Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
1 ноября 2013 00:00

33 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с режиссером Джаником Файзиевым.

33 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с режиссером Джаником Файзиевым.

18 ноября начнет свою работу 33 международный кинофестиваль ВГИК. В конкурс фильмов ВГИК были отобраны лучшие студенческие работы разных мастерских. Студенты второго курса мастерской Джаника Файзиева представили оборочной комиссии свои первые работы. Эти фильмы были очень высоко оценены: почти все они вошли в конкурс. Режиссер Джаник Файзиев рассказал о причинах, побудивших его два года назад вернуться во ВГИК в качестве преподавателя, о принципах обучения в мастерской режиссуры кино и телевидения, о своем отношении к фестивалю ВГИК.

Корреспондент:

Чем Вас привлекла возможность преподавать во ВГИКе?

Джаник Файзиев:

Мы много говорим о том, что у нас мало квалифицированных молодых специалистов, но никто ничего не делает. Когда ВГИК ко мне обратился с таким предложением, я подумал, что, наверное, надо попробовать, чтобы понять, почему у нас их, действительно, мало. Знаете, у всех, кто учился во ВГИКе, есть комплекс, что мастерами становятся люди с большими заслугами. Поэтому я пока себя не чувствую настоящим преподавателем: я еще не набрал массы, как мне кажется.

Корреспондент:

Насколько изменилась атмосфера ВГИКа по сравнению со временами, когда Вы тут учились?

Джаник Файзиев:

По моему ощущению, пока совсем не изменилась. Все так же: бегают студенты, у всех горят глаза…

Корреспондент:

С какими неожиданностями Вы столкнулись в течение первого года преподавания во ВГИКе?

Джаник Файзиев:

Приятность и удивление было в том, что институт живет и работает: функционируют цеха, можно что-то заказать, попросить покрасить – и тебе сделают. Можно пойти получить какую-то технику. Я как-то попросил, чтобы нам дали видеокамеру и монитор, и это вдруг встало на место. Я был готов к тому, что мы будем сидеть на голом бетонном полу, сами себе что-то рассказывать и делать что-то на коленке. Я прекрасно помню перестройку, когда ничего не было; понимаю, как учить студентов монтировать на бумаге и был к этому готов. Представить себе, что они могут быть легко экипированы как вполне приличная партизанская съемочная группа, я, конечно, не мог. И это очень приятно порадовало. Понятно, что пределу совершенства нет, но возможности, которые сейчас есть – это радость и большой плюс для студентов.

Корреспондент:

Не жалеете ли о том, что ввязались в это продолжительное, непростое и зачастую неблагодарное дело – ведение собственной мастерской?

Джаник Файзиев:

Я к своему преподаванию отношусь как многие мои коллеги: наша профессия живет энтузиастами. Пока государство не может полноценно оплачивать этот труд так, чтобы можно было пять лет своей жизни посвятить только ему, чтобы можно было спокойно работать и обеспечивать этим семью. Поэтому я отношусь к этому как к своему вкладу в дело развития киноиндустрии в стране, и, в общем, стараюсь работу эту делать честно и искренне. И, конечно, приятно смотреть за тем, как дети постепенно осваивают профессию, как они начинают в ней разбираться. Если Вы учили кого-то ездить на велосипеде, то понимаете: сначала долго бежишь сзади, держишь за седло, а потом, когда чувствуешь, что человек ловит центр тяжести, тихонечко отпускаешь руку, но все еще продолжаешь бежать сзади. Вот это ощущение, когда ты вдруг понимаешь, что на секунду у человека, кажется, начало получаться – это большая радость.

Конечно, студенты разные, кто-то более талантливый, кто-то – менее, но я декларирую, что не ставлю оценку за талант, я ставлю оценку за усердие. Я уверен, что «терпение и труд все перетрут». Когда я вижу, как труд приносит свои плоды, то чувствую маленькое удовольствие от того, что я на них трачу столько времени и сил.

Корреспондент:

Почти все работы ваших студентов отобрали в конкурс: чему Вы их научили, почему их работы оказались столь удачными?

Джаник Файзиев:

Я очень старался, чтобы ребята говорили и делали только то, что их по-настоящему волнует. Для съемок первой работы я их отправил в путешествие на дно: это был скорее психотерапевтический акт, чем кинематографический. Молодые люди не только овладевают профессией, но еще и начинают понимать, как живут и думают другие люди. Отчасти я хотел, чтобы эти 18-19-летние ребята увидели, что мир сложнее и многообразнее, чем им кажется. В конечном итоге, режиссерская профессия – это, прежде всего, понимание объема точек зрения. Поэтому я их отправил туда, куда они, может быть, никогда не попадут. Я просил их писать эссе на тему «Могло ли со мной произойти такое же?» или «Чем я похож на своего героя». Мне кажется, это очень серьезный терапевтический эффект оказывает на формирующуюся личность. На пути творческого человека неудачи – более частая и системная вещь, чем удачи. Я считаю это чуть ли не самой главной наукой – уметь переживать невзгоды. Если человек ломается психически и технически, он ничего не сможет добиться.

Корреспондент:

Насколько для студентов и для Вас, как руководителя мастерской, важно участие первых фильмов учащихся в конкурсе ВГИК?

Джаник Файзиев:

Честно? Для меня – пока не знаю, а для ребят – знаю точно. Они вдруг поняли, что сделанные ими работы являются не только достоянием учебного процесса, что это еще кому-то интересно, кроме меня. Но одно дело просто показать свое кино, а другое – когда это начинают обсуждать, оценивать, как-то к этому относиться. В день, когда фильмы показывали на отборочной комиссии во ВГИКе, я был в отъезде. Все ребята написали мне смс – восторженные, удивленные, восхищенные и одновременно благодарственные. Они вдруг увидели, что после просмотра к ним стали подходить разные студенты из других мастерских и факультетов, поздравлять, жать руки. И они поняли, что первая работа, которую они сделали, вызвала реакцию, интерес.

Корреспондент:

Участие в фестивале приносит пользу начинающему режиссеру или может навредить?

Джаник Файзиев:

Фестиваль – неотъемлемая часть жизни киношника: другой формы тусовки нет. Профессия режиссера сложна именно тем, что необходимо много времени проводить наедине с собой, и студенты должны жить замкнутой жизнью людей, которые не вылезают из библиотек – я, по крайней мере, так своих детей настраиваю. А тусовка, как правило, - это праздность: красивая жизнь, пьянка на берегу моря и бесконечные разговоры про умное, которые ни к чему не приводят в работе. Надо научиться в любой тусовке вычленять главное. Это тоже часть науки, которую следует освоить. Надо уметь вовремя напиться, вовремя отказаться от застолья, и поэтому, конечно, хорошо, что проходит студенческий фестиваль. Это единственный способ увидеть, что делают другие студенты, из других стран, о чем думают, на каком кинематографическом языке говорят, как снимают кино и т.д. Это расширяет и кругозор, и объем знаний.

Студентам нужно увидеть и узнать, что это такое, когда на них реагируют однокурсники, студенты других факультетов, разные люди, взрослые киношники. Фестиваль – это еще и ярмарка. Молодые люди после института должны получить работу - в этом смысл их обучения. Фестиваль – одна из немногих возможностей быть увиденными и услышанными.

Потом, они увидят, что делают другие и смогут оценить свой статус, в соотношении со всем вокруг, с окружающим миром; подумать, правильно ли они развиваются. Я своим студентам всегда говорю: все, что вы делаете в институте, является частью вашей биографии. Вы уже сделали шаг, который является частью вашей жизни. От того, как быстро за эти пять лет обучения вы вытянетесь, правильно определите вектор своего собственного развития, зависит, как цельно и стремительно будет развиваться ваша жизнь уже в настоящем кино.

Корреспондент:

Можно ли, на Ваш взгляд, на основании самых первых работ студентов, представленных на фестивале, сделать вывод о будущем, судить об одаренности, работоспособности начинающих режиссеров?

Джаник Файзиев:

Я даже не знаю, педагогично ли будет отвечать на этот вопрос. Думаю, творческий аспект – самый загадочный институт человеческой жизни. Я знаю примеры того, как люди в институте ничего не делали, а потом вдруг, по истечении пяти лет, вдруг превращались в ярких работников. Я знаю и обратные примеры. Вариантов развития много, жизнь многообразна. Поскольку мы всего лишь учим обжигать горшки, наше дело – научить это делать качественно, а вот бросит ли в такой горшок Господь Бог искорку или не бросит – это уже Он сам решает.