Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
29 октября 2013 00:00

33 Международный фестиваль ВГИК. 33 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с ректором ВГИК Владимиром Малышевым.

33 Международный фестиваль ВГИК. 33 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с ректором ВГИК Владимиром Малышевым.

С 18 по 23 ноября 2013 года пройдут конкурсные и внеконкурсные мероприятия XXXIII Международного фестиваля ВГИК. Старейшая киношкола мира в последние годы окончательно утвердилась в качестве одной из самых ярких и авторитетных фестивальных площадок для демонстрации и обсуждения студенческих работ и спектаклей со всего света, налаживания профессиональных контактов, укрепления международных связей и творческого обмена опытом и идеями между студентами кинематографических школ мира. О подготовке к фестивалю, особенностях смотра и жизни современного ВГИКа рассказал Председатель организационного комитета 33 Международного фестиваля, ректор ВГИК Владимир Малышев.


Корреспондент:

Как Вы считаете, участие в фестивале ВГИК помогает начинающим авторам?

Владимир Малышев:

Конечно, студенческий фестиваль – это небольшая, но все-таки возможность для молодого автора, чтобы о нем узнали в большом кино.

Корреспондент:

Наибольшую известность обретают призеры смотра: не считаете ли Вы, что на фестивале ВГИК слишком много наград?

Владимир Малышев:

У нас, действительно, много призов, но они вручаются представителям разных специальностей, и каждый год в оргкомитет обращаются с факультетов с просьбой учредить новые призы. Это стимул для студентов: они придают большое значение призам, очень радуются, если получают награду. Конечно, нельзя поощрять всех или большинство: за приз всегда надо бороться. Награду должен получить достойный. На студенческом смотре призы воспринимаются конкурсантами острее, чем на больших фестивалях, на которых иногда плетутся интриги и, бывает, мнение жюри сильно не совпадает с общим суждением, а призы порой вручаются по личным мотивам.

На нашем фестивале ничего подобного нет: абсолютно неважно, какая студенческая фамилия появится в списке призеров. Важно, чтобы жюри было доброжелательно и внимательно, что, как правило, и происходит. Например, пять лет назад мы уговорили Владимира Меньшова стать председателем жюри конкурса ВГИК. Он человек резких суждений, всегда со своим мнением: имеет право – большой мастер. Я был приятно удивлен его серьезным и добросовестным отношением. Потом он признался, что работы показались ему очень интересными, и я пригласил лауреата «Оскара» набрать свою мастерскую во ВГИКе. Так, благодаря фестивалю у нас появилась мастерская В.Меньшова, студенты которой в следующем году заканчивают обучение.

Корреспондент:

Для чего был введен отдельный смотр работ мастерских ВГИК?

Владимир Малышев:

Хронометраж конкурсной программы ВГИК строго ограничен, поэтому необходимо выбрать из всех картин, созданных за прошедший год, наиболее достойные. Раньше мы формировали отборочную комиссию или просили мастеров и деканов дать свои рекомендации, и при этом постоянно думали: как же поступить по справедливости? Решили принимать по три фильма от мастерской, но и это оказалось несправедливо: в этом году у одной мастерской – много хороших работ, а у другой – одна. В итоге, думаю, мы ввели более справедливую систему отбора, разбив фестиваль на два этапа. На первом этапе показываются все картины, созданные студентами за год, проходит обсуждение, в результате которого отбираются фильмы-участники фестиваля ВГИК.

Первый этап полезен не только в качестве отбора, но и как откровенное общественное обсуждение студентами, педагогами и зрителями фильмов.

Корреспондент:

Для начинающих авторов это, вероятно, болезненный процесс?

Владимир Малышев:

По-разному, бывают и резкие суждения, но такие просмотры и обсуждения – в традиции ВГИК. Когда я учился, в начале 70-х, не только студенты, но и мастера показывали во ВГИКе свои новые фильмы, и студенты с педагогами обсуждали увиденное. Помню, новый фильм Сергея Герасимова вызвал бурную критику, многие просто ушли с показа. На обсуждении студенты разбушевались, Герасимов разозлился и потом полгода не появлялся во ВГИКе. Закончилась эта история полным примирением: в стареньком общежитии, в красном уголке состоялась очень душевная и искренняя беседа Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой со студентами разных факультетов. Эту атмосферу ВГИКа хочется сохранять: великий мастер, когда понял, что перегнул палку, не счел зазорным прийти в общежитие и поговорить со студентами по душам. Наши мастера – не только наставники, но и старшие товарищи студентов. Для поддержания атмосферы ВГИКа, в том числе, и введены публичные показы и обсуждения.

Корреспондент:

Чем фестиваль интересен и полезен участникам?

Владимир Малышев:

На фестиваль приезжают не только студенты, но и педагоги разных киношкол. Нам интересно посмотреть уровень обучения творчеству наших коллег, обменяться опытом. Иногда мы устраиваем специальные конференции.

Я как ректор не считаю возможным вмешиваться внутрь процесса обучения в мастерских: каждый мастер набирает и учит абсолютно по-разному. Важно, что получается на выходе. Поэтому когда мы видим интересную программу киношколы, то обращаем на нее особое внимание, интересуемся процессом обучения в этой школе.

Корреспондент:

Фестиваль становится поводом для налаживания контактов, обменов?

Владимир Малышев:

Фестиваль – только один из элементов нашего общения. Мы на протяжении многих лет контактируем с киношколами со всего мира, участвуем в конференциях, осуществляем программы по обмену, принимаем студентов из других школ, своих отправляем поучиться у них…

На фестиваль мы можем себе позволить пригласить больше педагогов из разных школ и пообщаться с ними одновременно. Причем, важны не какие-то официальные встречи, а общение мастеров напрямую друг с другом: они же все говорят на одном «киношном» языке.

К нам в течение всего учебного года приезжают на мастер-классы выдающиеся кинематографисты, которые готовы поделиться своим опытом. Дэвид Линч даже ужаснулся, когда увидел переполненный зал: ребята сидели и на сцене, за его спиной. Такеши Китано после своего мастер-класса во ВГИКе признался, что с удовольствием преподавал бы у нас, так ему понравились наши студенты.

Корреспондент:

В чем уникальность фестиваля ВГИК?

Владимир Малышев:

Тут, собственно, важное отличие одно: пока, на мой взгляд, в России нет более мощной киношколы, чем ВГИК. У нас поддерживается традиция классического, академического образования.

Фундаментальное образование и воспитание творческой личности – для нас это не штампы. Нет универсальных учебников «Как воспитать творческую личность», но есть подход, заложенный Эйзенштейном и Кулешовым с первых лет существования ВГИКа. Человек, который собирается снимать кино, должен быть всесторонне развитой и образованной личностью.

Корреспондент:

Считаете ли Вы фестиваль неотъемлемой частью учебного процесса?

Владимир Малышев:

Самое интересное, что мне даже считать не надо: до моего прихода во ВГИК ученый совет постановил, что фестиваль входит в план учебного процесса. Это не значит, что всех отпускают на каникулы, а кое-кто участвует в фестивале. Не секрет, что некоторые все равно на время фестиваля уезжают отдыхать, но основная часть студентов ходит, смотрит, участвует в мастер-классах, обсуждениях, встречах. Конечно, мы ограничены возможностями зала: что нам зал на 250 мест, когда только студентов – 1300 человек? Плюс на второй, международный этап приезжает много гостей.

Корреспондент:

Зато теперь фестивальные показы проходят на разных московских площадках: кинотеатрах сети «Московское кино», «5 звезд»…

Владимир Малышев:

Я считаю, это здорово. Фестиваль стартовал с пяти кинотеатров в Москве, потом подключились регионы и начались показы в разных городах России. Мы придаем этим мероприятиям большее значение. В этом году решили попробовать провести фестиваль в Интернете – освоить и эту площадку: выкладывать в сети дневники фестиваля, фрагменты церемоний, и главное – фильмы студентов ВГИК.

Корреспондент:

Насколько историческое здание ВГИКа в настоящий момент пригодно для проведения столь масштабного и насыщенного мероприятия как международный фестиваль?

Владимир Малышев:

Шикарные помещения и залы – не самое главное, тем более, для студенческого фестиваля, который остается немножко кулуарным, но наши возможности для вмещения многочисленной публики сейчас ограничены. Мы могли бы, наверняка, пригласить во ВГИК студентов других ВУЗов, кинематографистов, просто интересующихся зрителей…

Корреспондент:

Следующий фестиваль ВГИК пройдет уже в новом здании?

Владимир Малышев:

Я очень на это надеюсь. Нам осталось немного: под крышей 11 этажей, через месяц будет готов больший киноконцертный зал почти на 700 мест, который, конечно, расширит наши возможности. Будет учебный театр на 200 мест, мастерские в три раза больше нынешних, аудитории на 150 человек…

Корреспондент:

Это будет не только учебный корпус, но и фестивальный центр с учебным театром, киноконцертным залом?..

Владимир Малышев:

По сути это будет культурный центр, в котором, полагаю, закипит интересная творческая жизнь. Я очень надеюсь, что 1 сентября 2014 года, к 95-летию ВГИКа, мы разрежем ленточку. Во всяком случае, открытие следующего, 34 международного фестиваля ВГИК должно пройти у нас.

01