Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 июля 2012 11:27

Стать кинорежиссером? Сегодня – нет проблем

Стать кинорежиссером? Сегодня – нет проблем

Середина лета. Приемные экзамены. В советские времена не поступившие понимали, что придется ждать еще один год, чтобы попробовать свое счастье. Сейчас в большое кино можно попасть не только через ВГИК. Наш портал решил присмотреться к альтернативным предложениям, позволяющим обрести кинематографические профессии.

Сначала о классиках
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК)
Старейшая киношкола мира – Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ) и Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) являются федеральными государственными образовательными учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации.
Они придерживаются классических форм образования.
Базовые курсы теории и практические занятия рассчитаны на четыре или пять лет. (ВКСР – 1,5 – 2 года, но туда с 1956 года поступают люди, имеющие высшее образование)
Желающих связать свою жизнь с кинематографом по-прежнему масса. Режиссер Владимир Котт, ведущий прием в свою мастерскую, в ленте Facebook пишет: «Во ВГИК на режиссуру игрового кино 40(!!!) человек на одно бюджетное место. Очень много девочек после школы. Они не предполагают даже, что профессия режиссера – это адский ад».
Но 21 век в кинообразование внес коррективы. И режиссером или сценаристом, и оператором можно теперь стать и без академического диплома.

Первым был Юрий Грымов
Мастерская Юрия Грымова
Востребованный режиссер рекламы Юрий Грымов Мастерскую собственного имени организовал осенью 1996 года.
Подводя итоги «Мастерской», Юрий Грымов писал: «Конечно, я хотел бы, чтобы Школа была бизнес-проектом, приносила доход. Но для этого надо делать учебный конвейер – только на конвейере можно зарабатывать деньги. А мы не конвейер – принципиально. Мы не ставили такой задачи. Корыстный интерес у меня здесь был только один: с помощью Школы я решал свои кадровые вопросы. То есть пытался собрать вместе людей, которые не только будут наилучшим образом подготовлены в рекламном и кинопроизводстве, но и смогут стать членами моей стаи, моей команды, смогут стать моими единомышленниками.
У нас своего рода была «мастерская строгого режима». Занятия по шесть часов в день, пять-шесть раз в неделю. Студенты получали огромный объем информации. Плюс обязательные практические занятия. Я считаю, что в процессе обучения человек должен получать сильнейшую накачку, допинг. А потом этот накопленный потенциал можно и нужно сразу же выбрасывать на рынок и пытаться найти ему наилучшее применение, наилучшие условия его раскрытия и реализации.
На своем мастер-классе я учил людей, прежде всего, верить в себя, общаться, придумывать идеи, реализовывать их, реально заниматься продюсированием, то есть сокращать дистанцию между придумыванием и реализацией, и многому другому. Я считаю, что на первом месте стоит психологический фактор: человек должен побороть самого себя, поверить в себя, в свои силы, способности и таланты.
А еще я завидую своим учащимся, потому что в течение всего срока обучения они жили активной, насыщенной жизнью, одной большой и веселой семьей, делали разные практические работы… Я безумно этому завидую… Тому, что у них есть огромные возможности, и что самое интересное для них все только начинается!».
Сегодня проект уже закрыт, но десятки выпускников успешно работают в пространстве масс-медиа, в том числе и в кинопроизводстве, например, Карен Оганесян, Сарик Андреасян и другие.

«Высшая национальная школа кинематографии»
Высшая национальная школа кинематографии
Стоимость обучения одного месяца - 13 800 рублей. Но успешно прошедшим творческий конкурс до 31 июля 2012 года предоставляется скидка на оплату обучения в размере 3000 рублей.
В данной школе решили не экспериментировать со специальностями, дисциплинами и программами, а воспользовались уже проверенными временем вгиковскими. Тем более, что часть преподавателей сочетают работу и в старейшем киновузе страны, и здесь. Принимают всех желающих: с высшим и незаконченным высшим образованием; студентов всех курсов Вузов; средним профессиональным образованием; начальным профессиональным образованием; средним образованием (11 классов).
Руководители мастерских записали рекламные ролики и слова, например, Елены Цыплаковой о том, что актерское дело – профессия, и кроме обладания талантом, надо еще и учиться, иначе не выжить в современной, быстрой и технологичной киноотрасли. Актерские мастерские в этом году еще набирают Алексей Булдаков, Борис Галкин и Лариса Лужина. Ираклий Квирикадзе будет обучать драматургии игрового кино и телевидения, Георгий Юнгвальд-Хилькевич – кино и телережиссере, Артавазд Пелешян – документальному кино, а Галина Белинская – продюсированию.
Сайт Школы украшают всевозможные кинопризы – от «Золотого Орла» до «Оскара», включая и «Золотую пальму» Канн, и «Золотого медведя» Берлина, и так далее. Намек прочитывается с первого взгляда – пойдете к нам учиться, все они будут стоять на вашей «золотой полке».
Художественный руководитель учебного заведения Марлен Мартынович Хуциев.

Московская школа кино
Московская школа кино
Стоимость обучения – 190 тысяч рублей в год.
На 2012 год доступны следующие дисциплины – сценарное мастерство, продюсирование. Курс обучения составляет два года. За методику и программы (лекции и мастер-классы) отвечает продюсерская компания Enjoy Movies. В том числе и выпускник «Мастерской Юрия Грымова» режиссер Сарик АндреасянЛопухи»,«Служебный роман. Наше время», «Беременный», «Тот еще КарлОсон»).
Программные модули сценарных и продюсерских курсов выложены на сайте киношколы.
Стать студентом можно, пройдя собеседование. Будущие сценаристы дополнительно пишут эссе на тему «Как вы представляете профессию сценариста и почему хотите учиться этой профессии» (текст по объёму должен быть не более 2-х страниц формата A4) и составляют списки любимых фильмов и сериалов (не более 5 названий в каждой категории).
В 2013 году добавятся дисциплины: операторское искусство, художественная постановка, монтаж и кинопрокат. В связи с открытием новых факультетов Московская Школа кино приглашает к сотрудничеству практикующих специалистов киноиндустрии, готовых передать уникальные знания студентам.
Директор - Екатерина Черкес-Заде. В попечительский совет входят продюсеры Александр Акопов, Сергей Сельянов, Анна Крутова, Игорь Толстунов, Тимур Вайнштейн.

Московская школа нового кино
Московская школа нового кино
Стоимость обучения зависит от выбранной формы обучения и варьируется от 100 тысяч  до 150 тысяч в год.
Школа будет учить режиссуре, кинодраматургии и киноведению в тесном, как обещает реклама, сотрудничестве с продюсерами и киностудиями.
Преподавать приглашены модные, востребованные международными кинофестивалями кинематографисты: Карлос Рейгадас, Жан-Шарль Фитусси, Кристи Пуй, Валерия Гай Германика, Василий Сигарев, Борис Хлебников, Сергей Лозница и другие. Над общим культурным уровнем студентов будут трудиться философы, культурологи, историки искусств. В том числе, Валерий Подорога с курсом лекций о записи снов, Олег Аронсон прочтет лекции о Делезе, Рустам Хамдамов – о форме и стиле в искусстве, Павел Пепперштейн – о толковании сновидений, Артур Аристакисян – о том, как видеть то, что скрыто от прямого взгляда.
Художественный руководитель Дмитрий МамулияДругое небо»), окончивший философский факультет Тбилисского университета и Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Киношкола Александра Митты
Киношкола Александра Митты
Стоимость курса 1 уровня 12000 рублей.
Опытный режиссер и педагог убежден в том, студенты должны все время снимать, а теоретические занятия надо свести к минимуму: «Режиссура – вещь практическая, нужно снимать, разбирать ошибки, снова снимать и разбирать ошибки. Учеба должна состоять из написания сценария, съемок, монтажа и новых съемок...»
Школа в 2012 году проводит точечные семинары на разные профессиональные темы. В мае, например, оператор Александр Носовский провел двухдневный семинар на тему «Практическая теория света».
Записаться на интересующие темы можно на сайте, который радует своей ясностью и доступностью. Вот пример тем: «Жанры кино. Зачем их знать, чтобы написать и продать свой сценарий», «Структура комедии», «Мокьюментори – вовлечение в псевдореальность. Минимум затрат – максимум саспенса», «Операторское искусство глазами режиссера» и так далее. Занятия начинаются, когда набирается определенное количество желающих и проходят в течение 6 дней каждый курс.
С 8 по 10 сентября, в рамках Школы Александра Митты, ожидается трехдневный мастер-класс сценариста, продюсера, профессора голливудских школ UCLA и USC Нила Ландау, посвященный написанию и продюсированию телесериалов.
Марк Тревис, автор книг «Путешествие режиссера: творческое сотрудничество режиссеров, сценаристов и актеров» и «Режиссура художественного фильма» продолжит свой цикл лекций, начатый в прошлом году. На сайте школы выложена программа будущих семинаров.
Мастер-классы самого Александра Митты пройдут в конце октября, так как Александр Наумович начинает съемки кинофильма.

Высшая Школа режиссеров и сценаристов (ВШРиС) была возрождена в Санкт-Петербурге в 2010
Высшая Школа режиссеров и сценаристов (ВШРиС) в Санкт-Петербурге
Оплата 2-х годичного обучения (в том числе за использование технических средств Школы в рамках занятий) составляет 216 000 руб. Оплата производится раз в семестр (54 000 руб. в семестр).
Форма обучения – очная. Программа обучения включает в себя лекции, просмотры, семинарские и практические занятия, динамические мастер-классы, съемки учебных фильмов, практику на действующих проектах киностудии «Ленфильм», съемки курсовой и дипломной работ под руководством мастера в группах совместно с учениками сценарной мастерской и актерского класса Школы. Предусмотрено аудиторных и практических занятий с педагогами – 350 академических часов за семестр. Кроме того, в конце каждого месяца обучения проводится интенсивная киносъемочная практика по образцу голливудских киношкол. Мастер курса – Юрий Фетинг, режиссер, сценарист, актер, ученик Алексея Юрьевича Германа. Руководитель интенсивной киносъемочной практики – режиссер Николай Дрейден.
Начало занятий – сентябрь 2012г
Глава Попечительского совета – Рутгер Хауэр     

Стать кинематографистом можно и не выезжая в Москву или Санкт-Петербург.
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ)
Например, СПбГУКиТ имеет филиалы в Ханты-Мансийске и Якутске. И не случайно в последние годы именно в Республике Саха (Якутия) стал заметен большой рост национальной кинематографии.
В Иркутске уже третий год работает киношкола «Восточная Сибирь» под руководством Ольги Бельской: «В Приангарье не хватает профессиональных кадров, имеющих профильное кинообразование, которое получить можно только в единичных вузах страны. Но проблема в том, что они далеко находятся от Иркутской области, к тому же это обучение дорогое, и не каждый может себе его позволить. Так и родилась идея создания киношкол, которые включают в себя мастер-классы от ведущих мастеров страны и зарубежья и практические занятия».
В школе занимается около ста человек, из них более половины – студенты иркутских вузов и техникума кино и телевидения. Образовательный проект реализуется Иркутским отделением СК РФ при финансовой поддержке Правительства Иркутской области в партнерстве с Иркутским областным кинофондом.
Организаторы с участников берут взнос на кофе-брейк в размере 500 рублей.

фестиваль Святая Анна 2012, продюсер Сергей Сельянов
Продюсер и преподаватель СПбГУКиТ Сергей Сельянов убежден: «Образовательные заведения нужны для того, чтобы учить ремеслу, профессии. Если у тебя к этому еще талант, то ты будешь выдающимся режиссером или сценаристом. Если у тебя нет таланта, но есть голова, тоже будешь нормально работать. Потому что у тебя в руках профессия, ты умеешь это делать. У нас люди талантливые есть, профессиональных нет».


Как показывает практика, открыть киношколу в наше время перестало быть проблемой. Каждый, снявший хотя бы один фильм, уже считает себя мастером и берется учить за деньги кинодраматургии и кинорежиссуре. Спрос, как говорится, рождает предложение…
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Кинообразование

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама