Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2011 10:22

«Союзмультфильм»: история продолжается?

«Союзмультфильм»: история продолжается?

Пока в Правительстве решают судьбу самой известной в стране анимационной студии, Movie Research решила проанализировать ее обширный фильмофонд. 14 июня 2011 года на заседании Президиума Правительства РФ премьер-министр Владимир Путин заявил о намерении разобраться в проблемах российского анимационного кино и рассмотреть вопросы по поддержке отрасли.

Это заявление стало реакцией на письмо мультипликаторов крупнейшей в России студии «Союзмультфильм», на днях отметившей 75-летний юбилей. В нем Юрий Норнштейн, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров и Андрей Хржановский обращаются к президенту и премьер-министру России с призывом объявить господдержку студии нацпроектом и выделить ей невозвратное финансирование в объеме 250–300 млн. рублей в течение восьми лет.

В письме говорится, что в настоящее время студии «Союзмультфильм» «почти не существует: есть коробка с коридорами и комнатами и просмотровым залом, в студии «могильная тишина». Авторы заявляют, что «Союзмультфильм» практически потерял свою финансовую, административную и территориальную независимость.

Между тем, за столь безрадостной картиной стоят почти 70 лет производственной деятельности. Работая над исследованием «Российское анимационное кино», результаты которого были представлены в феврале 2011 года, специалисты Movie Research подсчитали объем продукции, выпущенной студией «Союзмультфильм» с момента ее основания в 1936 году. Задуманная как наш ответ «Диснею» с его потоковым принципом производства, студия по мере сил реализовывала его на практике до начала 2000-х годов, которые обернулись для нее серьезным кризисом. С 1936 по 1990 год «Союзмультфильм» выпустил более 260 часов анимационной продукции, выполненных в различных техниках и жанрах, а вот постсоветский период оказался куда менее результативным.

Согласно данным Фильмофонда киностудии «Союзмультфильм», в первую пятилетку своего существования – с 1936 по 1941 год – она выпустила 43 картины общим хронометражем 7,9 часов. Мультфильмы этого периода до сих пор знает и любит вся страна. Наиболее известными из них стали: «Дядя Степа», «Кот в сапогах», «Лимпопо», «Мойдодыр» и «Сказка о попе и о работнике его Балде».



Несмотря на то, что на следующее десятилетие пришлись тяжелые военные годы, объем выпуска мультфильмов не сократился: всего с 1941 по 1950 год студия выпустила 69 проектов общей продолжительностью 15,8 часов. Это десятилетие запомнилось «Коньком-Горбунком», «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Сказкой о царе Салтане», мультфильмами «Гуси-лебеди», «Бармалей», «Серая шейка» и «Теремок».

Но качественный скачок произошел в следующие 10 лет (с 1951 по 1960 год), по итогам которых студия показала прирост объема продукции в 189% – с 15,8 до 45,7 часов. При этом общее число выпущенных в это десятилетие фильмов составило 146 картин – на 30% больше, чем за 15 предыдущих лет. Это время ознаменовано выходом первых полнометражных фильмов студии. К самым известным картинам этого периода можно отнести мультфильмы: «Аленький цветочек», «Каштанка», «Золотая антилопа», «Царевна-лягушка», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Али-Баба и сорок разбойников», «Приключения Буратино» и «Муха-Цокотуха».

С 1961 по 1970 год студия вышла на максимальный для себя объем выпуска, который в это и два следующих десятилетия находился в пределах 240-330 фильмов или 60-70 часов. В 1961-1970 годы было выпущено 248 фильмов общим хронометражем 62,9 часа, в 1971-1980 годы – 334 фильма или 66,6 часов мультипликационной продукции, в 1981-1990 годы – 322 картины продолжительностью 64,4 часов.

Откат производственных показателей пришелся на переходные для страны 90-е и продолжился в кризисные для студии 2000-е. Согласно удостоверениям национально фильма, с 1991 по 2010 год было закончено производство всего 158 мультфильмов, то есть средняя годовая производительность студии в этот период составила 7-8 проектов. В 2010 году было выпущено лишь 6 короткометражек общей продолжительностью 65 минут. Для сравнения, современные российские анимационные студии, такие как «Мельница» и «Санкт-Петербург», способны производить 10-15 часов мультипликационной продукции в год, созданной в разных техниках и с разным уровнем исполнения. Это стало возможно благодаря новейшим компьютерным технологиям, полноценный переход на которые «Союзмультфильму» осуществить до сих пор не удалось.

Олег Иванов, генеральный директор Movie Research:
«Озвученный в прессе объем поддержки «Союзмультфильма» – 250-300 млн рублей на 8 лет – это, скорее, дань традиции и жест уважения по отношению к заслуженным художникам. Для создания индустрии анимационного кино с годовым объемом выпуска более 2000 минут необходимо ежегодно выделять господдержку в размере не менее 800 млн рублей». Оценка Movie Research уровня необходимой господдержки анимации, ее основных субъектов и направлений, представленная в исследовании «Российское анимационное кино».


Автор:
специалисты компании Movie Research
Реклама