Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 февраля 2012 22:08

Не цифровое 3D кино – это что еще за фокус!?

Не цифровое 3D кино – это что еще за фокус!?

15 марта 2012 года на экраны страны выходит анимационный фильм «Лоракс» с разговаривающим на русском языке! Дэнни Де Вито. Наряду с релизами на кинопленке 35 мм (2D), в формате DCP (2D/3D) в России он выйдет также в формате 35 мм 3D - Panavision 3D. Система Panavision 3D еще очень молода, но с каждым днем находит все больше сторонников. В 2012 г уже 25 релизов подтверждены в мире в формате Panavision 3D 35 мм. Первый релиз в России в этой технологии - анимационный фильм новогодних каникул «Иван Царевич и серый волк».

В последнее время в стране наблюдается «кризис» кинотеатрального бизнеса. Сети кинотеатров продаются и покупаются, кинотеатры закрываются и т.д. В чем же дело?

Одной из возможных причин, является неэффективность установки и эксплуатации кинотеатрами дорогостоящего цифрового оборудования. Цифровые проекторы и серверы постоянно требуют обновления программного обеспечения, замены дорогостоящих ламп, фильтров и охлаждающей жидкости, установки дополнительного оборудования для демонстраии стереофильмов. Все эти затраты связаны исключительно с поставками по импорту, в котором условия диктуют производители оборудования.

При этом «кризис» проявляется исключительно в крупных частных киносетях, общее количество залов в которых не превышает 1500-2000.

В стране до сих пор существуют и сводят «концы с концами» более 4000 муниципальных киноустановок, которые обслуживаю областные прокатные объединения. В них не то, что приобретение цифрового оборудования, а часто и приобретение машины угля для отопления залов является проблемой. Они смотрят на передел собственности в частных торговых центрах как сериал по телевидению.

И все это - на фоне полного развала отечественной кинотеатральной промышленности. В стране не существует ни одного промышленного предприятия, выпускающего кинопроекторы, оптические системы, ксеноновые лампы накаливания, катушки (и даже банки) для кинопленки. Как же выжить отрасли? Как показать миллионами детишек в тысячах городов и поселков России современное кино, мультфильмы и учебные программы?

Мы называем себя культурной страной с возрожденным отечественным кинематографом. Раньше мы называли себя «самой читающей страной в мире». Теперь представьте себе страну, в которой не печатается ни одна книга – все ввозится из-за рубежа ???! Вот такая обстановка сегодня в кинопрокате.

Система Panavision 3D – Лишь маленькая часть большой программы выживания отечественного кинопроката. Система рассчитана на установку на ЛЮБОЙ пленочный кинопроектор отечественного или зарубежного производтства. Затраты на приобретение и 1 год эксплуатации системы – В 10 РАЗ меньше, чем на закупку комплекта оборудования цифрового кинозала. Система Panavision 3D не требует дополнительных затрат при эксплуатации, абсолютна надежна. С установкой и обслуживанием справится любой киномеханик в любом отдаленном кинозале или Дворце Культуры.

Может быть внедрение такой современной технологии явится импульсом к отечественному машиностроению и возродит производство киноаппаратуры в России.

Panavision 3D в мире сегодня

Система Panavision 3D еще очень молода, но с каждым днем находит все больше сторонников. Если в 2010 было выпущено всего 12 пленочных релизов, то в 2011 – уже 24, среди которых: Кунг-Фу Панда 2, Зеленый Фонарь, Трансформеры, Гарри Поттер VII, Конан-Варвар, Дети Шпионов 4, История Дельфина, Три Мушкетера, Кот в Сапогах, Война Богов, Делай Ноги 2, Фантом, Приключения Тин-Тина, Иван Царевич и Серый Волк.

По данным компании Panavision на 1 января 2012 г установлено 349 систем, в том числе:

В Испании - 30 кинозалов, в Италии - 33 кинозала, в Великобритании - 32 кинозала, в Бразилии - 40 кинозалов, в Индии - 108 кинозалов.

Начиная с июля 2011 года, презентации системы Panavision 3D прошли в нескольких десятках сетевых и однозальных кинотеатров Москвы, Московской области и других регионах России. В сентябре 2011 года в рамках КиноЭкспо в Санкт-Петербурге была проведена первая презентация этой системы для инженеров и технических директоров 4 десятков кинотеатров.

В ноябре 2011 – январе 2012 г оборудование Panavision 3D установлено в 8 кинозалах.

В 2012 г уже 25 релизов подтверждены в мире в формате Panavision 3D 35 мм, среди них:

Путешествие к Центру Земли
27.01.2012
Др. Зеусс
02.03.2012
Гензель и Гретель: Охотники за Ведьмами
02.03.2012
Белоснежка
16.03.2012
Битва Титанов 2
30.03.2012
Домик в лесу
13.04.2012
Мадагаскар 3
08.06.2012
Джек - Победитель Великанов
15.06.2012
Дредд
21.09.2012
Техасская резня
05.10.2012
Опекуны
21.11.2012
47 Ронин
21.11.2012
Хоббит
14.12.2012

В Голливуде формат поддерживается и продвигается компаниями:

- Warner Brothers (прокат в России – Каро Премьер)

- Universal Pictures (прокат в России – Universal Russia, ЦентралПартнершип, Парадиз)

- Paramount Pictures (прокат в России – ЦентралПартнершип, Парадиз)

- Rat Entertainment (прокат в России – Парадиз)

- Lions Gate Film (прокат в России – ЦентралПартнершип)

Panavision 3D в России сегодня

И.Ю.Киселев, генеральный директор компании «Регионфильм»:

«Совместно с партнерами в России – кинокопировальными фабриками, мы провели ряд переговоров с кинопрокатными компаниями в 2011 году и планируем в этом году провести переговоры со всеми участниками кинорынка. Мы сразу получили отказ от одного из лидеров кинопроката - владельца крупной киносети. Одновременно, нас поддержала компания — лидер по прокату отечественных фильмов — компания «Наше кино.

Мы очень признательны продюсеру Сергею Михайловичу Сельянову, создателям фильма «Иван царевич и серый волк» и директору по кинопрокату компании «Наше кино» Елене Хажинской. К октябрю 2011 года в компанию «Регионфильм» поступило около 300 заявок, в том числе от дилеров. Вся маркетинговая информация была передана руководству компании «Наше кино» и предложение было поддержано. Мы ожидали десятки инсталляций под этот релиз, но в последние недели многие кинотеатры не подтвердили сотрудничество, т.к. на зимнем кинорынке не увидели достаточного объема релизов на предстоящий год. Очень инертная у нас сеть, надо заметить! Долго выжидают и наблюдают...И, когда все готово, принимают все как должное!».

Елена Хажинская, директор по кинопрокату компании «Наше кино»:

«Мы с удовольствием поддержали инициативу выпуска нашего мультфильма в формате Panavision 3D, так как понимали, что многим маленьким городам не осилить установку цифрового 3D из-за стоимости комплекта оборудования. Лишать зрителя выбора формата уже не хочется, каждый выбирает сам в каком формате ему смотреть кино. "Иван Царевич и серый волк" был первым в нашем отечественном прокате проект, который вышел в четырех форматах: пленка 35 мм, пленка 3D, цифра 2D, цифра 3D. По итогам проката мы получили достаточно скромные валовые поступления, но, в общем и целом, остались довольны работой с представителями Панавижн в нашей стране. Надеюсь, что в будущем и другие прокатчики будут выпускать фильмы в этом формате и у кинотеатров не останется сомнения в установке этой системы показа».

Было напечатало 7 копий«Ивана Царевича». Равное количеству фактических инсталляций.

В 2012 году кинотеатры ожидают и очень хотят видеть 3D релизы. Это, прежде всего, анимация:

- «Лоракс», прокатная компания «Юниверсал Пикчерз»

- «Ледниковый период 4» , прокатная компания «20 век фокс»

- «Мадагаскар 3» , прокатная компания «Централ Партнершип»

- «Битва титанов», прокатная компания «Каро-Премьер»

Можно перечислить еще около 10-ти релизов, на которые делаются ставки.

Структура кинотеатров, оборудованных Panavision 3D


Город Описание, киноустановка Установка оборудования Наработка на копию «Иван царевич» Panavision 3D, тыс. руб.
1 г. Видное
к/т "Искра"
2 кинозала на 500 и 270 мест, оборудованных кинопроекторами MEO-5XS и 23-КПК-2 соотвественно ноя.11 300
2 г. Воткинск
ДК на Кирова
Однозальный кинотеатр на 200 мест, оборудован кинопроекторами 23-КПК-2 янв.12 200
3 г. Звенигород КЦ имени Л. Орловой Однозальный кинотеатр на 384 места, оборудован кинопроектором Cinemeccanica Victoria-5 дек.11 340
4 г. Кимры Досуговый центр «Волга» 2 зала по 100 мест, один из залов цифровой, пленочный зал оборудован кинопроектором Kinoton FP-20A янв.12 Открытие 1 марта
5 г. Луховицы
РДК «Старт»
Единственный кинозал в городе с населением 33 тыс. чел, оборудован кинопроектором Ernemann-14 дек.12 52
6 г. Надым
РК «Победа»
Одинозальный кинотеатр на 100 мест, оборудован кинопроектором Prevost P93 дек.12
7 г. Серебряные пруды
РДК «Серебряные пруды»
Оборудован кинопроектором Kinoton FP-20A янв.12 60
8 г. Черноголовка Дом ученых Оборудован киноустановкой 23-КПК янв.12 75

Ближайшие перспективы новых установок

г. Хотьково, к/т «Юбилейный»,

г. Жуковский, к/т Взлет,

Москва, киносеть «Алмаз-синема» и к/т «Баку»,

Тверь, Тула, Волгоград, Березняки, Кемерово, Новосибирск.

Отзывы о системе Panavision 3D

Инженеры и киномеханики отмечают качество изображения, глубину стереоэффекта, безопасность в работе и легкость монтажа объектива. При установке оборудования не было выявлено ни одной модели пленочного кинопроектора как иностранного, так и отечественного производства, где бы возникла проблема с установкой и настройкой оптики. Светофильтры, сепарирующие картинки для левого и правого глаза сделаны по технологии дихроичного напыления, поэтому могут подвергаться длительному термическому воздействию. По истечении времени ни на одной из всех инсталляций не было случаев выхода из строя фильтров и оптики. Сотрудники кинотеатров отмечают отсутствие двоения изображения на динамических сценах (что наблюдается при просмотре цифрового 3D). У зрителей не утомляются глаза и не болит голова даже при просмотре на киноустановках с недостаточной освещенностью.

Отмечается удобство самого формата. При переходе от широкоэкранного показа к кашетированному не надо менять оптику, так как все заложено в самой кинопленке. Киномеханики отмечают удобства связанные с их повседневной работой, так как фильмокопия ничем не отличается, имеет те же самые ракорды и тот же порядок монтажа и демонстрации кинофильма.

Управляющие понимают экономику, во-первых с точки зрения периода окупаемости системы, во-вторых, с точки зрения затрат на сервис, электроэнергию, обслуживание.

Простой пример:

- соотношение стоимости ксеноновой лампы для цифрового и пленочного проектора, ориентировочно, составляет 2:1;

- мощность лампы для Panavision 3D при достижении равных показателей с системой Dolby – на 30% меньше;

Срок службы ксеноновой лампы в пленочном проекторе, превышает аналогичный показатель в 3 раза. То есть эффективность уже в 7 раз!

При этом нет необходимости:

- настраивать изображение и цветокоррекцию под каждый фильм (к сожалению, большинство киномехаников не делают этого в цифровых установках)

- менять фильтры и охлаждающую жидкость при каждой замене лампы.

О технологии Panavision 3D

Исходные материалы, необходимые для печати копий в Panavision 3D

Для печати копий в формате кадр над кадром (Panavision 3D/over under) как и для изготовления традиционных 35 мм фильмокопий нужен интернегатив (по старому - контратип) и негатив фонограммы. Преимущество технологии изготовления интернегатива для Panavision 3D заключается в том, что его можно получить из исходных материалов (секвенций в формате *.dpx) для мастеринга цифрового контента (digital cinema package, сокр. DCP) или получить на студии традиционный интернегатив на пленке 35 мм. Негатив фонограммы остается тот же, что и для печати тиража обычных 2D копий на 35 мм кинопленке. Поэтому для выпуска тиражей 3D 35 мм копий нет преград и огромных финансовых вложений как со стороны копировальной фабрики, так и со стороны компании прокатчика.

Стоимость комплекта Panavision 3D для кинозала. Экономическая эффективность внедрения.

Стоимость Объектива для 1 киноустановки с комплектом 200 очков составляет всего 700,000.00 рублей. (для примера – стоимость комплекта такого количества активных очков XPAND или Volfoni составляет в среднем 450,000.00 – 500,000.00 рублей). Система легко устанавливается на любой киноаппарат отечественного или иностранного производства. Единственное требование – наличие оптического считывателя фонограмм (т.н. «красный глаз») и бесперемоточного устройства (подкатное устройство или платтер).

Пленка или цифра. Так вопрос не стоит.

Никакой борьбы нет и быть не может — это параллельные технологии. Во всем мире сегодня они сосуществуют и развиваются. Нужно знать российскую киносеть, чтобы дать однозначный ответ — более половины кинотеатров и кинозалов не готовы к установке цифрового оборудования. Сколь бы не сулили ближайшие перспективы — есть объективные обстоятельства, которые говорят об обратном. Бесспорно, кинотеатры, расположенные в крупных городах, с развитой инфраструктурой и технически подготовленным персоналом склонны к установке цифрового оборудования.

Но для малых городов и населенных пунктов, которые имеют действующие киноустановки куда выгоднее начать с 3D на кинопленке. Этому факту есть масса причин: во первых персоналу не нужно изучать компьютер, работа кинотеатра не останавливается ни на один сеанс. Установка 3D объектива занимает не более 10 минут и может производиться даже в перерыве самими работниками кинотеатра. Решается проблема «битого» контента и неквалифицированности местных сотрудников в области цифровых технологий. Нет никаких ключей, которые не подходят или окончили срок действия, а новые не дошли из-за проблем с интернет связью. К тому же это только половина плюсов использования кинопленки.

Давайте посчитаем: любой кинопроектор работает на ксеноновых лампах, стоимость ламп для цифрового аппарата превышает в 2-3 раза стоимость аналогичной по мощности лампы для пленочного кинопроектора. Срок службы цифровых ламп зачастую меньше и передерживать нельзя, так как в большинстве случаев это приводит к взрыву лампы. Отражатель для цифрового проектора стоит от 5 тыс евро, это в том случае если при взрыве разлетелся только он. Цифровые проекторы по световому потоку уступают пленочному до 40%, к примеру, если у вас киноэкран 24 м по ширине, то для обеспечения яркости в центре экрана в 48 кд на м. кВ. в 2D режиме для пленочного кинопроектора нужна лампа мощностью не менее 5 кВт (в зависимости от качества осветильно-проекционной системы кинопроектора), а для цифрового аппарата даже 6,5 кВт будет недостаточно. (Пример – в больших залах, таких как кинотеатр Пушкинский или Кремлевский дворец при премьерном показе устанавливают по 2 проектора с лампами 6 КВт).

Цифровые проекторы требуют регулярной замены пылевых фильтров при каждой замене лампы. При каждой замене лампы, нужно делать цветокоррекцию (из-за особенностей проекции цифровых проекторов – аддитивный метод получения изображения). Вероятно, все кинотеатры, использующие цифровые проекторы уже почувствовали на себе постоянную периодичность требований обновления программного обеспечения, модернизации проекторов (серия I – серия II) и т.д.

Главные потребители

Одназальные кинотеатры и региональные кинообъединения. Киносети, у которых работают десятки цифровых и пленочных киноаппаратов, развлекательно-досуговые центры с кинозалами, современные кинопередвижки. Одним из важных преимуществ системы Panavision 3D является ее мобильность – возможность организации кинопоказа в любом кинотеатре или доме культуры, оборудованном пленочным кинопроектором. Установка и настройка объектива занимает не более 10 минут. Очки – пассивные, не требуют зарядки. Через 30-40 минут Вы показываете полноценный 3D фильм. В общем, мы думаем, что все сегменты кинорынка могут быть заинтересованы в такой системе. Все зависит от профессионального уровня и здравого смысла руководства кинотеатров и кинообъединений.

Система Panavision и пиратство

К сожалению, на фоне «победных» реляций прокатных компаний, объявивших бокс-оффис России 2011 года свыше 1 млрд. долларов, общая картина пиратства в прокате стала катастрофической. По нашим оценкам, доходы от интернет-пиратства и, так называемого «черного кинопроката», который использует скачанный контент в коммерческом прокате, превысили вышеупомянутый миллиард!!! Законных методов борьбы с «торрентами» и «треккерами» в стране не существует.

В отличие от цифрового кинематографа, в котором контент подвергается опасности копирования на всех этапах от прокатной компании до кинотеатра, Система Panavision 3D полностью защищена от копирования, поскольку кинопленка напечатана в формате «кадр над кадром» и ее невозможно скопировать на в кинозале ни в киноаппаратной. Как мне кажется, этот аспект, на фоне беспрецедентных мер безопасности (и соответственно затрат) при полном поражении Правообладателей перед интернет-пиратами, должен быть ключевым для принятия прокатными компаниями решения о развитии технологии в нашей стране.

Как развивалось пленочное стереокино

История стерео формата в кинематографе начинается с 1910 г, а формат, дошедший до наших дней практически без изменения - берет начало в 1951 г., когда венгерский изобретатель Ф. Бодроши предложил размещать два ракурса стереопары в одном, стандартном 4-х перфорационном кадре 35 мм кинопленки друг над другом, с фонограммой с двух сторон от кадра. Это была первая широкоэкранная стереокинопроекция или «Plasticus Film» формат. В 1966 году, в США Р. Берньер усовершенствовал систему, которая получила название «Spacevision – 3D». В 1974 году американский изобретатель Кристофер Кондон разработал и запатентовал специальный стереообъектив для демонстрации фильмов в формате кадр над кадром (Stereovision 3D). Демонстрация кинофильмов в этом формате была очень популярна до середины 90-х годов 20 века. В начале 2000-х годов начался бум «цифровизации» кинематографа и в прокате появился аттракцион под названием «новая» технология Digital Cinema 3D! Однако, к сожалению, в большинстве случаев качество цифровых стереофильмов оказывалось намного хуже, чем даже пленочных стереофильмов 40-х годов!

В 2008 году компания Technicolor решила напомнить, что 3D можно показывать и на обычном пленочном кинопроекторе. Была разработана технология печати формата кадр над кадром с использованием исходных цифровых материалов, которые применяются для изготовления DCP.

В объективе заменены линейные поляризаторы на циркулярные, что соотвествует новой моде в 3D показе (IMAX, RealD, MasterImage). В нашей стране технология не прижилась, так как не смогла пробить баррикады продавцов цифрового оборудования. К тому же стоимость комплекта была очень высокой и требовалась замена киноэкрана на «серебряный».

В 2009 году компанией Panavision/DPVO была представлена технология демонстрации кинофильмов с 35 мм кинопленки в формате кадр над кадром через спектральные фильтры. Теперь не нужно менять экран. Технология в два раза оказалась дешевле, чем Technicolor 3D и в 4-5 раз чем комплект оборудования для цифрового кинематографа. За основу взят все тот же объектив компании ISCO Cinelux 3D, но вместо передних теплофильтров установлены термостойкие дихроичные светофильтры Omega Optical. Система этих же фильтров, устанавливается в цифровых проекторах, аналогично системе Dolby. Таким образом, кинотеатр получает возможность демонстрации стереокинофильмов с использованием установленных цифрового и пленочного проекторов. При этом используются те же пассивные очки и тот же экран.

Система Panavision 3D не требует цветокоррекции, так как фильтры делят видимый свет на 5 зон (2 в синем, 2 в зеленом и 1 в красном диапазоне), что наиболее правильно для получения одинаковых оптических плотностей на левом и правом фильтрах. Фильтры более яркие, оптическое пропускание света выше, чем в системе Dolby на 40%. Преимущество заключается не только в большем количестве оставшегося света для глаз зрителя, но и в том, что человек видит одинаковые по цвету ракурсы, как для левого, так и для правого глаза; снимается напряжение на зрение. На сеансе стереофильма в системе Panavision 3D зритель чувствует себя комфортно, у него не устают глаза и не болит голова. Особенно это важно для детей.

Автор:
Александр Зенин, Игорь Киселев, Екатерина Бордачева
Реклама