Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 сентября 2016 11:14

Состояние российской кинематографии в 2015 году. Отчет Минкультуры

Состояние российской кинематографии в 2015 году. Отчет Минкультуры

В начале сентября 2016 года на сайте Министерства культуры РФ был опубликован госдоклад о состоянии российской культуры в 2015 году, одной из важной частей которого является обзор кинематографии за минувший год. Так, в документе проводится анализ текущей ситуации в российском кинематографе, а также уделяется внимание таким его сферам, как кинопроизводство, прокат (дистрибьюция) и кинопоказ. Рассказывается о проведенных в жизнь мерах государственного регулирования и поддержки кинематографии, в частности, деятельности Фонда кино. На основании анализа ситуации делаются выводы и предложения относительно дальнейшего развития отрасли.

КИНЕМАТОГРАФИЯ

Анализ текущей ситуации

Кинематограф, отражая сложные и противоречивые социальные процессы, аккумулируя эстетические и культурные особенности, свойственные обществу, является одним из доминантных феноменов современной культуры. 
Стремительно совершенствующиеся технические средства кино и других экранных технологий расширяют коммуникационное пространство культуры, сферу художественного творчества, возможности распространения кинопроизведений, которые были и остаются самым потребляемым продуктом культурной деятельности.
Итоги деятельности российской киноиндустрии в 2015 году позволяют говорить о серьезных творческих и производственных достижениях, плодотворных тенденциях, но и о значительном нереализованном потенциале. Профессиональный уровень ведущих мастеров отечественного кинематографа, диапазон их творческого поиска, способность адекватно реагировать на социальные запросы и требования государственной культурной политики подтвержден не одним десятком отечественных фильмов, вышедших на экраны в 2015 году. Российские фильмы сохраняют стабильный сегмент отечественной зрительской аудитории. Вместе с тем, степень воздействия отечественного кинематографа на формирование мировоззренческих установок, взглядов россиян на конкретные жизненные реалии пока далеко не полностью соответствует потенциальным возможностям "важнейшего из искусств". 
Тем не менее в непростых условиях минувшего года, вызванных неблагоприятной политико-экономической ситуацией, российской кинематографии удалось избежать кризисных тенденций и сохранить энергию дальнейшего роста. 
Российская кинематография представляет собой многофункциональную отраслевую структуру, основными сегментами (подотраслями) которой являются фильмопроизводство, прокат и кинопоказ. Большое значение в жизнедеятельности киноотрасли играют общественные организации, прежде всего, Союз кинематографистов России с его региональными отделениями, способствующий становлению гражданских институтов в профессиональной среде, творческому и профессиональному развитию отрасли. 
Особенностью кинематографии, существенно отличающей ее от других направлений художественной культуры и обусловившей индустриальный характер ее функционирования, является наличие в ее составе классического производства (промышленности), а также сегментов сбыта аудиовизуального товара и потребительской аудитории.
Российская киноиндустрия по-прежнему в значительной степени сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены основные производственные мощности, выпускается большая часть отечественной кинопродукции, однако в последние годы все очевиднее становится тенденция появления и развития региональных центров кинематографии.

Кинопроизводство

За минувший год сегмент кинопроизводства не претерпел существенных изменений и представлен:
35 киностудиями, в том числе 9 подконтрольными государству. Как и в предшествующие годы наряду с созданием экранной продукции, киностудии, совокупно располагающие 107 съемочными павильонами, предоставляют в аренду свои производственные мощности, оказывают производственные услуги другим кинопроизводителям; 
 более чем 400 продюсерскими компаниями - фильмопроизводящими организациями негосударственных форм собственности, не имеющими собственных производственных мощностей и решающих производственные задачи путем аренды средств производства у киностудий и сервисных структур;
23 частными сервисными компаниями, специализирующимися на предоставлении услуг по производству фильмов.
Все очевидней, что киноиндустрия России становится феноменом общенационального масштаба. В субъектах Российской Федерации, в частности, в национальных республиках - Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртия, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия - за счет местных инициатив создаются к документальные, игровые и анимационные фильмы, в том числе на национальных языках, которые пользуются успехом у зрителей этих регионов. 

Прокат (дистрибьюция)

В сегменте проката продолжает развиваться многоканальная модель распространения экранного контента: наряду с традиционным кинопрокатом функционирует видеопрокат (рынок домашнего видео), действует телевизионный прокат, наращивает объемы видео по запросу (просмотр через Интернет или сервисы цифрового телевидения).
Кинотеатральный прокат представлен преимущественно частными компаниями, действующими на постоянной основе, в число которых входят:
независимые дистрибьюторы: компании, сориентированные на фильмы для широкой аудитории (не менее 100 экранов), и компании, выпускающие фильмы ограниченного проката (не более 80 экранов), работающие в узком сегменте специфичной кинопродукции (артхаус, особый этнический контент и т.п.); 
компании-представительства голливудских студий-мейджоров в России (UPI, WDSSPR, "20 век Фокс СНГ", "Каро Премьер" "Централ Партнершип"), которые наряду с голливудскими фильмами включают в свои программы и фильмы других мировых производителей, в том числе российского производства.
Некоторые из вышеуказанных компаний являются холдинговыми структурами, имеющими собственные киносети ("Каро", "Вест", "Люксор" и другие).
Наряду с частными дистрибьюторами в регионах продолжают работать киновидеопрокатные организации, являющиеся хранителями фильмофондов и осуществляющие прокат фильмов в региональных сетях, в том числе в сельских клубах и домах культуры, которые в коммерческом отношении играют менее значимую роль на рынке проката.
2015 год стал, возможно, последним для пленочного проката в нашей стране: три последние картины на 35-мм пленке были выпущены в январе - мае 2015 года. 
Минувший год - рекордный за последнее десятилетие по количеству вышедших в прокат российских фильмов (123 картины), однако это не привело к увеличению сборов. Многие отечественные картины имеют ограниченный прокат (до 10 копий), из-за чего их вклад в суммарный бокс-офис остается незначительным. Поэтому увеличение количества российских фильмов в прокате не является гарантом роста кассовых сборов отечественного кино. 
В целом 2015 год ознаменовался снижением выпуска фильмов, так, выход новых релизов составил 378 (в 2014 году - 414). В частности, по сравнению с прошлым годом сократилось количество фильмов в 3D-формате: в прокат вышло 50 картин (в 2014 году - 66 фильмов). При небольшом росте выхода новых фильмов в форматах IMAX, Atmos, D-Box, 4DX совокупный выпуск фильмов с "аттракционным" форматом кинопоказа в 2015 году снизился до 74 картин (в 2014 - 85 фильмов). 
По заключению аналитиков "Невафильм Research" сокращение количества фильмов в российском прокате произошло в связи с банкротством и закрытием ряда независимых дистрибьюторов: в 2014 - 2015 годах больше 15 опытных игроков прекратили кинопрокатную деятельность. В то же время пять компаний-мейджоров расширяли число своих релизов, в том числе и повторных. С каждым годом позиции компаний-мейджоров укрепляются: они выпускают все больше фильмов, тиражами не менее чем втрое превосходящими средние тиражи независимых дистрибьюторов.
Рынок домашнего видео продолжает сужаться в связи с расширением возможностей кинопоказа в сети Интернет и переходом к невещественным способам доставки контента. Несмотря на негативные тенденции в сегменте видеопроката действует около 20 дистрибьюторских организаций (как представителей голливудских компаний-мейджоров, так и независимых издателей), которые обеспечивают функционирование розничной сети реализации кинопродукции, выпуская в год порядка двух тысяч наименований дисков.
Начавшийся в предшествующие годы процесс сокращения объемов кинопоказа ведущими эфирными телеканалами, охватывающими максимально широкую аудиторию и отдающими предпочтение сериальному контенту, резко снизил доходность продаж прав показа фильмов на телевидении. Однако устойчивый рост платного телевидения (спутникового и кабельного), отказ от аналогового и переход к 2019 году к цифровому вещанию, открывающий возможности практически неограниченного расширения каналов трансляции и, как следствие, значительного увеличения контента, позволяет рассматривать телевидение ближайшего будущего как важный сегмент рынка кинопродукции. 
Итоги 2015 года свидетельствуют об увеличении сотрудничества операторов платного ТВ и онлайн-кинотеатров, которые являются ключевым звеном рынка легальных видеосервисов (их доходы в 2015 году составили 5,9 млрд. рублей). Онлайн-кинотеатры, предоставляющие возможность просмотра практически неограниченного контента как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV (например, ivi, Amediateka, Okko и др.), также становятся эффективным инструментом расширения рынка кинопродукции на телевизионных экранах и в сети Интернет.
Интенсивно развиваются платформы цифровой дистрибьюции. Все более популярным в России становится IPTV - телевидение, которое наряду с возможностями показа контента традиционных ТВ-каналов предоставляет пользователю целый набор дополнительных опций: высочайшее качество передачи звука и изображения (вплоть до HD-разрешения и 5.1-канального аудио), доставка экранного контента для индивидуального и коллективного просмотра (видео по запросу), интерактивность (например, возможность просмотреть справку по фильму, оставить отзыв) и пр. Пока доходы цифровой дистрибьюции не достаточно велики (в 2015 году - 581 млн. рублей), но имеют тенденцию постоянного роста. Учитывая интенсивность развития цифровых технологий в аудиовизуальной сфере, в недалеком будущем цифровая дистрибьюция, несомненно, станет одним приоритетных направлений продвижения кинопродукции. 

Кинопоказ

Сегмент кинопоказа в России представлен 600 компаниями, в том числе сетевыми. На рынке кинозрелищных услуг действует 105 киносетей: 29 из них являются сетями федерального значения (обеспечивают кинопоказ в нескольких федеральных округах), 19 региональных сетей (осуществляют кинопоказ в нескольких регионах в пределах одного федерального округа) и 57  местных (действуют на территории одного региона), а также 495 независимых кинотеатров. По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах в стране зарегистрировано 2058 демонстраторов. Количество коммерческих кинотеатров, обеспечивающих высокое качество показа, по состоянию на 1 января 2016 года составило 1204 (в 2014 году - 1176), кинозалов - 4022. 
В 2015 году киносеть России выросла по числу коммерческих залов на 5,3% (количество кинотеатров увеличилось лишь на 2,5%). За год в 88 коммерческих кинотеатрах были открыты 375 залов, одновременно закрылись 59 кинотеатров (171 зал) - преимущественно неоцифрованные площадки независимых кинотеатров или федеральных сетей, (однако последние принимают решение о закрытии и в случае ухода с не оправдавших себя рынков: к примеру, закрытие шестизального кинотеатра в Воронеже компанией "Киномакс").
В то же время в сложных экономических условиях именно федеральные операторы способствовали расширению киносети (на их долю пришлось 55%  новых залов), открывая кинотеатры преимущественно в городах-миллионниках (42% новых киноэкранов). При этом открытия в средних и малых городах в 2015 году сократились: на населенные пункты с менее чем 250 тыс. жителей пришлось 27% новых залов. 
Учитывая необходимость увеличения количества современных кинозалов в небольших населенных пунктах, обеспечения равномерного доступа населения Российской Федерации к произведениям киноискусства и увеличения доли российского кино в прокате Минкультуры России в 2015 году начало реализацию программы по переоборудованию кинозалов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 100 тыс. человек. В 2015 году на эти цели было выделено 705 млн. рублей. По результатам проведенного Фондом кино конкурсного отбора средства были распределены между 143 кинозалами в 51 регионе. Одним из основных условий предоставления средств на переоборудование кинозалов является демонстрация национальных фильмов в объеме не менее 50%  от всех сеансов в течение трех лет с момента ввода кинозала в эксплуатацию.
Техническое развитие российского кинопоказа осуществляется в русле мировых тенденций. В минувшем году полностью завершен переход к цифровому кинопоказу (исключение - немногочисленные залы, работающие с пленочными копиями старых фильмов). На начало 2016 года в России действуют 33 зала с эффектами движения (24 - DBox и 9 - 4DX), 80 залов с премиальными форматами звука (62 - Dolby Atmos и 18 - Barco Auro), кинозалы с аттракционными форматами IMAX (43 зала) и Premium Large Format (13 залов), где гигантский экран сочетается с идеальным изображением (4К) и премиальным форматом звука, продолжают работать кинозалы с трехмерным форматом - 3D.
В целом в 2015 году:
в прокат вышло 123 отечественных фильма (в 2014 году - 82 картины);
общее количество фильмов в прокате - 497 (в 2014 году - 521), 
в т.ч. новых релизов - 378 (в 2014 году - 414);
реализовано 173 млн. билетов на общую сумму 43,4 млрд. рублей;
доля отечественных фильмов в кинопрокате - 17,9%  (в 2014 году - 18,01%);
сборы от показа российских фильмов составили 7 млрд. 213 млн. рублей (16,6%  от совокупных кассовых сборов; 17,2% - в 2014 г.).

Государственное регулирование и поддержка кинематографии

"Основы государственной культурной политики" определили приоритеты развития отечественной культуры и, в частности, кинематографии. Культурная политика, провозглашенная "Основами" обрела новую ориентацию исходя из понимания культуры как миссии, как общественного блага, как системы ценностей, определяющих самобытность общества, единение общественных институтов и независимость государства.
В 2015 году государственная политика в области кинематографии строилась в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики, главными из которых являются:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Минкультуры России и консультативном содействии Российского военно-исторического общества была реализована целая программа мероприятий, отвечающих приоритетам государственной культурной политики, в том числе задачам укрепления гражданской идентичности, реализации воспитательных функций киноискусства и др.
Основными задачами отечественной киноиндустрии в 2015 году были наращивание объемов производства национальных фильмов и количества релизов отечественных игровых и анимационных полнометражных фильмов, увеличение доли национальных фильмов в отечественном прокате, посещаемости киносеансов в расчете на одного жителя в год, количества кинотеатральных экранов в стране, расширения участия отечественных фильмов в крупнейших международных и российских киносмотрах. 
Стратегия государственного регулирования и поддержки кинематографии в 2015 году, базируясь на принципах государственной культурной политики, полностью отвечала объективным потребностям развития киноотрасли и способствовала возрождению интереса российского зрителя к произведениям отечественного кино. 
Общий объем государственной финансовой поддержки кинематографии в 2015 году составил 6,2 млрд. рублей, в том числе: 
3,7 млрд. рублей перечислено Фонду кино;
1,9 млрд. рублей направлено на кинопроизводство;
0,6 млрд. рублей направлено на поддержку проката, продвижение российского кино на территории Российской Федерации и за рубежом, прочие мероприятия.
При поддержке Минкультуры России в 2015 году:
 завершено производство 77 игровых фильмов, 180 анимационных фильмов, 291 неигровой видеофильм по 19 тематикам;
проведено 49 кинофестивалей в 21 регионе Российской Федерации, 45 киномероприятий по продвижению российских фильмов за рубежом.
В 2015 году при поддержке Минкультуры России было запущено в производство 34 игровых фильма (в том числе 3 фильма-дебюта, 7 фильмов для детей, 3 телевизионных сериала, 21 авторский фильм), 182 неигровых фильма (из них 13 неигровых спецпроектов) и  52 анимационных проекта (в том числе 34 детских и 18 авторских).
В 2015 году была продолжена апробированная и признанная эффективной практика очной защиты игровых кинопроектов, в ходе которой авторы проектов излагают свои замыслы, демонстрируют материалы к будущим фильмам, отвечают на вопросы экспертов.
К рассмотрению проектов исторической и военно-патриотической тематики наряду с членами четырех экспертных советов привлекались члены Консультативного совета Российского Военно-исторического общества, которые давали заключения о достоверности фактографии сценариев, 
о правомерности трактовки в них исторического материала и авторских выводов. 
В минувшем году на киностудиях страны при поддержке Минкультуры России завершено производство 10 игровых полнометражных фильмов, предназначенных для детской аудитории, 24 фильма режиссеров-дебютантов, 38 авторских и экспериментальных фильмов, 5 телевизионных сериалов.
В ряду фильмов, приуроченных к 70-летию Великой Победы, одним из лидеров проката стала военная драма режиссера С.Мокрицкого "Битва за Севастополь", основанная на реальных событиях и повествующая о судьбе самого результативного снайпера Великой Отечественной войны, героя Советского Союза Людмилы Павличенко. Эта картина, собравшая за 9 недель проката 435,5 млн. рублей, привлекла зрителей тем, что стала не просто рассказом о войне, а прежде всего о человеке на войне, снятом в лучших традициях классического советского кино, где больше тепла, чем пафоса, и, несмотря на батальные сцены, поражающие зрителя своей реалистичностью, акцент здесь ставился не на спецэффектах, а на людях. 
В десятку лидеров российского бокс-офиса 2015 года вошла картина Р.Давлетьярова "А зори здесь тихие..." (сборы за 31 неделю проката составили 272,1 млн. рублей) - ремейк культового советского фильма С.Ростоцкого. 
Однако этими лентами военная тема на российском экране не исчерпывается. Свой вклад в ее освещение внесли и режиссеры-дебютанты. Драма "Единичка" К.Белевича, рассказывающая о спасении советскими солдатами воспитанников интерната для глухонемых, бежавших из Варшавы во время разгрома восстания в августе 1944 года. Само название картины подчеркивает якобы малозначительность, а на самом деле именно ту значимость трудной, жертвенной работы войны в боях "местного значения", из которых и складывалась победа.
По мотивам повести Э.Казакевича "Двое в степи" и военным дневникам К.Симонова режиссером С.Поповым создана картина "Дорога на Берлин", переакцентировавшая некоторые сюжетные мотивы с точки зрения дня сегодняшнего.
 Документалист А.Темников снял игровую военную драму "No comment" о событиях чеченской войны, в которой привлек в качестве источника подлинные видеоматериалы, найденные на местах событий. 
О возникновении дружбы между советским мальчишкой Павлом и его сверстником из гитлерюгенда Петром весной 1945 года при освобождении Восточной Европы от фашистских захватчиков рассказывает фильм режиссера Ю.Поповича "Про Петра и Павла".
Для большинства зрителей стала открытием малоизвестная страница истории Первой мировой войны, показанная в фильме режиссера Д.Месхиева "Батальонъ". Эта картина, исполненная патриотического пафоса и рассказывающая о женском подразделении, созданном Временным правительством для поднятия духа армии, которая также стала одним из лидеров отечественного проката (сборы за 8 недель кинопоказа составили более 481 млн. рублей), поразила зрителей необычайной достоверностью исторической обстановки. 
В 2015 году в российском кино стала еще более очевидной тенденция усиления блока арт-мейнстрима, жанрового кино и анимации. Таким образом, отечественный кинопроцесс развивается в контексте превалирующих тенденций европейского кино, где фильмы арт-мейнстрима составляют фундамент индустрии и пользуются неизменным вниманием со стороны зрителей, а вместе с тем интересом и признанием мировых кинофестивалей. В арт-мейнстриме удачно сочетаются три важных фактора: экономичность, доходчивость для зрительского восприятия и возможность заложить в доступную форму глубокое содержание, вызывающее живой эмоциональный отклик зрителя. В итоге, если в 2014 году сборы с картины этого сегмента в среднем составляли около 6 млн. рублей, то в 2015-ом - уже 11 млн. рублей.
К арт-мейнстриму можно отнести и ироничную коллекцию современных романтических историй картины А.Меликян "Pro любовь", признанной лучшим фильмом фестиваля "Кинотавр - 2015" и получившей премию за лучший фильм Национальной академии кинематографических искусств и наук "Золотой Орел"; и абсурдистский гротеск А.Прошкина на современные темы "Орлеан"; и фантазийные, выросшие из авангардистской традиции "Ангелы революции" А.Федорченко - о юных максималистах, которые ищут в молодой советской власти воплощение своих мечтаний и надежд; и мелодраму О.Асадулина "Зеленая карета" о проблеме разрушения связей между поколениями; и "Две женщины" В.Глаголевой - экранизацию пьесы И.Тургенева "Месяц в деревне" с участием знаменитого британского актера Р.Файнса и другие работы. 
Обращение к литературной классике, в том числе советской, в последнее время становится одним из заметных явлений отечественного кино. Русская и советская литература таит в себе огромные, еще не задействованные пласты не только сюжетов, но и идейного богатства, способного подвигнуть зрителя к глубоким размышлениям. В числе картин, обращенных к литературному наследию, "Конец прекрасной эпохи" С.Говорухина по мотивам биографической повести С.Довлатова "Компромисс", "Лейтенант" Е.Сергеева-Эпштейна по мотивам военной прозы В.Быкова, "Находка" В.Демента по повести В.Тендрякова, "Синдром Петрушки" Е.Хазановой по мотивам одноименного романа Д.Рубиной.
Особенностью целого ряда фильмов минувшего года, и не только экранизаций, но и картин о современности, является внимание к нравственным проблемам жизни. Среди них "Инсайт" А.Котта, "Спасение" И.Вырыпаева, "Вдвоем на льдине" режиссеров Н.Джорджадзе, В.Игнатьева и другие.
Примечательны своей жизнеутверждающей интонацией фильмы режиссеров-дебютантов - "Клинч" С.Пускепалиса и "Бабоньки" А.Коваленко.
Создание фильмов для детей и подростков - один из приоритетов Минкультуры России. В соответствии с распоряжением министерства 
от 12 августа 2014 г. № Р-93 объемы финансирования производства игровых фильмов для детей определены в размере 10%  от общего лимита бюджетных средств, предусмотренных на кинопроизводство. 
В 2015 году киностудиями страны при финансовой поддержке Минкультуры России было выпущено десять детских картин. Среди них: мелодрама режиссера А.Томашевского "Уроки выживания", приключенческий фильм "Частное пионерское-2" режиссера-дебютанта А.Карпиловского. 
Самым маленьким зрителям адресованы фильмы-сказки "Праздник непослушания" В.Харченко, "Самый рыжий лис" А.Стреляной и "Тайна Снежной королевы" Н.Бондарчук.
С интересом встречены детской и подростковой аудиторией семейная картина "Завтра утром" режиссеров Д.Хонина, Н.Хомерики, А.Майовера, Д.Крылова, приключенческая лента "Клад" И.Волковой, триллер "Ведьма" Д.Федорова, сугубо современная режиссура которых сочетается с острыми социальными зарисовками времени.
Продолжается выпуск детского юмористического журнала "Ералаш" (выпуски № 288-299), неизменно пользующегося популярностью у детской аудитории.
В 2015 году была завершена работа над пятью телевизионными сериалами, созданными при финансовой поддержке Минкультуры России: экранизацией одноименного романа М.Шолохова "Тихий Дон" С.Урсуляка, "Молодая гвардия", снятой по мотивам одноименного романа А. Фадеева режиссером Л.Пляскиным, "Следователем Тихоновым" по мотивам детективов братьев Вайнеров режиссера Э.Оганесяна, "Орденом" А.Быстрицкого, рассказывающего о войсковой операции советских войск в Маньчжурии в августе 1945 года и "Молодежкой" режиссера С.Арланова о судьбе молодежной хоккейной команды "Медведи".
В 2015 году при государственной финансовой поддержке было выпущено 180 анимационных фильмов, в том числе 2 полнометражных кинофильма, 16 сериалов (121 серия), 10 альманахов, 47 видеофильмов. Минкультуры России установлены объемы финансирования производства национальных анимационных фильмов в размере 15%  от общего лимита бюджетных средств, предусмотренных на кинопроизводство; 60%  от выделенных на анимацию средств должны быть направлены на создание детских анимационных картин. В целом 2015 год для российской анимации во многих аспектах стал знаменательным. 
Важным событием стало открытие специализированного канала "Мульт", транслирующего исключительно отечественную анимацию, сам факт появления которого свидетельствует о том, что отечественная анимационная продукция заняла свою прочную нишу на телевидении и стала устойчивой сферой российской киноиндустрии. 
Большое внимание традиционно уделяется детской анимации, продолжается создание уже полюбившихся российской детворе сериалов: "Паровозик Тишка" ("АА-Студио"); "10 друзей кролика" ("АА-Студио"); "Фиксики" ("Аэроплан"); "Новаторы" ("Частные технологии"); "Барбоскины" (Студия анимационного кино "Мельница"); "Пин-код" ("Смешарики").
Авторская анимация последовательно осваивает темы путешествия и возвращения домой, поиска смысла жизни в границах отчего дома которые находят интересное изобразительное решение в фильмах "Про маму" Д.Великовской (Школа-студия "ШАР"), "Очень одинокий петух" Л.Шмелькова ("Союзмультфильм"), "Звездный ослик" А.Дьякова ("Мастер-фильм"), "Плач птицы Урутау" Д.Осиповой ("Мастер-фильм"). Выразительны истории об одиночестве художника: "Андрей Хижина и его горе" А.Демина ("Анимос"), "Волк Вася" Е.Соколовой (студия "А-фильм"), "Арвентур" И.Евтеевой ("Proline Film"). Симпатии критики завоевывают личные истории, облеченные в форму своеобразного диалога, а бытовые сюжеты, напоминающие, что удивительное рядом, находят отклик и у широкой публики. "Цветочница" Р.Газизова, "Дом" Ф.Ярина, "Мой дедушка был вишней" О. и Т. Полиектовых, "О, дарлинг!" А.Ворониной, и другие фавориты фестивальных смотров посвящены семье, щемящим воспоминаниям детства.
В работах молодых авторов очевиден интерес к отечественной литературной и кинематографической классике, которая переосмысливается ими с позиций современности. В спокойных акварельных тонах исполнена экранизация рассказа В.Шукшина "Чудик", режиссер М.Филонец. Ироничный взгляд молодого поколения на театральную эстетику предлагает автор фильма "Чехов Точка Чайка" С.Меломуд ("Мастер-фильм"). 
Значительное внимание уделяется созданию популярных у зрителей полнометражных анимационных фильмов. В минувшем году при поддержке Минкультуры России завершены производством фильмы "Самые правдивые истории" ("Студия Продюсерского кино") и "Необыкновенное путешествие Серафимы" ("КиноАтис"). 
В области неигрового кино при поддержке Минкультуры России в 2015 году был создан 291 видеофильм, в числе которых 68 полнометражных и 223 короткометражных фильмов, включая 7 спецпроектов и 40 сериалов. 
Приоритетными по тематическим направлениям государственной поддержки в 2015 году стали проекты об истории успеха на производстве, в предпринимательской и общественной деятельности; о межнациональных отношениях; картины военно-исторической тематики; о противодействии экстремизму, терроризму, преступности и коррупции; о медицине и здоровье нации; проекты, приуроченные к Году литературы; а также дебютные фильмы. 
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание было уделено созданию фильмов, приуроченных к этой знаковой для нашего Отечества дате. Среди них: цикл короткометражных документальных фильмов "Победители" режиссера А.Куренкова; "Ким и Клара" Б.Сарахатунова -
 о переплетении человеческих судеб в годы войны; "Солдаты наши меньшие", Т.Мирошник - о самых необычных солдатах Великой Отечественной войны - животных и птицах; "Бэлла, чао" или цветок на память" В.Ловковой - 
об эмигрантах и военнопленных, вместе сражавшихся против немецких захватчиков, которых объединила любовь к Родине; "Дни воинской славы: Контрнаступление под Москвой" режиссера А.Столетова - о днях воинской славы и памятных датах в истории России; "Оборона Диксона" В.Вольфа - 
о малоизвестных героических страницах истории Великой Отечественной войны; "ИМЯ Рокоссовский" Е.Тирдатовой - о выдающемся полководце.
Уделялось внимание в минувшем году и созданию фильмов о проблемах современной семьи, воспитания детей и подрастающего поколения, картинам о спорте. Создан ряд фильмов этнографической тематики, посвященных коренным и малочисленным народам, проблемам окружающей среды и экологии, а также картин, знакомящих зрителя с живописными уголками нашей Родины.
Одной из самых примечательных и позитивных тенденций современной отечественной документалистики, как отмечают аналитики этого вида кинематографии, является стремление авторов к драматургической проработке документальных проектов, к осмыслению своего авторского высказывания.
В 2015 году наряду с многими фестивальными наградами премии Президента Российской Федерации за воплощение гуманистических идеалов в документальном фильме была удостоена коллективная работа "Дух в движении" (авторы - выпускники мастерской С.Мирошниченко во ВГИКе С.Гевейлер, Ю.Бывшева, С.Кучер), признанная официальным фильмом XI зимних паралимпийских игр. 
В 2015 году была осуществлена уникальная акция по оценке неигровых фильмов, созданных при государственной поддержке, которая позволяет уточнить приоритеты и оценить качество неигровой кинопродукции, финансируемой за счет средств государственного бюджета. Для ее реализации была сформирована экспертная группа из 25 авторитетных специалистов в области неигрового кино, которая отсмотрела и оценила 235 неигровых картин, созданных при поддержке Министерства культуры в 2014 году. 
По итогам экспертного голосования были выявлены лучшие неигровые фильмы. В число лидеров вошли фильмы "Коктебельские камушки" А.Осипова, "Последний рыцарь империи" С.Дебижева, "Варлам Шаламов. Опыт юноши" П.Печенкина, "Дух в движении" С.Гевейлер, Ю.Бывшевой, 
С.Кучер, "Кардиополитика" С.Стрельниковой и др. 
По инициативе Гильдии неигрового кино и телевидения 20 фильмов- победителей конкурса были показаны в рамках проекта "Программа 20/14", поддержанного Минкультуры России, в активно развивающейся по всей стране сети киноклубов.
В 2015 году основными направлениями деятельности Минкультуры России по поддержке проката отечественных национальных фильмов стали: 
прокат и продвижение отечественных фильмов на экраны страны, включая их тиражирование и рекламу (на эти цели было предоставлено субсидий на сумму - 9,9 млн. рублей); поддержка оказана 10 национальным фильмам: "Полное превращение", "Дедушка моей мечты", "Однажды", "Две женщины", "Главный", "Смайлик", "14+", "Находка", "Конец прекрасной эпохи", "Пингвин нашего времени"; 
государственная поддержка 49 российских и международных кинофестивалей, проводимых на территории нашей страны (на эти цели израсходовано 360,08 млн. рублей, в том числе на проведение Московского международного кинофестиваля - 115,0 млн. рублей);
проведение мероприятий по пропаганде отечественных фильмов 
(из федерального бюджета на эти цели было выделено -22,5 млн. рублей в форме субсидий); при государственной финансовой поддержке были проведены следующие киномероприятия: церемония вручения Национальной кинематографической премии "НИКА" за 2014 год; церемония вручения Национальной Премии в области кинематографии "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" 
за 2014 год; конференция и мастер-классы по международному сотрудничеству в области кинематографии (MOSCOW BUSINESS SQUARE) в рамках 
37-го Московского международного кинофестиваля в г.Москве в июне 2015 года; мастер-классы Никиты Михалкова;
проведение киномероприятий за рубежом и международных мероприятий в Российской Федерации.
В 2015 году состоялись показы российских фильмов в рамках 40 зарубежных (включая международные) кинофестивалей и недель российского кино, а также проведение 10 недель и фестивалей зарубежных фильмов в России. Продвижение национальных фильмов осуществлялось также путем участия в 6 международных кинорынках. 
Ведение Государственного регистра фильмов - одна из основополагающих функций Минкультуры России, обеспечивающая законность использования кинопродукции на территории страны.
В 2015 году Минкультуры России предоставлялись государственные услуги:
по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на территории страны; 
по выдаче удостоверений национального фильма.
Было выдано 3205 прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения на всех видах носителей, в том числе 2004 - на отечественные и 1201 - на зарубежные произведения. 
За 2015 год осуществлена выдача 2684 удостоверений национального фильма на запускаемые в производство проекты, законченные производством фильмы и фильмы прошлых лет, составляющие коллекции фильмофондов ведущих студий страны.
Как и в предшествующие годы, серьезное внимание уделялось развитию инфраструктуры киноотрасли, оптимизации и содействию продуктивной деятельности подведомственных организаций, а также реализации актуальных задач государственной политики. 
В 2015 году продолжена работа по созданию на базе Киноконцерна "Мосфильм" многофункционального культурного центра.
Завершена реорганизация Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького в форме присоединения к ней Центра национального фильма и Научно-исследовательского ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститута с целью создания многопрофильного кинематографического центра. 
Осуществляются меры по налаживанию деятельности Киностудии "Союзмультфильм", в том числе продолжается работа по капитальному ремонту нового здания студии, расположенного по адресу: Москва, ул.Академика Королева, д.21.
За счет кредита, выделенного под государственную гарантию Российской Федерации, осуществляется модернизация Киностудии "Ленфильм".

Институты развития – деятельность Фонда кино

В 2015 году источниками финансовой поддержки производства и проката национальных фильмов, осуществленной Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее - Фонд кино), стали: 
средства, полученные в соответствии с соглашением Фонда кино с Минкультуры России, в размере 3 млрд. рублей;
возвратные средства, полученные от кинокомпаний по итогам проката фильмов, получивших поддержку Фонда, в размере 615,7 млн. рублей; 
перераспределенные средства субсидии предыдущих лет - 
230 млн. рублей. 
Финансовая поддержка из средств субсидий оказана 39 кинокомпаниям, в том числе 8 компаниям-лидерам отечественного кинопроизводства. В производстве поддержано 56 фильмов, из них 24 фильма компаний-лидеров. Общая сумма средств субсидии, выделенная на производство данных кинопроектов в 2015 году, составила 3 млрд. 205 млн. рублей, в том числе на проекты компаний-лидеров отечественного кинопроизводства - 1 711,4 млн. рублей. 
Дополнительно из собственных средств Фондом поддержано 11 фильмов в производстве и 15 фильмов в прокате, а также впервые выделены средства на разработку 10 кинопроектов. Совокупный объем поддержки, осуществленной Фондом кино в 2015 году, составил 3 846 млн. рублей. 
В 2015 году в прокат вышло 42 фильма, поддержанных Фондом кино в производстве и/или в прокате, из них 19 фильмов компаний - лидеров отечественного кинопроизводства (34%  и 15%  соответственно от общего числа российских фильмов, выпущенных в прокат в 2015 году). По итогам проката данных фильмов их кассовые сборы составили 5 920,9 млн. рублей (81%  от совокупных сборов российских фильмов, вышедших в прокат в 2015 году). 
В десятке самых кассовых российских картин 2015 года все позиции занимают фильмы, получившие поддержку Фонда кино.
Наиболее успешной в российском прокате минувшего года стала анимационная лента режиссера К.Феоктистова "Три богатыря: Ход конем" - часть популярной отечественной франшизы, создаваемой анимационной студией "Мельница" совместно с компанией СТВ. Картину посмотрело более 4 млн. зрителей, кассовые сборы от ее проката составили 976,5 млн. рублей. Хорошие показатели продемонстрировали и другие анимационные проекты, реализованные при поддержке Фонда кино: "Снежная королева. Перезаморозка", "Савва. Сердце война", "Крепость: щитом и мечом" - 
их посмотрели 6,7 млн. зрителей, сборы от из показа составили 
1 545,8 млн. рублей. Популярными у зрительской аудитории стали и игровые фильмы, поддержанные Фондом, "Батальонъ", "Битва за Севастополь", "А зори здесь тихие", "Духless-2", "Воин", "Призрак", "Елки лохматые". 
Многие из фильмов, получивших поддержку Фонда кино, являются также призерами в различных номинациях российских и международных кинофестивалей, лауреатами национальных премий "Золотой Орел" и "НИКА". 
Важным направлением деятельности Фонда кино является продвижение отечественной кинопродукции на мировые рынки. Организуемый Фондом кино при поддержке Минкультуры России объединенный стенд RUSSIAN CINEMA позволил представить на восьми международных кинорынках 270 российских фильмов, многие из которых были приобретены для показа на территории США, Великобритании, Израиля, Польши, Кореи, Прибалтики, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Китая и других стран. Зарубежные продажи фильмов обеспечили привлечение в отечественную киноиндустрию в 2015 году 456, 6 млн. рублей.
Особой популярностью у зарубежных партнеров пользовались картины
"А зори здесь тихие…" Р.Давлетьярова и "Битва за Севастополь" С.Мокрицкого, интерес вызывал и ряд проектов на стадии производства: "Коловрат" И.Шурховецкого, "Экипаж" Н.Лебедева, "Мафия" С.Андреасяна, "Викинг" А.Кравчука.
Лидерами по закрытым сделкам с зарубежными партнерами на протяжении двух лет работы стенда являются анимационные проекты. Так, мультфильм "Снежная королева" собрал в кинотеатральном прокате Великобритании, Израиля, Польши, Кореи, Прибалтики, Австралии и Новой Зеландии 5,7 млн. долл. США, "Снежная королева 2: Перезаморозка" - 
6 млн. долл. США. 
Являясь с мая 2014 года оператором Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС), Фонд кино в прошедшем году завершил работу по подключению к системе ЕАИС 100%  демонстраторов, осуществляющих коммерческий кинопоказ на территории Российской Федерации. Оперативность и качество поступающих в систему данных позволило выпускать еженедельные статистические отчеты, содержащие сведения об основных показателях кинопроката, и сделать отраслевую аналитику в сфере кинопоказа доступной для широкого круга специалистов и общественности.

Выводы и предложения

Рассматривая итоги 2015 года в контексте новой государственной культурной политики, можно утверждать, что Министерством культуры Российской Федерации и Фондом кино предпринимаются согласованные действия, направленные на реализацию ее целей и задач.
Минувший год, прошедший под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, позволил осуществить целую программу мероприятий, отвечающих приоритетам государственной культурной политики. В их числе ряд документальных и игровых военно-патриотических фильмов, созданных при поддержке Минкультуры России и Российского военно-исторического общества и вызвавших большой интерес зрителей. 2015 год свидетельствует об очевидной тенденции в российском кино – усилении блока арт-мейнстрима, жанрового кино и анимации. 
Еще одна черта отечественного кинопроцесса, проявившаяся в игровом и анимационном кино 2015 года, – обращение к русской и советской литературной классике, которая таит в себе огромные, еще не задействованные в киноискусстве пласты не только сюжетов, но и идейного богатства, способного подвигнуть зрителя к глубоким размышлениям. При этом особенностью многих фильмов прошедшего года – и не только экранизаций, но и картин о современности – является внимание к нравственным проблемам человеческого бытия.
Уделено внимание в прошедшем году и одному из приоритетов Минкультуры России – фильмам для детской и подростковой аудитории.
Целенаправленно поддерживается государством развитие отечественной анимации, востребованной российским, и в том числе, детским зрителем, и являющейся лидером зарубежных продаж, обеспечивающих продвижение российского кино на мировые рынки. 
Позитивную роль играют усилия государства, содействующие продвижению отечественного кино к зрителю. Так, поддержка кинофестивалей, проводимых в различных регионах Российской Федерации, делает их не только инструментом приобщения российского зрителя к достижениям отечественного кино, но и важной культурной акцией, способствующей укреплению гражданской идентичности народов России.
Не менее значима и поддержка проведения недель и фестивалей российского кино за рубежом, особенно в условиях обостряющегося информационного противоборства и девальвации во многих странах мира духовно-нравственных начал, культурно-исторических ценностей.
Подводя итоги прошедшего года, следует упомянуть и меры государства по регулированию кинопроцесса. В частности, в 2015 году была начата реализация программы по переоборудованию кинозалов в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек, направленная на ликвидацию диспропорции в обеспеченности доступа жителей крупных городов и малых населенных пунктов страны к современному качественному цифровому кинопоказу. Продолжается работа по внедрению в систему кинопоказа технологий, обеспечивающих доступ доступа к произведениям киноискусства, к кинематографическому наследию людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.
В 2015 году завершена работа по подключению демонстраторов, осуществляющих коммерческий кинопоказ на территории Российской Федерации, к Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах, что создает условия для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения и прав потребителей, а также обеспечивает получение Минкультуры России достоверной и оперативной информации, необходимой для отраслевой аналитики и перспективного планирования.
Несомненным достижением в области регулирования киноотрасли является деятельность Фонда кино по реинвестированию возвратных средств, полученных от реализации фильмов, созданных при поддержке Фонда, в производство и продвижение новой кинопродукции. Таким образом, Фонд кино превращается в эффективный инструмент, оперирующий и государственными и возвратными средствами в поддержке отечественной киноиндустрии, а сама поддержка, увязанная с результатами функционирования рынка, обретает регулирующие функции (что в мировой практике является примером лучшей организации национальных поддержек производства кинопродукции).
В отечественной киноиндустрии заметны негативные последствия непростой экономической ситуации, осложненной неблагоприятными социально-политическими факторами. При заметном увеличении выпуска на экраны страны игровых картин российского производства (123 против 82 в 2014 г.) в 2015 году наблюдалось, хотя и незначительное, снижение посещаемости отечественного кино и сборов от российских фильмов в национальном прокате. При очевидной значимости для развития кинематографа прихода молодых творческих сил, снизилось количество поддержанных государством дебютных проектов. Сократилась финансовая поддержка неигрового кино, в том числе, научно-популярного кино. 
Принятая Правительством Российской Федерации в 2016 году Стратегия государственной культурной политики, исходя из ее базового варианта, ставит перед российской кинематографией на ближайшую перспективу и долгосрочный период задачи увеличения:
- доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25 %, а к 2030 – до 30 %;
- количества кинотеатральных экранов к 2030 году до 5000;
- увеличение к 2020 году среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год до 1,2 по сравнению с 0,35 в 2012 году. 
-досуговых учреждений.
Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года 
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков. 
В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.
Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).
В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).
Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.
В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа. 
В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.
Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.). 
В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:
- создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";
- проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей; 
- проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;
- реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";
- спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").
Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.
В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".
В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.
Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:
продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;
увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.
Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама