Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
29 июня 2012 00:00

Рецензия на фильм "Все ушли": «Все ушли» Георгия Параджанова: быт и безумие незабытых предков

Рецензия на фильм "Все ушли": «Все ушли» Георгия Параджанова: быт и безумие незабытых предков

Предлагаем для публикации материалы, которые Вы можете использовать, как полностью, так и частично.

Новую картину Георгия Параджанова «Все ушли», участвующую в конкурсе «Перспективы» 34-го Московского международного кинофестиваля, уже сейчас многие называют одним из ярких событий ММКФ. Режиссер, снявший ее как личный «Амаркорд», судя по происходящему в фильме, высказался максимально. Кстати говоря, он не просто однофамилец, а родной племянник культовой фигуры армянского и мирового кинематографа Сергея Параджанова. Последний факт Георгий не без гордости подтверждает и в какой-то степени считает себя продолжателем традиции великого мастера. О последнем пусть судят другие поколения, а мы более подробно рассмотрим сложившийся фильм.

«Все ушли» снята в жанре магического реализма и речь в ней идет о детских воспоминаниях режиссера, связанных с Тбилиси, родным городом главного героя – «альтер-эго» Георгия Параджанова, времен его детства, воплощенных в образе маленького мальчика (Арам Магакян). Режиссер удивительно точно проецирует собственные наблюдения атмосферы грузинской столицы на зрителей, невольно оказывающихся на улицах и в домах этого с одной стороны реального, а с другой – абсолютно мистического города. «В детстве у меня не было друзей, я не ходил в школу. Я был влюблен в свой город, и в свой дом, людей вокруг. Когда ты впитываешь всю культуру от талантливейших людей – это огромный груз, и у меня сильнейшая ностальгия. Фильм – это своего рода мой личный «Амаркорд», хорошо, что я не снял его 30 лет назад, надо прожить большую часть жизни, чтобы прийти к этому», – признался автор картины.

Режиссер проводит нас по Тбилиси, заглядывает в разные дома, где каждая семья оказывается счастлива или несчастна по-своему. Не упуская ни одной бытовой мелочи ушедшей для него эпохи детства. Видим ли мы предметы на столике цирюльника, или интерьер комнат, обувь, или одежду жителей, столовую посуду, или предметы антиквариата в лавке одного из героев – все кажется реальным, а не воссозданным по образцам или представлениям тех лет. При этом сам город – главный герой фильма – своего рода стеклянный шар, в который каждому будет позволено взглянуть.

Второй важный и один из интереснейших объектов наблюдения в фильме – это люди. Нам показана хроника жизни разных людей, живущих в одном городе: свадьбы и похороны, любовные и мистические связи. При всей сосредоточенности авторов на деталях, нельзя отнести происходящее в фильме к определенному времени. Те сцены, где происходят похороны местного Генсека или когда один из героев приносит своей любовнице дефицитные продукты – носят скорее ироничный характер, а не подчеркивают календарные даты происходящего.

Все персонажи в этом невымышленном городе – безумцы…. Люди, окружающие взрослеющего мальчика Гари – простые и в основном счастливые. Интересно, что самые обыденные мероприятия превращаются здесь в абсурд, что означает отчуждение героев от физической среды. Однако полного перехода из реальности в экзистенциальность ни одно событие здесь не несет – все ограничено сюжетом и территорией города. Авторы фильма не преподнесли зрителям абсурд в концентрированном виде, который можно было бы назвать «абсурд частной жизни». В этом смысле финальный эпизод, когда повзрослевший герой смотрит на город с высокой площадки читается как надреальный, изобразительно сцена решена соответствующим образом: в определенный момент камера акцентирует изображение на панораме города, смене времени суток и продолжает движение вверх по лицу героя, заливаемого дождем… А дождь, как известно, всегда символ перехода из одного состояния в другое.

Если попытаться точно сформулировать точно эмоциональное состояние, которое внушает эта картина – это будет слово «наблюдение», «путешествие». Длинные планы, некоторая медитативность…

Но главным в этой картине, все же, является атмосфера, а не событийный ряд. Главным соратником в этом деле стал для Георгия Параджанова оператор Сергей Мачильский, глазами которого мы видим все то, что не просто хотел рассказать нам режиссер, а попытался передать свои ощущения. Камера становится здесь отдельным героем – наблюдающим не за людьми и событиями, а фиксирующая запахи, звуки, цвета, движения ветра.

Концепция времени обязательно связана с концепцией монтажа. В данном случае перед нами форма невидимого монтажа, с ее логичностью, незаинтересованностью и физической достоверностью. А автор утверждает, что его личное отношение к своему прошлому и видение его – крайне обыкновенное, «как у всех», но воздействовать оно будет на каждого по-разному, как-будто человек смотрит фильм про себя.

Образ-воспоминание становится ключевым для героя этой картины, открывая пространство для кинематографического образа-времени. Образ-воспоминание проявляет себя обычно в фантазиях, грезах, снах, deja-vu, встречах с другими персонажами, только внешне кажущимися бытовыми, но в фильме «Все ушли» они существуют и проявляются по другим правилам. Образ-воспоминание имеет непосредственную связь с прошлым в любой момент восприятия (т.е. этот образ обладает чистой виртуальностью), а кино позволяет его кристаллизовать, добившись неразличимости реального и воображаемого, настоящего и прошлого, актуального и виртуального. В фильме Параджанова происходит интересная игра этих понятий: зрители изначально погружены в систему образа-воспоминания, а герой планомерно приближается к его конечной точке по мере движения.

Выбор актера на роль маленького мальчика режиссер назвал самым сложным, ведь он искал «себя в детстве», который сможет сыграть то, что режиссер делал в детстве: совращал сумасшедшую, влюблялся в воспитательницу детского санатория, подслушивал, как скрипят пружины на кровати бабушки и дедушки и делал всякие пакости. С этой ролью прекрасно справился юный актер Арам Магакян.

Таким образом, перед нами совершенно обыкновенная история жизни одного человека, компоненты художественной выразительности которой позволяют увидеть и осмыслить ее гораздо острее, зафиксировать окружающую действительность в категориях авторской концепции времени – через импрессионистичные мгновения, мимику героя. Словом, более полно ощутить драму, происходящую не только на экране, но и внутри героя. Но средствами доступными любому зрителю.

Представляем Вашему вниманию следующие материалы, которые Вы можете скачать по ссылкам:

1) пресс-релиз

2) пресс-релиз участия фильма  кинофестивале "Окно в Европу"

3) пресс-релиз "Все ушли" - победитель фестиваля "Окно в Европу"

4)  пресс-релиз Наталья Коляканова и Лали Бадурашвили получили дипломы за лучшую женскую роль Севастопольского международного кинофестиваля

5) пресс-релиз "Все ушли" - лауреат фестиваля "Амурская осень"

6) пресс-релиз "Все ушли" получил призы кинофестивалей в Онфлере и Таллине

7) пресс-релиз "Все ушли" получил "Белого слона"

8) кадры из фильма

9) кадры из фильма в высоком качестве

10) трейлер

11) интервью с режиссером

12) интервью с продюсером

13) фотографии Автандила Махарадзе

14) пост-релиз по пресс-конфренции

15) фотографии с пресс-конференции

16) интервью с Автандилом Махарадзе

17) рецензия на фильм "Все ушли"

Год: 2012

Жанр: драма

Производство: Кинокомпания «Атлантик» при поддержке Министерства культуры РФ

Продюсер – Екатерина Филиппова

РежиссерГеоргий Параджанов

В ролях - Автандил Махарадзе, Зураб Кипшидзе, Наталья Коляканова

Призы: Сценарий «ВСЕ УШЛИ» получил главный приз конкурса «Зеркало» им. А. Тарковского.

Страница в интернете: http://www.proficinema.ru/picture-making/russian/detail.php?PAGEN_1=2&ID=107350

Синопсис:

Мы все родом из детства. В центре сюжета детские воспоминания главного героя фильма, который, спустя многие годы, возвращается в свой родной город. Все кажется чужим и незнакомым. Наш герой вернулся за своими воспоминаниями, хорошими и плохими, приятными и болезненными. Сможет ли старая гадалка Нина, известная всему городу собирательница снов, освободить уже взрослого человека от, ставших невыносимо тяжелыми, оков прошлого? Или герой по имени Гарри облегчит ее жизнь, обретая свободу.

Официальный пресс-агент – ПрофиСинема.

Запись на интервью, а также дополнительная информация и материалы для прессы:
Юлия Бржезянская
+7 495 728 67 97 
01