сейчас передвижные киноустановки оборудованы в основном дивидипроекторами (иногда показы ведутся с жесткого диска) и требуют технической модернизации.

Оптимальная комплектация современной передвижки – оборудование для демонстрации с носителей DVD, mini-DV, Betacam Digital, что значительно упростило бы путь фильма ПРОДЮСЕР-ДИСТРИБЬЮТР-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КИНОПОКАЗЧИК.

Часто продюсер не хочет или не может одновременно с 35мм выпускать копии для публичного видеопоказа, что связано с развитым рынком несанкционированного распространения видеопродукции, а также с рядом договорных обязательств во взаимоотношениях с Министерством культуры РФ, при получении господдержки.

Процесс производства и тиражирование Beta (по сравнению с 35мм) менее затратный, поэтому дистрибьютор, располагающий информацией о технических возможностях и экономическом потенциале заинтересованного областного кинопоказчика, при подписании соглашения может предложить формат, альтернативный 35мм, преимущества которого очевидны: от технического процесса до снижения рисков неокупаемости фильмокопии. При этом у кинопоказчика (в данном случае у «Мособлкино») возрастают шансы максимизировать территорию демонстрации - количество сеансов и зрителей - валовые сборы.

Позитивный опыт работы с ПК, оборудованными Beta-проекторами демонстрируют такие страны Европы, как Германия и Франция, где статистика также говорит о дефиците кинопоказа относительно потребностей населения. Например, Саксонская служба кинопоказа, которая имеет 17 киноустановок, оборудованных системой Beta-проекция, и обслуживает ~ 1/12 часть населения Республики Германия.

Если обратиться к нашей статистике – в 2009 году из 115 постоянно действующих киноустановок, 24 передвижки провели 5860 сеансов, обслужили 94 тысячи населения МО., т.е. при средневзвешенной цене билета по всей МО – 25 руб., валовый сбор составил ~ 2350 тыс. руб.

Из них – 2051 сеанс для детей в формате детских кинофестивалей. Так, в программе работы ГУМО «Мособлкино» на 2010 проведение детских и семейных кинофестивалей и кинофорумов ежеквартально. При финансовой поддержке Культурного центра им. Гете в Москве мы разработали концепцию и проводим Кинофорум «Дети Германии и России в новый век вместе» в 12 районах МО (Можайский, Орехово-Зуевский, Истринский, Солнечногорский, Подольский, Пушкинский, Коломенский и др.). В этом году программа представлена 15 фильмами: это сказки для самых маленьких, комедии и познавательные фильмы для школьников, фильмы, посвященные социально-психологическим проблемам молодежи, кино для всей семьи, экранизация литературной классики Германии.

Фестивальный формат был и остается одним из главных направлений для нашей организации в отдаленных районах и малонаселенных пунктах. Во-первых, фестиваль – это праздник, где царит особенная атмосфера, привлекательная для зрителей. Во-вторых, как показывает практика наблюдений, зритель охотнее покупает билет на фильм «не блокбастер» в случае, если он находится в специальной программе, его представляют создатели, а также, если зритель сможет кроме впечатлений унести из кинозала сувенир или автограф.

Для стационарных киноустановок в течение нескольких лет мы разрабатывали проект и бизнес-план реконструкции малых кинозалов (100-150 мест) под цифровой кинопоказ, а также трехмерное изображение. В 2007 году проект был апробирован в Истринском районе и только подтвердил наши ожидания.

Таким образом, сегодня, «Мособлкино» остается единственным кинопоказчиком для 3,5 миллионной аудиторией, зрительская активность которой возрастает с каждым годом. Надеемся, что техническая модернизация стационарных и передвижных киноустановок, перспективная и диверсифицированная репертуарная политика позволит нам существенно усилить свое влияние и уровень конкурентоспособности на рынке кинопоказа.

Автор:
Екатерина Бордачева (Представитель в России Саксонской службы кинопоказа, Зам. директора ГУ МО «Мособлкино»)
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама