Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 ноября 2012 13:41

Разработка «дорожной карты»: Что учесть и как действовать

Разработка «дорожной карты»: Что учесть и как действовать

В конце октября 2012 года Интернет-портал «ПрофиСинема» в рамках подготовки октябрьского Индекса ПрофиСинема провел ставший уже традиционным опрос экспертов по актуальным проблемам кинобизнеса. Мы предложили экспертам высказать свое мнение по двум вопросам.

•    Какие проблемы производства, дистрибьюции и показа российских фильмов должны быть учтены при разработке «дорожной карты»?
•    Какие государственные протекционистские меры, кроме квотирования и дотирования могут применяться для увеличения доли отечественного кино в прокате и повышения интереса российского зрителя к отечественному кино?

Продюсеры: Кадры, ТВ,  система распределения господдержки

Прежде всего, продюсеры предлагают пересмотреть систему выделения финансирования на производство картин. Распределение государственного финансирования остается на данный момент наиболее актуальным и насущным вопросом в кинопроизводстве. Так как в современных российских условиях функционирования кинобизнеса продюсеры не имеют эффективных инструментов привлечения средств и вынуждены в основном полагаться на помощь государства. В частности, прозвучали мнения о том, что финансирование должно распределяться единым органом и быть адекватным сценарному материалу, что существующая система конкурсов и экспертных советов является необъективной и полностью себя изжила. Как сказал один из экспертов: «Государственные деньги нужно выделять под проекты, продюсеры которых предоставили продюсерскую разработку. Причем не только продюсерское видение будущего проекта, но и конкретные финансовые показатели, которых может достичь картина в прокате, так как именно кассовые сборы в конечном итоге становятся мерилом успеха проекта».

Для того чтобы сделать систему государственного распределения средств более справедливой и доступной для независимых продюсеров, Министерство культуры должно наладить контроль за мейджорами, получающими финансирование из Фонда кино. И не допускать ситуации, когда эти компании подают заявки на участие в конкурсе и получение дополнительных государственных средств от Министерства.

Продюсер Наталья Иванова считает, что государственную поддержку должны получать не только компании-мейджоры, но и небольшие компании. «Государство должно поддерживать так называемый «малый и средний бизнес», компании, которые стабильно работают на рынке, имеют в своем портфеле успешную фестивальную историю своих авторских фильмов, занимаются продвижением отечественного кино как в России, так и за рубежом». По мнению продюсера, такая поддержка может выделяться не только в виде субсидий на производство, но и в виде ассигнований на стадиях развития или завершения проекта. Такие меры приведут к развитию малобюджетного кино, а также дадут возможность молодым кинематографистам реализовывать свои творческие замыслы.

Упоминалась проблема отсутствия связей между кино и телевидением. Телевидение может стать дополнительным источником финансирования производства отечественных фильмов, приобретая, например, права на показ на условиях предпродажи. По мнению продюсеров, обязать каналы приобретать права на отечественные фильмы может государство, владеющее контрольным пакетом акций ведущих телеканалов. Также каналы могли бы обеспечить производство отечественного кино дополнительными финансовыми возможностями, используя как инструмент продакт-плейсмент (Product Placement).
 
ТВ должно помочь донести российские фильмы до отечественных зрителей. Главным для государства, если оно действительно заботится о сохранении российского кино для российского же зрителя, является выработка приоритетных механизмов и системных принципов «доставки» российских фильмов до массового зрителя с включением в этот процесс всех инструментов, в первую очередь, телевидения.

Эксперты – продюсеры также предложили снизить налоговую ставку для фильмов, получивших УНФ, до 5-7%. По их мнению, это может способствовать увеличению количественного роста отечественных картин в  производстве и прокате.
 
Некоторые продюсеры говорили, что существующая система распределения поддержки в Министерстве культуры позволяет снимать низкобюджетные фильмы, большинство из которых носит депрессивный характер. Такого рода фильмы игнорируются массовым зрителем, а снимать другое кино просто нет возможности.  За государством, по мнению продюсеров, необходимо оставить его основную функцию - поддержку детского, авторского, экспериментального и дебютного кино. Таким образом, можно будет обеспечить жанровое разнообразие. 

Дистрибьюторы и показчики: Качество фильмов и поддержка в прокате

Самой главной проблемой дистрибуции и кинопоказа отечественных фильмов наши эксперты назвали качество самих фильмов. Вот что говорят эксперты – дистрибьюторы: «Повысить интерес к российскому кино можно только качеством этого самого кино!», «Достаточно большое количество "второсортного" кино вываливается на экраны и обманывает зрителей в их ожиданиях».

С ними согласны и эксперты-кинопоказчики: «Снимается и выпускается очень много некачественных фильмов, и при больших заявленных производственных бюджетах на выходе получается крайне посредственный продукт. Значительная часть фильмов вообще не должна выходить на кинотеатральные экраны, а сразу показываться на ТВ».

Государство, отмечают эксперты, может и должно помочь в продвижении российских фильмов, но только не путем квотирования всех фильмов, а дотирования действительно достойных проектов. Зачастую продюсеры, у которых получилось действительно хорошее кино, просто не имеют бюджета на продвижение и до зрителя информация о фильме не доходит. На сегодняшний день большое количество отечественных фильмов выходит без какой-либо рекламной поддержки.

Еще одна проблема доступности российского кино для зрителя – невозможность его показа в регионах. Отсутствуют кинотеатры, готовые взять такое кино. Особенно остро данная проблема ощущается в небольших городах. Для преодоления сложившейся непростой ситуации дистрибьюторы предлагают открыть кинотеатры или залы в многозальных кинотеатрах, специализирующиеся на показе отечественного кино, причем не коммерческого, а авторского.

Эксперты уверены, что государство при принятии решения о поддержке проекта должно учитывать возможность частичной возвратности средств, требовать предоставление четкого бизнес-плана, подкрепленного договором с прокатчиком. По мнению дистрибьюторов и кинопоказчиков, принятие таких мер повысит ответственность продюсеров за конечный результат, и повлечет за собой повышение художественного качества отечественных фильмов, так как низкосортные проекты будут отклоняться уже на этапе выделения средств на производство.

Больше профессиональной экспертизы

Отвечая на наши вопросы, все эксперты, так или иначе, ставили вопрос о необходимости интеграции профессионалов отрасли в систему разработки и принятия решений.

Наиболее полно это в своем экспертном мнении сформулировал Мирза Алиев:
«Возникает вопрос: Что такое «Дорожная карта» киноотрасли?
Если это понятие – что снимать, кому снимать, и как и что показывать и, главное, кому давать бюджетные деньги – причем здесь тогда отрасль? Тогда она должна быть государственной и структурированной.
А если говорить о существующей, реально функционирующей киноотрасли, саморегулирующей со своими плюсами и минусами, так представителей этой самой отрасли не видно и не слышно на высоких совещаниях.
Безусловно, государство не может быть в стороне от проблем кинематографа. Наверное, должны быть определенные правила игры, но они должны вырабатываться на основе профессиональной экспертизы и аналитики».

Итоги

Итог опроса можно сформулировать словами коммерческого директора сети «Киноплекс» Юлии Солдатовой:
«Качество отечественной продукции и совместная ответственность всех участников процесса в настоящее время за созданный продукт – кинофильм – результат бизнес-процессов, поэтому мерилом его успешности будут именно кассовые сборы, и стесняться этого бессмысленно.
Вешать же ответственность за кассовые сборы только на кинотеатры неправильно, это означает покрывать бессмысленные траты денег не только коммерсантов, вкладывающих деньги в кино, но и государства, которое хочет управлять всем этим процессом.
Зрителей в кино может привести только качество фильма, грамотное его позиционирование, а значит, правильная маркетинговая стратегия, которой в российском прокате обладают, к сожалению, немногие дистрибьюционные компании.
Дистрибьюторы говорят, что денег на раскрутку продукта не дают продюсеры – круг замыкается, а в итоге кино не доходит до зрителя, на сеансах нет или мало людей, кинотеатр вынужден убирать фильм, чтобы дать место более успешному».
Автор:
Юлия Бржезянская, Матвей Ромодановский
Реклама