Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 января 2009 17:43

Итоги кинотеатрального проката российских фильмов 2008

Итоги кинотеатрального проката российских фильмов 2008

Мы подвели итоги прошлого прокатного года для российских картин, проанализировав показатели фильмов, которые стартовали в кинотеатрах в период с 21 декабря 2007 года по 21 декабря 2008 года, и выяснили, какие картины оказались наиболее успешными и попытались ответить на вопрос, чем этот успех объясняется.

Десятка лидеров проката среди российских картин: 

Фильм

Дистрибьютор

Копии

Общий сбор в рублях млн.

Общий сбор в $

млн.

Наработка на копию в рублях

Наработка на копию

в $

Бюджет (производственный + рекламный)

$ Млн.

1

Ирония судьбы. Продолжение

FOX

914

120’36

48’88

1’338’057

54’415

5,0+4,5

2

Адмиралъ

FOX

1107

861’47

32’87

778’202

29’691

16,0+7

3

Самый лучший фильм

КАРОПРОКАТ

702

672’66

28’39

958’181

40’192

5,0+5

4

Гитлер, капут!

Наше кино

685

245’49

9’48

358’350

14’058

3,0+2

5

Илья Муромец и Соловей разбойник

Наше кино/

КАРОПРОКАТ

522

238’62

10’0

457’131

19’175

8,9+1

6

Мы из будущего

КАРОПРОКАТ

472

192’62

8’10

409’665

17’359

5,0+0,9

7

Все могут короли

ЦПШ

368

177’31

7’53

481’809

20’520

3,5+2

8

Стритрейсеры

ЦПШ

528

143’25

6’14

271’298

11’609

5+1

9

День радио

ЦПШ

407

135’26

5’70

332’326

13’969

2,0+1

10

Индиго

КАРОПРОКАТ

362

109’17

4’58

301’577

12’650

2,5+1

Первое место. Наибольшего успеха в прокате 2008 года добился фильм «Ирония судьбы. Продолжение». Это неудивительно, учитывая, что первый фильм уже долгие годы демонстрируют по телевизору под каждый Новый год. Этим поразительным коммерческим успехом фильм обязан, прежде всего, ностальгии по советскому прошлому, советскому кино. Не случайно картина имела огромный успех и на всем пространстве бывшего Советского Союза. В прибалтийских странах в новогодние праздники 2008 года картина была лидером проката. Фильм стал самым успешным неамериканским фильмом уикенда в мире. За 4-6 января 2008 года картина собрала более 9 миллионов долларов и заняла восьмое место в мировом кинопрокате. Однако нельзя сбрасывать со счетов и эффективность рекламной кампании фильма – бюджет продвижения был немногим ниже производственного бюджета, более того, рекламная компания была довольно массированной (нужно было жить в полном информационном вакууме, чтобы не знать, что на экраны выходит «Ирония судьбы. Продолжение») и апеллировала к уже упомянутой ностальгии, отсылая к настоящему кинематографическому авторитету – фильму Эльдара Рязанова. Все это, безусловно, положительно сказалось на кассовых сборах.

Второе место. Второй номер в рейтинге принадлежит картине «Адмиралъ». Успех «Адмирала» также показателен. В стране, где происходила гражданская война, где есть победители и побежденные, возможен эффект «Рождения нации». Д.У. Гриффит снял картину о гражданской войне при этом со стороны побежденных южан. Картина вызвала огромную волну критики и негодования либеральной прессы, возмущенных откровенным расизмом Гриффита, но, благодаря этому, фильм посмотрели множество зрителей. Аналогично и «Адмиралъ», стал первой положительной картиной о белом движении. Справедливости ради следует сказать, что критика фильма группировалась лишь в левых изданиях и блогах, но этого хватило, чтобы собрать при $16 млн. бюджета - $ 32.8 млн.

Третье место. Интерес к «Самому лучшему фильму» был вызван телеуспехом проекта «Комеди Клаб» и любовью зрителей к КВН, откуда и выросли творцы Комеди. Этого хватило на $ 28, 2 млн. прибыли при бюджете в $ 5,0 млн. Впрочем, стоит отметить, что сборы были феноменальными только в первую неделю проката, до тех пор, пока не сработало «сарафанное радио» - большинство зрителей увиденное разочаровало, что не помешало съемкам продолжения картины, которое выйдет на экраны 22 января нынешнего года. Будет ли продолжение кинохита иметь такой же успех, покажет время и кассовые сборы.

Четвертое место. «Гитлер, капут!» - самый большой киноскандал года. Можно ли шутить на тему второй мировой войны? Обсуждение этого вопроса шло на страницах ведущих изданий. Ряд авторов откровенно плевались. Создатели картины и актеры-исполнители публично оправдывались и защищали свою позицию, объясняя, что это стеб не над войной, а экранизация анекдотов о Штирлице. И, пока этот спор шел, картина собрала $ 9,6 млн. в прокате, что при небольшом бюджете в $ 3,0 млн. - огромный успех.

Пятое место. Анимационная лента «Илья Муромец и Соловей разбойник» собрал в долларовом эквиваленте более $ 10 млн., что даже больше, чем «Гитлер, капут!». Однако это связано с курсом доллара, который в самом начале 2008 был ниже. Кроме того, бюджет картины составил $ 8,9 млн., и при таких затратах сложно получить прибыль. За последний год было налажено производство отечественных анимационных картин, но коммерчески успешным их появление не назовешь. При изначальной большой стоимости мультфильмы в лучшем случае по прибыли лишь едва превышали производственный бюджет. В прокате нашим картинам приходилось сталкиваться с американскими аналогами и на сегодняшний день такие американские картины, как «Мадагаскар 2», выигрывают в глазах маленького российского зрителя.

То же самое можно сказать и практически обо всех остальных картинах, вошедших в десятку лидеров проката среди отечественных фильмов за 2008 год. Вряд ли можно назвать успехом те результаты, которые показали большинство картин из Топ 10. Несмотря на впечатляющие кассовые сборы, эти ленты элементарно не окупились, не говоря уже о получении прибыли. В их число вошли:

«Адмиралъ»;
«Гитлер, капут!»;
«Илья Муромец и Соловей разбойник»;
«Мы из будущего»;
«Все могут короли»;
«Стритрейсеры»;
«День радио»;
«Индиго».

Если же рассматривать рейтинг дистрибьюторов, прокатывающих российские картины на отечественном рынке, то, судя по десятке фильмов – лидеров кинопроката, можно сделать вывод, что наиболее успешны Fox, Каропрокат, Наше кино и ЦПШ.
 
ПРОВАЛЫ ГОДА

 

Название

дистрибьютор

Копии

Общий сбор в рублях млн.

Общий сбор в $

млн.

Наработка на копию в рублях

Наработка на копию

в $

Бюджет

$ Млн

1

Новая земля

Наше кино

376

54'16

2'11

144'056

5605

12,0

2

Форсаж Да Винчи

Каскад

174

19'93

0'84

114'274

4785

10,0

3

Александр. Невская битва

КАРОПРОКАТ

408

64'78

2'77

158'770

6719

7,0

4

Непобедимый

ЦПШ

501

42'42

1'52

83'167

3168

6,0

5

День Д

ЦПШ

436

26'39

0'97

60'517

2355

5,0

Первое место. Список самых крупных неудач возглавляет «Новая земля». При огромном для нашего кино бюджете в $ 12 миллионов картина собрала чуть более $ 2 миллионов. В чем причина неудачи, ведь рекламы по телевидению было много? Да и по качеству лента не уступает американским боевикам. Но зритель, услышав о каннибализме, который составляет одну из сюжетных линий фильма, не захотел это смотреть. Все же каннибализм допустим в авторских картинах Пьера Паоло Пазолини, а в коммерческом кино вы его не найдете. Видимо, для зрителя проект вызвал неприятие еще на уровне рекламы. Ну и, кроме того, для проекта такого масштаба копий было все же немного.

Второе место. «Форсаж Да Винчи» - пародийный русско-американский проект Александра Невского. В главной роли в фильме снялся сам Дэвид Кэрадайн. Однако, это не проняло отечественного зрителя и «Самый лучший фильм», картина того же жанра, одержала над ним убедительную победу.

Третье место. «Александр. Невская битва» - дорогостоящая попытка посоревноваться с Сергеем Эйзенштейном обернулась грандиозным провалом.

Четвертое и пятое места. «Непобедимый» и «День Д» - фильмы, впрямую переносящие элементы западного кино, но это не пользуется успехом у нашего зрителя. Зритель предпочитает подлинник.

В итоге:
В нашей стране фильмы дороже 5 миллионов долларов окупаются редко. Слишком мала и слаба кинотеатральная сеть. Слишком дороги билеты, и большинство зрителей это все же тяготит. При выборе «кинотеатр или пиратский DVD» зритель по-прежнему выбирает пиратский DVD.

РОССИЙСКИЕ КАРТИНЫ ЛИДЕРЫ ПРОКАТА 2004-2008 ГГ.

 

Название

Дистрибьютор

Копии

Общий сбор в рублях млн.

Общий сбор в $

млн.

Наработка на копию в рублях

Наработка на копию

в $

1

ИРОНИЯ СУДЬБЫ. Продолжение

FOX

914

120'36

48'87

1'338'057

54'415

2

Дневной дозор

FOX

520

918'99

33'19

1'767'520

67'130

3

Адмиралъ

FOX

1107

861'47

32'87

778'202

29'691

4

9 рота

FOX

361

672'72

23'78

1'890'493

66'263

5

Самый лучший фильм

КАРОПРОКАТ

702

672'66

28'39

958'181

40'192

 
Пятерка лидеров за последний год изменилась больше чем наполовину. «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова обогнал его предыдущую картину «Дневной дозор» в полтора раза. «Адмиралъ» занял третье место.
Однако, несмотря на стремительно растущую величину кассовых сборов, говорить об окупаемости картин пока еще рано.

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама