Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 ноября 2014 13:04

«Голодные игры», расизм, феминизм и фитнес

«Голодные игры», расизм, феминизм и фитнес

В российских кинотеатрах с 20 ноября 2014 года – первая часть последнего фильма франшизы «Голодные игры: Сойка-пересмешница» (дистрибьютор – Вольга). Помимо того, что экранизация литературного бестселлера собрала по итогам проката первых двух частей трилогии более полутора миллиардов долларов, она еще стала поводом для общественных дискуссий и довольно неожиданных научных исследований.

Дистопия «Голодные игры» Сьюзен Коллинз - это романы «Голодные игры» (2007г.), «И вспыхнет пламя» (2009г.) и «Сойка-пересмешница» (2010г.), истории о детских битвах на выживание в мире тоталитарного будущего. Права на экранизацию купила компания Lionsgate. Первый фильм вышел в прокат в 2012г., второй в 2013-ом. Завершающую серию решено было разбить на две части.

Успех трилогии сногсшибательный. Только к моменту выхода в прокат первого фильма, в США книги изданы суммарным тиражом более 24 млн. Первый фильм в стартовый уикенд национального проката собрал 152,5 млн. долларов. В США интерес к трилогии проявила и система образования. Например, в известном гуманитарном колледже Макалистер с прошлого года читают спецкурс по «Голодным играм». Героиня Лоуренс мастерски стреляла из лука, поэтому студентов еще и вывозят на природу и учат стрелять; девушка живет в угольно-добывающем регионе, и студентам Макалистера рассказывают о проблемах угольной промышленности; другой герой «Голодных игр» работает в пекарне, потому студентов вывозят в крупную хлебопекарную компанию послушать об актуальном состоянии дел в сельском хозяйстве. Как отмечается на сайте колледжа, курс очень популярен.

Наконец, в связи с «Голодными играми» случились интересные общественные обсуждения старых проблем и социологические исследования, на которые натолкнули науку книги и фильмы о подростках из невеселого будущего. Proficinema выбрала несколько самых интересных в диапазоне от мрачных до забавных.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры» и расизм

После выхода первого фильма в Интернете появились твитты фанатов трилогии, пораженных тем, что некоторые важные герои были сыграны чернокожими актерами. Встречались и откровенно расистские сообщения. Так «Голодные игры» вытащили на свет божий проблему, которую можно назвать белоцентричностью литературы. Читатель априори считает героя белым, если в тексте прямо не указано иное. Коллинз придумала будущее, не очень вписывающееся в современное деление на расы (об этом она говорила, в частности, в интервью Entertainment Weekly в 2011 г.). Она описала в книге одну из героинь, как обладательницу темно-коричневой кожи. Но некоторые читатели все же удивились, когда на экране перед ними появилась афроамериканка. Этот стереотип исторически объясним, преодолеть его тяжело, ему подвержены даже люди, которые, казалось бы, точно умеют читать. Например, в своем удивлении кастингом признавалась доцент английской литературы университета Нью-Йорка Лори Анджема. Белоцентричность культивируется с детства: в марте 2012 г. в New Yorker была опубликована большая статья об этом, в тексте ссылались на данные директора Ezra Jack Keats Foundation Дебры Поуп, оказалось, лишь 9% из выпущенных в 2010 г. 3,4 тыс. детских книг отражали расовое разнообразие.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры» и феминизм

Принято считать, что Китнисс Эвердин – это анти-Белла Свон, сильный женский персонаж, способный сделать нечто большее, чем просто выбор между двумя парнями. После выхода первого фильма сугубо научный угрюмый анализ всей истории с точки зрения феминизма был проведен в канадском университете Конкордия. Социологи пришли к выводу, что хотя в трилогии присутствовали характеристики всех трех исторических волн феминизма, третья, занятая новой разработкой понятий гендера и сексуальности, присутствует в трилогии наиболее очевидно. И прежде всего в описании главной героини Китнисс, в которой в равных пропорциях смешаны женские и мужские качества. В исследовании она даже названа аномалией в кинематографическом мире.
Впрочем, есть и иное, совсем уж радикальное мнение: автор популярного блога The Last Psychiatrist написал, что «Голодные игры» - явление даже более сексистское, чем рэп-видео. Трилогия, считает автор, похожа на сказки, героини которых добиваются долгой и счастливой жизни, по сути ничего не предпринимая, кроме, пожалуй, стартового волевого решения заменить сестру на Играх. Она участвует в битве на выживание и побеждает, никого сознательно и продуманно не убив (состояние аффекта автор в расчет не берет), почти ни одного решения самостоятельно на приняв. «Голодные игры», считает автор - дьявольская подделка, антифеминизм.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры» и Бодрийяр

Знаменитый французский философ, социолог, культуролог Жан Бодрийяр умер в 2007 г., за полгода до того, как был опубликован первый роман трилогии и началось победоносное шествие по миру Китнисс Эвердин. Но это не помешало увидеть свет статье «Голодные игры Бодрийяра» Грэма Поттса, доктора социальных и политических наук университета Йорк (Торонто). Статья опубликована в одном из номеров популярного транснационального издания International Journal of Baudrillard Sdudies.
По мнению доктора Поттса, «Голодные игры» завораживают зрителя, потому что они – симулякр. Отношения Капитолия и дистриктов – имитация колониальных отношений между Западом и остальным миром. «Голодные игры» позволяют нам смотреть на себя на экране, но при этом «болеть» за тех, кого мы угнетаем. А наша одержимость «Голодными играми» свидетельствует о нашем желании пережить подобные события, даже если они грозят нам распадом. Если адаптации до конца будут верны книгам, Голливуд, как главный «распорядитель игр» нашей реальности, окажется в идеологическом кризисе, считает автор. По его мнению, не исключен и марксистский вариант дальнейшего развития Голливуда: его прогрессивные интеллектуалы примкнут к бунтовщикам, подобно тому, как распорядитель Игр Плутарх сыграл роль в разрушении его же собственного мира.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры» и дети

Споры о том, не слишком ли много жестокости в культурной продукции для подростков, также начались задолго до «Голодных игр». Но трилогия о Китнисс Эвердин подлила масла в этот огонь. Вот, например, в июне 2011 года в The Wall Street Journal литературный критик Меган Кокс Гурдон высказала ряд претензий к слишком темной современной подростковой литературе. Собственной статьей ей ответил Шерман Алекси, лауреат американской национальной книжной премии в области литературы для молодежи. Он не оправдывался, он решительно заявлял, что именно темные, даже кровавые книги – лучшие в подростковой беллетристике.
После выхода в прокат первого же фильма поднялась новая волна негодования. Психологи и социологи наперебой писали об исследованиях, согласно которым 12% родителей, имеющих 12-14-летних детей, позволяют им смотреть даже фильмы с рейтингом R и о том, что кинотеатры, где идут «Голодные игры», заполнены фанатками, которым еще нет 13-ти (напомним, рейтинг фильмов трилогии – PG-13).
Но вот мнение Джарреда Уоррена, практикующего подросткового психолога, опубликованное в Deseret News. По его словам, было бы глупо игнорировать доказательства влияния насилия в медиа на поведение подростков. Но, посмотрев фильм, психолог счел, что подросткам стоит показывать «Голодные игры». С какого возраста возможны эти показы, должны решать родители. «Мы созрели для того, чтобы обсуждать с детьми темы, которые поднимают «Голодные игры», - пишет Джарред Уоррен. – У вас есть шанс узнать и оценить детскую реакцию на важные проблемы, попытайтесь думать о том, как ваш ребенок понимает смысл происходящего на экране».

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры» и фитнес

Наконец, последнее в нашем списке. Это неожиданное исследование посвящено не кинотрилогии «Голодные игры», а непосредственно книгам Коллинз (а также творчеству некоторых других авторов).
Несколько лет назад профессор Уортонской школы бизнеса при университете Пенсильвании Кэтрин Милкмен не могла заставить себя ходить в спортзал. Тогда она решила попробовать использовать в зале аудиокниги с романами Коллинз и в результате стала ходить в спортзал пять раз в неделю. После чего и было задумано специальное исследование. В нем принимали участие 228 студентов и преподавателей Школы. Разбив подопытных на три группы, одним исследователь позволила слушать аудиокниги только в спортзале, вторые имели возможность «дочитывать» дома, хотя им не рекомендовали делать это, третьи могли сами выбирать книги и слушать их где угодно. В итоге среди представителей первой группы посещаемость спортзала увеличилась на 51%, среди участников второй группы – на 29%. Потом участникам предложили купить IPod с загруженными книгами, но с условием, что в нем будет ограничение на чтение только в зале. И 61% испытуемых согласились заплатить. «Это удивительно, ведь стандартная экономика предполагает, что люди не будут покупать то, что их ограничивает, готовность платить говорит нам, что у людей достаточно здравого смысла, чтобы ограничивать себя, но недостаточно сил для этого, и они готовы платить за возможность ограничения кому-то еще», - считает Кэтрин Милкмен. И хотя она считает, что нужны и дополнительные исследования, но, похоже, «Голодные игры» неожиданно открыли целое новое царство возможностей для коммерческого использования различных устройств.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» в российских кинотеатрах с 20 ноября 2014 года, фильм выходит в наш прокат более чем на двух тысячах копий.
Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильмах

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама