Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4454
на печать
22 Января 2014 14:00

Зарубежное кино 2013: Итоги и тенденции

Зарубежное кино 2013: Итоги и тенденции

Традиционно портал «ПрофиСинема» подводит итоги ушедшего 2013 года. В отечественный прокат за этот период вышли около 500 кинолент, из которых более 85% - зарубежные фильмы. Предлагаем вашему вниманию анализ прокатных результатов, обзор картин, которые собрали наибольшую кассу в России и в мире, удивили или разочаровали, а также об изменениях в кинопроизводственной сфере за прошлый год.

Лидеры 2013

Грустно констатировать, но ежегодный дележ мирового прокатного пирога в двухтысячных стал скучно предсказуем. 90-е, когда в топ-3 кассовых сборов США попадали художественные фильмы «Форрест Гамп» (1994 год), «Спасти рядового Райна» (1998 год) и «Шестое чувство» (1999 год), уже не вернуть... Последний раз сюрприз случился в 2004 году, когда третью строчку в домашнем бокс-офисе США заняла авторская драма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» с рейтингом R / 16+ и сборами в $370 млн.

Расклад 2013 года мало отличается от предыдущих лет. В США, да и повсеместно, балом правят развлекательные франшизы с огромными бюджетами и фирменная анимация. Поэтому допустимые флюктуации в топах уже не имеют отношения к жанрам, именам в титрах и художественным аспектам, а связаны исключительно с бизнес составляющими. Это война студий и их брендов, ковровых маркетинговых бомбардировок и массового мерчендайзинга.

кадр из фильма "Голодные игры: И вспыхнет пламя"

Поэтому, несомненно, можно считать прорывом этого года - $414.4 миллионов сборов в США у второй части молодежной франшизы «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Проект независимой студии Сolor Force, ее основателя Нины Якобсон и независимого дистрибьютора Lionsgate вырвал первое место  в национальном прокате у мейджоров, чего, например, не удавалось ни одной из частей «Сумерек».  Мировые сборы проекта вывели его на третье место: $ 847.4 миллиона. Принимая во внимание предновогодние старты лент «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Холодное сердце», в российском прокате вторые «Голодные игры» со своими $23.5 миллионами (775 миллионов рублей), к сожалению, не войдут в топ-10. Какой подростковый бренд займет нишу в будущем, пока не понятно. «Гостья» по роману Стефани Майер провалилась в прокате, равно как и «Орудия смерти: Город костей», сиквел которых запустили в производство без особого энтузиазма. Эксплуатация античной атрибутики и трехлетний перерыв не пошли на пользу и второй части «Перси Джексон и море чудовищ».

кадр из фильма "Железный человек 3"

На втором месте в США супергерой Marvel «Железный человек 3» (студия Marvel Studios Inc., дистрибьютор Buena Vista) с $ 409 миллионами. Ажиотаж вокруг разросшейся вселенной супергероев Marvel и появления Тони Старка в «Мстителях» и «Первом мстителе» привел к тому, что в мире проект стал лидером и долларовым миллиардером. Кинотеатральные сборы составили $1.215 млн. На сегодня фильм замыкает пятерку самых кассовых фильмов за всю историю проката после «Аватара», «Титаника», «Мстителей» и заключительной части «Гарри Поттера и Даров смерти».

кадр из мультфильма "Гадкий Я 2"

На третьем месте в США вторая часть анимационной франшизы «Гадкий Я 2», студия и дистрибьютор Universal, с кассой $368 миллионов. Мировые сборы оправдали самые смелые надежды - в итоге второе место и $ 935 миллионов.

У российского проката свой путь: безусловным лидером 2013 года стал «Сталинград» ($51.8 миллионов). На втором месте «Железный человек 3» ($44.5 миллионов) и на третьем - марвеловский «Тор 2: Царство тьмы» ($35.8 миллионов). Все три релиза выпустил дистрибьютор «Уолт Дисней Сони Пикчерз Релизинг» (WDSSPR), соответственно снявший все сливки и заработавший больше всех в ушедшем году. С чем мы и поздравляем коллег!

Главное разочарование

Им стало очередное творение Ридли Скотта - фильм «Советник», сценарий к которому написал Кормак МакКарти. Как известно, разочарование - следствие наших несбывшихся ожиданий. Поклонники ждали "того самого" Ридли Скотта, а 76-летний режиссер и 80-летний писатель подсовывают нам затертую до дыр историю о том, что все в жизни имеет свою цену, выраженную в нескончаемых, вычурных и искрящихся «никчемностью» диалогах героев.

кадр из фильма "Советник"

Все персонажи истории делятся на хищников и жертв, связанных между собой малоприятными причинно-следственными связями и иногда сексом. Кульминацией этой концептуальной истории и режиссерской грусти становится феноменальная сцена, где Малкина (Диаз) изощренно насилует лобовое стекло Феррари на глазах сидящего в нем же героя Бардема. Погрузиться в дискурс этого высказывания Скотта/МакКарти действительно занятно, но еще занятней было осознать, что режиссер, в свою очередь, тоже разочарован то ли жизнью, то ли собственным наследием... Он явно скучает, выплескивает на экран мутное и неприятное мироощущение. Возможно, Ридли Скотт мастерски и окончательно видоизменился, чтобы позволить себе снять что-то другое. В любом случае, ностальгические ожидания на его счет стоит оставить в прошлом...

Открытие года

Режиссер фильма, Альфонсо Куарон вынашивал идею «Гравитации» и разрабатывал проект в общей сложности 4 года. За это время у картины сменился не один актерский состав и даже студия. После отказа Universal «Гравитацию» подхватили боссы Warner Brothers. И не прогадали. В конце года стало очевидно, что фильм будет главным фаворитом Оскаровской гонки. И точно – у картины уже 10 номинаций, в том числе три у самого Куарона, триумфально вернувшегося в режиссуру спустя семь лет после выхода в прокат его последней ленты «Дитя человеческое».

кадр из фильма "Гравитация"

«Гравитация» - один из немногих проектов, «родившихся» под счастливой звездой. Он чудом не «прокис» за годы разработки и ожидания технических ресурсов для реализации невероятно сложных съемок. Пожелаем оператору Эммануэлю Любецки и команде, работавшей над визуальными эффектами, победы на «Оскаре»!

Прокатная судьба сложилась тоже лучше некуда. «Гравитация» открыла Венецианский кинофестиваль и была показана на ряде других международных смотров. При бюджете в $ 100 млн. сборы в прокате США составили $258,7 млн., а мировые $677,5 млн.

Куарон всегда был экранным поэтом, поэтому даже снятого им «Гарри Поттера и Узника Азкабана» вы не спутаете с другими частями саги. И конечно, большим визионером, как и его лучшие друзья – столь разные Гильермо Дель Торо и Джеймс Кэмерон. Мнения о «Гравитации» критиков и зрителей разделились кардинально: кто-то восхищался техническим совершенством и визуальным воплощением, но сетовал на слабую драматургию. Кто-то увидел в истории сюжетный минимализм, на почве которого «проросли» глубокие метафоры и смыслы.

Куарон повествует о героях – очарованных странниках, ищущих нечто в космосе, где вполне возможно вообще ничего и нет, кроме материи и универсальной силы гравитации, которая возвращает доктора Райн Стоун обратно на Землю. Не является ли вся космическая программа со своими целями и поисками ответов, главной романтической идеей человечества?! И кто бы мог подумать, что очередной фильм Альфонсо Куарона станет новым философским высказыванием в кинематографе...

                                                                                 Прямая речь 

2013 года ознаменовался большим количеством программных выступлений и высказываний известных режиссеров и продюсеров, для которых стали очевидными проблемы и тенденции современной киноиндустрии.

Стивен Содерберг

Одним из первых, в марте 2013 года, на 56 международном кинофестивале в Сан-Франциско, выразил свою озабоченность ситуацией в Голливуде Стивен Содерберг. По его мнению, студийная система разрушает само понятие кинематографа и выкорчевывает из процесса режиссеров-творцов и создателей оригинальных историй. Высокие бюджеты обязывают продюсеров смотреть на фильмы, как на товар, и это приводит к вырождению искусства. Сегодня средний бюджет мейнстримового проекта составляет 30-40 миллионов долларов, соответственно сборы должны составлять сумму от 120 миллионов. При этом, студийный маркетинг по-прежнему остается часто невнятным и плохо предсказуемым. Режиссер привел показательную статистику: «В 2003 году было выпущено 455 картин. 275 из них — независимые, 180 — студийные. В прошлом году было выпущено 677. Так что вам не мерещится — на каждый уикенд приходится по несколько новых премьер. 549 из этих фильмов были независимыми, 128 — студийными. Количество «инди» возросло на 100%, количество студийных лент упало на 28%. При этом десять лет назад прокат студийных фильмов занимал 69% рынка, в прошлом году — 76%. Студийных лент стало меньше, но они откусывают большую часть пирога, а независимые числом вдвое больше дерутся друг с другом за объедки. Это тяжело. Очень тяжело».

Джордж Лукас и Стивен Спилберг

В июне 2013 года о будущем кинематографа поведали студентам Университета Южной Калифорнии Джордж Лукас и Стивен Спилберг. В своих прогнозах они пошли дальше коллег и предрекли крах студийной системы, предсказав провал ряда блокбастеров в прокате в ближайшем будущем. По их мнению, это приведет к изменению парадигмы доставки контента зрителю. Студии будут снимать меньше проектов с огромными бюджетами, которые по-прежнему будут попадать на большие экраны, все остальное кино уйдет на кабельное или интернет-телевидение и VOD-сервисы. «В итоге количество кинотеатров резко сократится, но они станут больше и с большим количеством разнообразных сервисов в них. Поход в кинотеатр будет стоить 50, 100 и даже 150 долларов, то есть примерно столько же, сколько сейчас стоит посещение хорошего бродвейского театра или футбольного матча. А фильмы будут демонстрироваться в кинотеатрах по году и более, как и популярные спектакли. Это будет называться кинопрокатом», - уточнил Джордж Лукас. Последнее утверждение пока не выглядит очевидным, учитывая, какими невероятными темпами сегодня развиваются и оцифровываются американские киносети. 

Джон Лэндис

В ноябре 2013 года на фестивале в Мар-дель-Плата с журналистами разоткровенничался и режиссер Джон Лэндис. Его, как игрока старого поколения, тоже пугают современные голливудские студии, которые потеряли свою индивидуальность и стали частью огромных медиа-конгломератов: «Когда я снимал «Зверинец», я мог по названию студии сказать вам, кто там главный: Лью Уэссерман — это Universal, Дэвид Бегельман — Columbia, Артур Крим — Unites Artists, Стив Росс — Warner Bros. А сейчас я не знаю, кто владелец студии. Нет индивидуальностей, готовых рискнуть… сейчас, если фильм не зашиб деньгу в первый уикенд, тебе п...ц!». По его словам, продукт нынешних студий ориентирован не на оригинальные идеи, а на брэнды. Поэтому всех нас ждет засилие ремейков, ребутов, спин-оффоф, сиквелов.

Все голливудские мейджоры озабочены новыми запусками франшиз. В 2013 году на сборы Sony повлияло отсутствие продолжения Нового Человека-паука, у Warner Brothers не было равносильной замены суперприбыльной трилогии о Темном рыцаре. Хитом Fox в прошлые годы был анимационный «Ледниковый период». Ставки на прокат зима-весна 2014 года следующие: на мировые экраны выйдут «Робокоп», «300 спартанцев: Расцвет империи», «Рио 2», «Первый мститель: Другая война», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение», «Годзилла», «Люди Икс: Дни минувшего будущего». 

Мартин Скорсезе

Образно подытожил 2013 год своим лирическим открытым письмом к дочери Франческе мэтр кинематографа Мартин Скорсезе. Оно было опубликовано в итальянском издании L’Espresso 2 января 2014 года. Во многом его тезисы о текущих и грядущих изменениях вторят размышлениям Содерберга и Спилберга: «Я не считаю, что это пессимизм, но искусство кино и кинобизнес находятся на перекрестке. Аудио-визуальные формы развлечения и то, что мы называем кино — движущиеся картинки, созданные отдельными личностями, — вот-вот пойдут в разных направлениях». При том, что Скорсезе констатирует умирание идеи кинематографа, он смотрит в будущее оптимистично, возлагая надежды на молодое поколение и новые технологии.

Business Venue

Со стороны кажется, что Голливуд процветает, но многие зарубежные продюсеры отмечают, что глобализация рынка достигла своего апогея, как и производственная динамика. Все сложнее и неподъемней по ресурсам выделить свой проект из общего потока, донести его до целевой аудитории, которую, в свою очередь, все сложнее отследить с развитием new media и процветанием «пиратства». Отчасти поэтому, голливудские продюсеры делают все большие ставки на зарубежные сборы в мировом прокате.

Возможно, предсказание Спилберга и Лукаса касательно провала ряда крупнобюджетных проектов в прокате частично оправдалось уже в 2013 году. Среди них «Призрачный патруль» (мировые сборы $78 млн. при бюджете $130 млн.), «Штурм Белого дома» от Роланда Эммериха (мировые сборы $205 млн. при бюджете $150 млн.) и «Одинокий рейнджер» от Джерри Брукхаймера (мировые сборы $260.5 млн. при бюджете $215 млн.). Последний epic fail стал поводом для громкой новости. С 2014 года Disney расторгает многолетний договор сотрудничества с культовым продюсером, который пошел на неоправданный риск. Ставка студии на сегодня – это собственные франшизы: «Пираты Карибского моря», «Звездные войны» и анимация Pixar. Брукхаймер в чем-то повторил судьбу Джоэла Силвера, до 2012 года имевшего многолетний и эксклюзивный контракт с Warner Bros. Pictures, для которых он спродюсировал культовые франшизы «Матрица» и «Смертельное оружие». Аналогичная ситуация сложилась и на студии Universal, которая несколько лет назад отказалась продлять контракт с компанией Imagine Entertainment Рона Ховарда. Сегодня мейджоры уже не могут позволить себе столь дорогие и эксклюзивные сделки с независимыми продюсерами.

Universal Pictures International

Две большие новости 2013 года касались изменений на студии Universal Pictures. В июле 2013 года Universal Pictures и Legendary Entertainment Томаса Тулла объявили о начале многолетнего сотрудничества по продюсированию, со-финансированию и дистрибьюции совместных проектов. До 2013 года Legendary Entertainment работала в содружестве с Warner Bros. Pictures над такими франшизами, как «Темный рыцарь», «Мальчишник в Вегасе», «300 спартанцев», «Битва Титанов».

Новая политика Universal сказалась и на ее другом известном подразделении. Полная реструктуризация и смена руководства произошла в Focus Features, которая раньше была ориентирована на производство и прокат арт-мейнстрима. Генеральный директор Джеймс Шамус покинул свой пост. В феврале 2014 года именно он возглавит жюри Берлинского кинофестиваля. На его место назначен Питер Шлессел, один из основателей независимой компании FilmDistrict, проекты которой перейдут к Focus Features. Всего в год обновленное подразделение Universal будет производить около 10 релизов, и, несомненно, теперь это будут жанровые, коммерческие проекты.

Автор:
Ольга Баженова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама