Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 мая 2019 11:10

Глеб Панфилов завершил съемки фильма «Один день Ивана Денисовича» накануне 85-летия

Глеб Панфилов завершил съемки фильма «Один день Ивана Денисовича» накануне 85-летия

Сегодня, 21 мая Глебу Панфилову исполняется 85 лет. Накануне своего юбилея режиссер завершил съемки фильма «Один день Ивана Денисовича». Последний съемочный день прошел в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово». Роль Ивана Денисовича Шухова сыграл Филипп Янковский

«Один день Ивана Денисовича» снят по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына. Режиссер и автор сценария Глеб Панфилов дописал историю солдата Ивана Шухова, рассказав больше подробностей о том, как именно он воевал, как попал в плен, как бежал из него, как попал в лагерь.

Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в России и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал «В круге первом», после которого Солженицын хотел доверить «Ивана Денисовича» только Панфилову.

съемки фильма "Один день Ивана Денисовича"

«Эта картина - о русском характере, - говорит Глеб Панфилов. - О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях, он остается живым и несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твердый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства». 

«Эта история  о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, - говорит  исполнитель главной роли Филипп Янковский, - и мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера».

Съемки фильма длились две зимы - с декабря 2017 года по февраль 2018 и с января по май 2019 года. 

съемки фильма "Один день Ивана Денисовича"

«Один день Ивана Денисовича» - самая сложная и трудоемкая картина в фильмографии Глеба Панфилова. На съемочной площадке он проводил по 12 часов почти без перерывов. На протяжении двух зим режиссер был полностью погружен в работу, в свой материал и в киноязык, на котором он хочет разговаривать со зрителем. Военный блок картины снимал один молодой оператор Михаил Хасая («Притяжение», «Трезвый водитель»). В лагере за камерой был классик российского кино Михаил Агранович.

«Одно из основных качеств хорошего режиссера — это умение замотивировать команду, - говорит Михаил Хасая. - Глеб Анатольевич Панфилов замотивировал меня на 100 процентов с первой встречи - своим подходом, материалом и своим взглядом на него. Я пришел в этот проект в первую очередь ради опыта работы с режиссером-классиком, мощнейшей личностью.  Конечно, я задавался вопросом - зачем ему понадобился я, и старался внести в процесс какую-то энергию, которой от меня ждали. Но на протяжении всей работы я знал, что снимаю фильм Панфилова и был скорее слушателем, а не человеком, который пришел тут все изменить. Мне интересно и важно было слушать его, опираться на его опыт.  Ведь половина людей из моего поколения вообще ничего не знает про Гулаг, про войну и про то время.  Это очень сложный материал, мы снимали его в сложнейших условиях - в лютые морозы, в лесу, по пояс в снегу, но Глеб Анатольевич всегда был «на передовой». Мы построили на месте съемок режиссерскую палатку с множеством мониторов - думали, что Панфилов сядет в нее и будет командовать оттуда. Но он всегда был на площадке, смотрел в видоискатель, был рядом с актерами. Для меня это был колоссальный интереснейший опыт».  

съемки фильма "Один день Ивана Денисовича"

«Впервые мы работали с Глебом Анатольевичем в 1992 году, - рассказывает Михаил Агранович, снявший с Глебом   Панфиловым 4 картины. - Тогда он пригласил меня стать оператором фильма «Мать».  Я, конечно, согласился, но для меня это был очень странный выбор материала - казалось бы, на дворе начало 90-х, перестройка: открылась запрещенная литература, стало можно снимать все, что угодно, а Панфилов выбрал главное произведение соцреализма. Я не мог понять - почему? А он не говорил об этом.  В результате «Мать» оказалась намного актуальнее громких перестроечных фильмов, попала в основной конкурс Каннского фестиваля, а Панфилов получил в Каннах приз За художественный вклад. Уверен, что и сейчас, когда тема ГУЛАГа многим кажется закрытой, режиссер хочет сказать что-то, о чем пока знает он один».  

Фильм должен выйти в прокат весной 2020 года - к дню Победы.

съемки фильма "Один день Ивана Денисовича"

Глеб Анатольевич Панфилов родился 21 Мая 1934 года в Магнитогорске. В 1957 окончил химический факультет Уральского политехнического института. Работал мастером Свердловского завода медаппаратов, научным сотрудником НИИ, заведующим отделом пропаганды Свердловского горкома ВЛКСМ. В конце 50-х организовал в Свердловске студию кинолюбителей, где вместе с друзьями снял несколько фильмов – «Нейлоновая Курточка», «Народная Милиция» (1958). Вскоре его пригласили на местное телевидение, где Глеб Анатольевич снял следующие картины: «Вставай в наш строй» (1959, документальный), «Убит не на войне», «Нина Меловизинова» (оба короткометражные, 1962) и «Дело Курта Клаузевица» (1963, художественный телефильм).

В 1960 году поступил на заочное отделение операторского факультета ВГИКа. Закончив его в 1963, поступил на режиссерский факультет. В 1966 получил диплом режиссёра и был зачислен в штат киностудии Ленфильм, где начал подготовку к съемкам своего первого игрового фильма «В огне брода нет» (1967). Фильм открыл для Советского кинематографа сразу два ярких имени – режиссера Глеба Панфилова и актрису Инну Чурикову. В 1969 году «В огне брода нет» получает приз Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария).

В 1970 Панфилов снял второй игровой фильм «Начало», где главную роль опять исполнила Инна Чурикова. Трогательная история вызвала восторг критиков и зрителей, и в 1971 году фильм получил Серебряного льва на Венецианским кинофестивале.

В 1977 Панфилов перешел в штат киностудии Мосфильм, а также стал руководителем мастерской на Высших режиссерских курсах.

«Тема» — первая работа Панфилова снятая на Мосфильме в 1979, лежала на полке до 1987 года. Тогда фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля.

В 1986 Панфилов дебютировал как театральный режиссёр. Его постановка «Гамлета» представила новую трактовку шекспировской трагедии. В спектакле были задействованы ведущие актеры театра Ленком — Олег Янковский (Гамлет), Инна Чурикова (Гертруда), Александра Захарова (Офелия).

съемки фильма "Один день Ивана Денисовича"

После семилетнего перерыва Панфилов вернулся в кино с очередной экранизацией. Фильм «Мать» снятый по мотивам произведений М. Горького в 1990, стал одним из самых масштабных фильмов не только в кинематографе тех времен, но и в карьере самого режиссера. 

В 2000 году вышел фильм о последних месяцах жизни последней русской императорской семьи. В мае 2001 на фестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге фильм «Романовы. Венценосная Семья» получил главный приз.

В октябре 2008 на канале «Россия» состоялась премьера новй картины Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по мотивам пьесы Островского. В фильме задействованы Инна ЧуриковаОлег Янковский, Виктор Сухоруков, Альберт Филозов, а так же сын Чуриковой и Панфилова, Иван.

Глеб Панфилов – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, премии Президента РФ, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Юбилеи, дни рождения

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама