Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 марта 2022 11:24

Исполнилось сто лет Пьеру Паоло Пазолини

Исполнилось сто лет Пьеру Паоло Пазолини

Сегодня, 5 марта 2022 года, исполняется сто лет со дня рождения итальянского режиссера, поэта и прозаика Пьера Паоло Пазолини. Увлеченный марксизмом и фрейдизмом, он поднимал в своих работал политические, философские и религиозные проблемы, критиковал нарождающееся в послевоенной Европе общество консумизма и осмыслял феномен фашизма, сохранившегося, по его мнению, в западном обществе. Фильмы Пазолини эпатировали публику и нередко вызывали яростную критику — особенно со стороны тех, кого задевали взгляды режиссера.

Будущий режиссер родился в Болонье в семье военного и учительницы. В 18 лет опубликовал первый сборник стихотворений. Первым крупным прозаическим произведением Пазолини стал роман «Шпана» 1956 года — в нем впервые в итальянском искусстве раскрывается мир люмпенов с окраин большого города. Автор хорошо изучил мир своих героев — и даже снабдил книгу словарем уличного сленга.

Тогда же, в 1950-е годы, Пазолини начинает писать сценарии. В том числе, участвует в создании диалогов для «Ночей Кабирии» и «Сладкой жизни» Феллини — его опыт оказался кстати в сценах с проститутками и представителями социальных низов. Режиссерский дебют Пьера Паоло — драма «Аккатоне» — также посвящен люмпенам. Время от времени этот фильм считают неореалистическим, что не совсем соответствует действительности: формально лента следует канонам неореализма, однако содержательно она отступает от этого направления, поскольку ее героями становится не угнетенный рабочий класс, а маргинализированные жители трущоб.

кадр из фильма Аккатоне

На съемках новеллы «Овечий сыр» для сборника «РоГоПаГ» Пазолини был арестован и приговорен к условному сроку за неуважение к религии: в своей короткометражной ленте режиссер критиковал лицемерное общество, набожное внешне, но эгоистичное и жестокое на самом деле.

С 1964 года Пазолини снимает исторические фильмы, не скрывая при этом, что образы минувших эпох используются им для критики и осмысления современных порядков.
В «Евангелии от Матфея» автор проводит параллель между Христом и революцией — спаситель в его интерпретации проповедует под коммунистические марши и музыку из эйзенштейновского Александра Невского. «Царь Эдип» завершается сценой, где ослепший властитель в своих странствиях оказывается на современных итальянских улицах. А в фарсе «Птицы большие и малые» два главных героя представляются то как современные проходимцы, то как два средневековых путника.

кадр из фильма Царь Эдип

Последней работой Пазолини стала жестокая притча «Сало, или 120 дней Содома» о последних днях фашистской элиты, услаждающей себя издевательствами над группой взятых в плен девушек и юнош. Ужасы нацизма становятся аллюзией на интенции современного общества, дремлющие, по мнению режиссера, под хрупкой личиной буржуазного благополучия. Вскоре после завершения работы над картиной Пьер Паоло Пазолини был с особой жестокостью убит. Личности преступников, предположительно неофашистов, до сих пор окончательно не установлены.

Пазолини стал одним из главных интеллектуалов Италии и Европы XX столетия. Его точка зрения и форма ее выражения всегда шли вразрез с представлениями благополучного буржуазного общества. Однако, история показывает правоту режиссера — в последние десятилетия темная сторона человеческой натуры все чаще и чаще пробивается сквозь показную личину благополучия, демократии и миролюбия, превращая глобализированный мир в подобие преисподни.

Реклама