Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 января 2010 17:26

Рекорд «Титаника», унесенный ветром «Аватара»

Рекорд «Титаника», унесенный ветром «Аватара»

На протяжении 13 лет, прошедших с выхода в прокат «Титаника» Джеймса Кэмерона, его рекордные кассовые сборы ($1,843,201,268) оставались непревзойденными. Однако все изменилось 24 января 2010 года, когда эту планку преодолел «Аватар» - касса нового фильма Джеймса Кэмерона теперь составляет $1,858,562,198 (а ведь прокат еще продолжается). Так что режиссер имеет полное право именовать себя «Королем мира», причем дважды, ведь он является создателем двух самых кассовых картин в истории мирового кинематографа. Мы проанализировали кинопрокатную историю обоих лент на мировом рынке и попытались разобраться, что же изменилось за эти 13 лет на российском прокатном пространстве.

«Аватар» не сходит с первой позиции кинематографического небосклона как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Так, фильм уже шесть недель подряд лидирует за рубежом. Например, в минувший уикенд (22-24 января 2010) за пределами США и Канады (на территории 111 стран) «Аватар» собрал $108.3 млн. на 11,925 копиях. Та же ситуация наблюдается и на североамериканском континенте. Это уже шестая неделя, на протяжении которой фильм занимает первую позицию по величине кассовых сборов (для сравнения, на внутреннем рынке «Титанику» удавалось оставаться первым номером 15 недель подряд). Феноменальный успех «Аватара» связан не в последнюю очередь с новыми технологиями демонстрации ленты (по меньшей мере, 65% сборов картины за рубежом и 80% на североамериканском континенте – результат показов в формате 3D). Доходы от Imax-площадок тоже впечатляют:  $134 млн. за 38 дней мирового проката (при средней цене билета $15).

Что касается внешнего рынка, то лучше всего «Аватар» показал себя в кинотеатрах следующих стран:
1. Франция ($124,843,250),
2. Китай ($103,113,774),
3. Россия ($96,259,863),
4. Германия ($95,811,129) и
5. Великобритания ($93,186,189).

В кассу «Титаника» наибольший вклад внесли:
1.  Япония ($201,389,568),
2. Германия ($129,974,110),
3. Франция ($129,127,181),
4. Великобритания ($114,063,718) и
5. Бразилия ($70,460,123).
России, как мы видим, в этом списке нет – сборы «Титаника» в нашем прокате составили $5,084,138. «Аватара» же – на $90 млн. больше, что свидетельствует о возросшем потенциале отечественного кинопрокатного рынка.

Во-первых, это касается технической составляющей. Конечно, учесть все существовавшие в 1997 году киноустановки не представляется возможным, но количество современных кинозалов в России возросло существенно (от 10 кинотеатров и 14 залов, оснащенных системой Dolby в 1997 г. до 748 кинотеатров и 2000 залов в 2010 г.) Заметим, что данные приведены без учета 3D залов, открывшихся специально в преддверии выхода «Аватара».

Во-вторых, за минувший период подросло поколение, для которого кинотеатральный просмотр лент занимает высокое место в ранге досуговых предпочтений. Соответственно, увеличилась и посещаемость кинотеатров, а вслед за ней – кассовые сборы.

Однако, с учетом инфляции (по методу U.S. Labor Statistics), прокатные показатели «Аватара» не выглядят таким уж рекордными. Так, мировые сборы «Титаника» в пересчете на сегодняшний курс доллара составили бы $2.5 млрд. (или $805 млн. на внутреннем рынке и $1.664 млрд. на внешнем). С этой точки зрения абсолютным рекордсменом можно считать картину 1939 года «Унесенные ветром», мировые сборы которой достигли $400 млн., с учетом инфляции эта цифра равняется $6 млрд. (один доллар по курсу 1939 года эквивалентен 15.43 долларам курса нынешнего).

Тем не менее, такой взгляд на оценку величины кассовых сборов кажется однобоким, ведь учитываются исключительно сухие математические показатели. А одними ими не исчерпываются все характеристики эпохи в целом и кинопрокатной ситуации в частности. Поэтому делать такие сравнения не совсем корректно, ведь масса факторов упускается из виду. Так, многие аналитики отмечают тот факт, что сегодня конкуренция на кинопрокатном рынке гораздо серьезнее, чем она была в 1997 году: выходит большее количество новых (и что немаловажно – сильных) релизов, которые «оттягивают» часть зрителей, а доход распределяется на несколько крупных фильмов. Там, где «Титаник» плавал практически в одиночестве, теперь много других «кораблей».

И это лишь одна грань. Так что какими бы совершенными методами учета инфляции мы ни обладали, факт остается фактом: на сегодняшний день «Аватар» является единственным фильмом, сборы которого неуклонно приближаются к отметке в 2 млрд. долларов, чего ранее не удавалось сделать ни одной другой картине.


Автор:
Фаина Фардо

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Франшиза Аватар

Реклама
Тизер фильма "Выйти из группы"