Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 ноября 2011 09:32

Лукино Висконти 105 лет!

Лукино Висконти 105 лет!

«Рокко и его братья», «Леопард», «Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», «Невинный» - все эти кинополотна принадлежат кисти одного выдающегося итальянского художника Лукино Висконти, со дня рождения которого сегодня, 2 ноября 2011 года минуло 105 лет.

Представитель аристократического рода Лукино Висконти пришел в кино в конце 30-х, работая художником по костюмам и ассистентом режиссера у Жана Ренуара, которого позднее называл своим учителем. Его режиссерский дебют состоялся в 1943 году, когда на средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей. Висконти снял драму по мотивам романа Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» «Одержимость». Несмотря на то, что первым фильмом итальянского «неореализма» общепринято считать «Рим – открытый город» (1945) Роберто Росселини, все основные принципы этого художественного направления были нащупаны Висконти и автором сценария фильма Джузеппе Де Сантисом в «Одержимости». Отдельные ценители кинематографа признают эту картину лучшей в творчестве Висконти и лучшим кинодебютом в истории кино.

кадр из фильма "Одержимость"

Шедевром «неореализма» стала вторая кинолента Лукино Висконти «Земля дрожит» (1948) – предельно документальная с участием непрофессиональных актеров история о классовой борьбе в рыбацком поселке. Последней работой Висконти в эстетике «неореализма» была драма «Самая красивая» (1951), в которой звезда итальянского кино Анна Маньяни блестяще сыграла мать, одержимую идеей сделать киноактрису из своей юной дочери.



Первую большую награду Висконти принесла экранизация романа Достоевского «Белые ночи» (1957), действие которого было перенесено в послевоенную Италию. Фильм с участием звездного трио – Марчелло Мастроянни, Мария Шелл, Жан Маре – принес режиссеру «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля и стал последней лентой Висконти, где еще улавливались отзвуки завершившейся эпохи неореализма в итальянском кинематографе.



Но жирными буквами в историю кино имя Висконти вписали все же не реалистические работы раннего периода его творчества, а картины 60-х – 70-х годов. Первой в этом ряду стала социально-философская драма «Рокко и его братья», поставленная в 1960 году. Здесь речь также шла о низах, о самых обездоленных слоях общества, но средства выразительности уже были совсем другие. На смену сухой документальной эстетике и сдержанной актерской игре пришли изысканная операторская работа, эмоциональное проживание актерами ролей, религиозные метафоры. Фильм принес широкую известность молодым актерам Алену Делону, Ани Жирардо и Ренато Сальватори. А режиссеру фильма – специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале.



Все последующие фильмы Лукино Висконти, начиная с исторической киноэпопеи «Леопард» (1963), удостоенной Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, и заканчивая последним фильмом режиссера «Невинный» (1976), вызывали сильный резонанс в киносообществе, немедленно объявлялись шедеврами и приносили их создателю все новые и новые призы. Соперничать с Висконти по популярности и мировому признанию в те годы мог лишь другой великий итальянец Федерико Феллини.



Особого внимания заслуживает так называемая «германская трилогия» Лукино Висконти, в которую входят картины «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971) и «Людвиг» (1972). В первой ленте – истории нравственного разложения богатого семейства в эпоху Третьего рейха с мотивами трагедий Шекспира и «Царя Эдипа» - Висконти представляет фашизм как патологию и извращение, впервые озвучивая подобную точку зрения на это явление. С «Гибели богов» начинается сотрудничество режиссера с молодым немецким актером Хельмутом Бергером, с которым его помимо творчества на протяжении нескольких лет связывали и близкие отношения. Висконти никогда не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Красавец Бергер также сыграл главные роли в его картинах «Людвиг» и «Семейный портрет в интерьере».



Высшим достижением позднего Висконти можно по праву считать картину «Смерть в Венеции». В экранизации рассказа Томаса Манна пожилой композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богарт) приезжает в Венецию, которая дарит ему встречу с юношей, ставшим для него метафорой недостижимой красоты, что способна не только потрясти человека до глубины души, но и погубить его. Живописное изобразительное решение в сочетании с загадочными образами и дивной музыкой Густава Маллера сделали эту картину печальной и возвышенной элегией красоты и смерти.



Жизнь Лукино Висконти также была тесно связана с театром. Режиссер успел поставить 66 театральных спектаклей и 20 опер, стремясь к новаторству в каждой своей постановке. Особенно его увлекали пьесы Шекспира и Чехова, а из опер всегда отдавал предпочтение Верди. Висконти даже хотел, чтобы на его могиле было написано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Великий режиссер ушел из жизни 17 марта 1976 года после тяжелой болезни.
Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама