Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2021 10:00

Заседание Совета по развитию отечественной кинематографии: главное

Заседание Совета по развитию отечественной кинематографии: главное

В середине декабря прошла встреча председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с членами Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, участники которой обсуждали увеличение финансирования российского кино, объемы национального рынка, а также концепцию развития отрасли до 2030 года.

«У российского кино сегодня достаточно сильные позиции, в том числе благодаря постоянной поддержке государства, о необходимости которой недавно говорил Президент России. Доля отечественных картин в прокате выросла с 14 до 30% в текущем году. И сделано это за десять лет», – сказал в начале мероприятия Михаил Мишустин.

Главной новостью встречи стало заявление премьер-министра о дополнительном финансировании отечественного кино. В 2022 году российская киноотрасль получит дополнительную поддержку от государства в размере 5,5 млрд рублей. Из них 4 млрд рублей направят в Фонд кино и 1,5 млрд рублей в Минкульт.

Восстановление кинопроката и возможность вернуть зрителей в кинозалы – еще одна важная тема собрания, так как сейчас в ряде регионов из-за распространения коронавируса ситуация до сих пор остается непростой, посещаемость все еще падает. Поэтому без поддержки государства отрасль не выстоит. Мишустин напомнил, что в прошлом году, в первый пандемийный год, государство поддержало производство фильмов и кинопоказ, этой возможностью воспользовались «почти 700 организаций, работающих в индустрии».

Исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Федор Соснов в своем выступлении говорил в том числе и про будущее зрительского кино: «Зрительское кино не свободно от угроз. Тяжелейший пандемический удар снизил объемы национального рынка, который обеспечивает 80% доходных поступлений для отечественного зрительского кино, до небывалых значений: на 60% в пандемийном 2020 году. Но даже сейчас, в 2021 году, объем рынка пока на 40% ниже аналогичных показателей допандемийного периода. Другими словами, объем доходных поступлений отрасли снижен».

Одной из причин, ставящих будущее зрительского кино под угрозу, Соснов назвал «экспоненциальный рост количества подписчиков онлайн-видеосервисов» и, соответственно, повышение объема производственного заказа со стороны «малого экрана»: «Отрасль к такому объему заказа оказалась не готова – ни кадрово, ни инфраструктурно. Это вызвало безумный рост цен и рост стоимости кинопроизводства. Только в 2021 году по отношению к 2020-му рост стоимости производства, по оптимистичным прогнозам, составит 35%, и такой рост сохранится».

Продолжил тему роста влияния онлайн-платформ и «что с этим делать» генеральный директор Первого канала Константин Эрнст: «Сегодня заказчиками контента становятся онлайн-платформы. Объем этого заказа превышает то, что было до этого в индустрии, на порядок. Только в этом году суммарные вложения площадок превысили 50 млрд рублей, а в следующем году будут еще больше. При этом в зрительском кино, от которого непосредственно зависит уровень национального кинематографа, мы запустили в 2021 году в производство, смешно сказать, только 7 фильмов, распределив 1,6 млрд рублей. Этот дисбаланс кладет отрасль на лопатки».

Он также добавил, что все, кто может создавать конкурентоспособный контент – уже на эксклюзивных контрактах онлайн-платформ. По мнению Эрнста, происходит «деформация кадровой базы». Режиссеры и сценаристы полностью переходят на создание сериалов, актеры, в свою очередь, изменяют подход к актерской игре. «Они скоро уже не смогут играть не так, как нужно для платформенной продукции – лицом и крупным планом, а так, как нужно для большого экрана – всей душой», – добавил продюсер.

Важным пунктом встречи стало обсуждение программы развития государственных киностудий, преимущественно в центрах кинопроизводства (Москве и Санкт-Петербурге), – Мосфильма, киностудии имени Горького, Союзмультфильма, Ленфильма и Лендока. В связи с увеличением объема кинопроизводства на Урале и в смежных регионах предлагается сохранить и развивать Свердловскую киностудию в Екатеринбурге. Но есть и «проблемные активы»: на Северо-Кавказской студии с 2014 года отсутствует профильная деятельность, поэтому ее акции передадут в собственность республики, а Далькиностудия в Хабаровском крае, скорее всего, будет ликвидирована.

Что касается развития и поддержки кино, то здесь Михаил Мишустин высказался однозначно: чтобы претендовать на государственную поддержку, кино должно соответствовать определенным критериям. Более того, премьер-министр предложил установить единый KPI по тому, что такое хорошее российское кино. Тогда, по его словам, можно будет «распределить господдержку и частные инвестиции более справедливо».

«Кино, которое создается на государственные средства, на мой взгляд, должно абсолютно точно быть ответственным. И нам очень важно, чтобы в эти непростые времена российское кино объединяло общество на основе в том числе традиционных для нас ценностей. И делать это надо мастерски. Эта история, которая связана с любовью к Родине, к семье, справедливостью, сохранением исторической правды, или, как выразился Президент, «на основе здорового консерватизма», должна присутствовать в тех самых ориентирах, которые мы будем ожидать от государственных вложений», – подчеркнул Михаил Мишустин. 

Министр культуры Ольга Любимова в своей речи привела несколько количественных показателей. Например, число зрителей, посмотревших в этом году в кинотеатрах российские фильмы – почти 40 млн человек.

Любимова напомнила, что в этом месяце в первом чтении Государственной Думой был принят законопроект о возможности полного государственного финансирования производства и проката дебютных фильмов выпускников кинематографических вузов, а также авторских, анимационных, документальных и научно-популярных фильмов. «Такое кино, мы понимаем, окупается не сразу, и найти средства на него без поддержки государства непросто», – пояснила министр культуры.

Что касается Концепции развития кинематографии до 2030 года, то проект документа должен быть доработан и передан на рассмотрение в Правительство в начале 2022 года. В планах – расширять подготовку специалистов отрасли не только за счет высшего профессионального образования, но и за счет киношкол, кинолабораторий, образовательных проектов, обратить особое внимание на реставрацию и восстановление фильмов «золотой коллекции», разработку региональных программ развития кинематографа, создание кинокомиссий в регионах и т.д.

Заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова рассказала о новой форме поддержки отечественной кинематографии в рамках программы «Пушкинская карта», по которой молодежь сейчас может за счет бюджетных средств (на карте 3 тыс. рублей) посещать музеи, театры, киноконцертные залы, библиотеки. Это позволило, по словам Голиковой, «увидеть, какие учреждения культуры по-настоящему востребованы среди молодых посетителей, а также создало здоровую атмосферу конкуренции и борьбы за каждого зрителя». В новом году действие «Пушкинской карты» должно быть распространено и на кинотеатры и ее бюджет вырастет: с 1 января 2022 года гражданам России в возрасте от 14 до 22 лет на карту будет зачислено 5 тыс. рублей в год.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Другие статьи по теме Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии

Другие статьи по теме Пушкинская карта

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама